UA / RU
Поддержать ZN.ua

Город-сказка, город-мечта...

Одну страну от другой можно отличить не только по флагу, государственному языку или территориальному расположению...

Автор: Владислав Сурнин
Версальский парк

Одну страну от другой можно отличить не только по флагу, государственному языку или территориальному расположению. Различие можно найти с... закрытыми глазами и ушами. Как? Очень просто: путешествуйте на автобусе. Прочувствовав трассу, вы с уверенностью сможете ответить, в какой стране сейчас находитесь.

По состоянию дорог Украину легко отличить от Польши. В свою очередь, польские дороги ни в какое сравнение не идут с немецкими автобанами. А при пересечении границы Франции на минуту создается впечатление, что мы непостижимым образом вернулись на родину. Или в Польшу. Это, безусловно, преувеличение, но французские дороги все-таки серьезно отличаются от немецких автобанов.

Дом на Монмартре

Дорожный дневник

Вам посоветовали путешествовать автобусом, потому что только так вы сможете «посмотреть страну, через которую проезжаете»? Кое-что вы, конечно, увидите. Немного в Польше, немного в Украине. А вот в Германии вас ожидает большое разочарование. Ровный, как бильярдный стол, автобан, «бесконечный» в обоих направлениях. Равномерно высокий забор-сетка по обе стороны. Или, что еще хуже, высокий четырех-, пятиметровый звукоизоляционный барьер-забор в случае, если рядом с дорогой находится населенный пункт. И если на трассе Киев—Львов можно было встретить аистов, свивших гнездо на придорожных столбах, то в Польше, а тем более в Германии, подобное «безобразие» не встречается.

По автобану с аккуратным интервалом и правильной скоростью движутся немецкие автомобили. Одинаково красивые, одинаково «молодые», одинаково хорошо вымытые. Порой создается впечатление, что и педали «газа» и «тормоза» немцы жмут одновременно. Если вдруг и мелькнет машина не немецкого происхождения, обратите внимание на номера — это или наш земляк, или поляк.

По внешнему виду водителей грузовиков можно легко определить, из какой они страны. Польские водители очень похожи на украинцев, только более холеные, лучше одеты. Немцы похожи на поляков, но одеваются еще лучше и более раскованны в плане выбора одежды.

Для украинского автобуса пересечение германско-французской границы, как оказалось, не такое «прозрачное», как для «ЕС-европейцев». Пограничник, дежуривший на заправке (именно она символизировала «границу» между Германией и Францией), проверил наши паспорта, наличие виз, и только после этого мы поехали по платному автобану. Платный автобан — вот, пожалуй, главное отличие французских дорог от немецких.

Лувр за восемь с половиной евро

Благодаря Виктору Гюго посетить башни Нотр-Дама непросто. Очередь огромна, даже в знаменитый Лувр меньше. Со всего мира приезжают желающие увидеть собор, с которого Квазимодо сбросил коварного священника. Некоторые особо разговорчивые экскурсоводы с удовольствием показывают место, куда именно упал священник. Площадь перед собором Парижской Богоматери полна туристов со всего мира.

Нотр-Дам очень впечатляет. Даже если учесть, что башни регулярно ремонтируют, то есть собор постоянно окружен лесами. В соборе проводятся службы, играет орган, туристы стараются не мешать священникам, которые уже привыкли к потоку людей, более плотному, чем некогда в московском мавзолее. В Нотр-Даме можно посетить одну из башен, разглядеть вблизи химер, представить себе, как именно Квазимодо раскачивал колокола. В самом соборе есть временные выставки, а также постоянно работающая сокровищница Нотр-Дама.

Так как мюзикл о Лувре еще не написан, попасть в него значительно легче. Лувр огромен по площади — его можно сравнить, пожалуй, с питерским Эрмитажем. Множество скульптур, картин, комнат и залов, памятных по французским кинолентам с Жаном Маре. Если вы хотите посетить абсолютно все залы Лувра, придется запастись минимум еще одним днем. Вход в музей стоит восемь с половиной евро. Но если вы студент художественной академии и у вас есть соответствующий ISIC-документ, вход будет бесплатным (как, впрочем, и в большинство музеев Европы). Посетители этого солидного заведения творят буквально все, что хотят: маленькие дети ползают по полу и играют в машинки, студенты и школьники сидят или лежат там же и то ли слушают учителя, то ли перерисовывают картины, американские туристы сидят на лавочках и едят булочки (кстати, подобное себе больше никто не позволяет)... Смотрители редко осмеливаются напомнить о себе фразами типа «Ведите себя культурно, пожалуйста».

В музее д’Орсэ и Центре Помпиду можно увидеть оригиналы Дали, Ван Гога, Гогена, Малевича. Если вы любите импрессионизм, то музей д’Орсэ — для вас, если абстракционизм — выбирайте Центр Жоржа Помпиду.

Следует непременно запланировать подъем на Эйфелеву башню. С учетом времени, проведенного в очередях, на все про все уйдет около двух часов. Стоимость билета для взрослого — чуть больше десяти евро. Вид с Эйфелевой башни — просто великолепен. Особенно, если застанете закат солнца и увидите ночной Париж.

Если любите посещать музеи, музейная карточка для вас — необходимейшая вещь. Такая карточка сроком действия на один день стоит 18 евро. Приобрести ее можно в любом музее, любом туристическом центре, на любой станции метро. По ней можно посетить любые из 60 музеев (точнее, сколько успеете за один день, если одного дня мало, то существуют двух-, трехдневные карточки, но они стоят дороже). Словом, если вы в состоянии посетить три-четыре музея в день, сможете сэкономить немало денег, пользуясь такой карточкой. Без нее подъем на Триумфальную арку, например, стоит шесть евро, посещение музея д’Орсэ — семь.

Добраться в Версаль из Парижа можно на электричке. Билет обойдется в два с половиной евро. Стоимость входа в музей зависит от посещаемых залов и экспозиций. Во дворце их несколько, обойти все за один день практически невозможно. В стоимость посещения входит «аудиогид» на русском языке. Удобно и познавательно, а скорость движения по экспозиции можно выбирать самостоятельно. Обязательно советую побродить по парку, окружающему Версаль. Красота неописуемая.

Еще один королевский дворец — Фонтенбло — менее популярен среди туристов, поскольку ехать до него более часа и уже с Лионского вокзала (15 евро в оба конца). Вход во дворец стоит четыре евро, если нет музейной карточки.

Фонтенбло очень сильно отличается от Версаля. XVI век, резные деревянные потолки, галереи. Впечатляет...

Нет денег на такси? Тогда в метро!

Однозначно не буду рекомендовать ехать во Францию, тем более в Париж, на своем автомобиле: придется свыкнуться с мыслью, что автомобилей с целыми бамперами здесь практически не бывает. Для перенаселенного и суперавтомобилизированного Парижа очень остро стоит проблема парковки. В центре весьма сложно найти свободное место, даже на платной стоянке (к слову, бесплатные паркинги в центре города автору вообще не попадались). А вот оставлять машину в неположенном месте — дорогое удовольствие, эвакуатор появится за считанные минуты.

Продолжая автомобильную тему, хочется заметить, что в такси «служат» преимущественно «мерседесы» и дорогие «ситроены». У парижских общественного транспорта и такси есть серьезное преимущество перед частными автомобилями, поскольку большинство дорог в центре столицы Франции имеют специально отгороженную полосу для автобусов и такси. Представляете, как приятно по этим отдельным полосам движения «обгонять» многокилометровые пробки?..

Такси — транспорт дорогой, по карману не всем. Те, кто не в состоянии платить за него, пользуются удобным и быстрым видом транспорта — метро. В Париже оно открылось в 1900 году и в настоящий момент насчитывает 14 линий. Некоторые из них полностью автоматизированы: составы перемещаются по туннелям без машинистов, на станциях не встретишь обслуживающего персонала. Только видеокамеры, снимающие перроны со всевозможных ракурсов.

Если вы планируете сложную поездку со множеством пересадок, учтите: подземные переходы между некоторыми станциями могут занять у вас 10—15 минут. Назначая рандеву у выхода из подземки, не забывайте, что некоторые станции имеют семь выходов. К слову, из любой точки Парижа до ближайшей станции метро не более пятисот метров.

В пределах города ездят и электрички «дальнего» следования. То есть путем сложных пересадок можно, не выходя из метро, попасть на электричку и добраться в Версаль. Однако дальние поездки тарифицируются дороже. Билет же всегда следует иметь с собой — контроль бывает редко, но талончик могут проверить в любом месте, даже на выходе из подземки. Штраф не оставит равнодушным никого…

Чем еще поразило парижское метро, так это мусором. Дело в том, что в целях борьбы с терроризмом до недавнего времени здесь отсутствовали урны. Поэтому люди не стесняясь бросали бумажки где придется. Сейчас урны вернули на свои места, но привычка бросать мусор под ноги, похоже, осталась.

Париж — город мотороллеров. Для них, как и для общественного транспорта, отведены отдельные полосы движения. Скорость перемещения мотороллеров в пробках просто фантастическая. Для них предусмотрены и специальные парковки. Поинтересовавшись у французских друзей, не крадут ли это транспортное средство, выяснил: да, крадут, но общее количество мотороллеров дает весьма низкую вероятность того, что исчезнет именно ваш двухколесный «друг». Как и у парижских автомобилей, у тамошних мотороллеров весьма плачевный внешний вид, что делает их еще менее привлекательными для угонщиков.

...попадая в его сети, пропадаешь навсегда

В центре столицы Франции лучше всего быть пешеходом. Во-первых, по историческому центру следует медленно ходить. Во-вторых, пешеходам — зеленая улица на местных дорогах. Парижане-пешеходы игнорируют сигналы светофора и пересекают любые улицы под самыми непредсказуемыми углами и во все возможных направлениях. Надо отдать должное водителям — пешехода пропускают, даже если тому вздумалось перейти напрямик Елисейские поля.

В городе множество садиков и сквериков. Этих оазисов природы раскидано по городу множество, они небольшие, но насыщены скульптурами, цветами, деревьями и почти обязательно фонтанами. Все такие садики-скверики окружены заборчиками, в которых есть калитки, открывающиеся наружу, сделано это с единственной целью — чтобы в эти дворики не могли заходить собаки. Хотя, честно вам скажу, ни разу не видел в Париже бездомного пса.

Если вы любите французское кино, то просто обязаны побывать на Монмартре. Увидеть собор Сакре-Кер, прокатиться на фуникулере, сходить к магазинчику «У Али» (здесь снимались сцены из «Амели»), посетить кафе «Две мельницы», прогуляться вдоль каналов Сан-Мартена...

Французы — народ очень вежливый, всегда и везде здороваются, обязательно прощаются. Зашли ли вы в булочную, закомпостировали ли талончик у кондуктора, — не забудьте поздороваться, сказать «спасибо» и попрощаться. В Париже не проблема стать посреди улицы (или даже сесть), развернуть большую карту и спокойно ее изучать. Прохожие будут обходить вас молча, а если случайно толкнут, обязательно скажут «пардон» и пойдут дальше.

Ночной Париж так же многолюден, как и дневной. Море туристов, но в основном — местная молодежь. Свободный столик в кафе — редкость, кругом очереди в ночные клубы (вход в «Лидо», например, стоит 100 евро). По Елисейским полям даже далеко за полночь автомобили идут сплошным потоком по всем восьми полосам, вдали сверкает огнями Эйфелева башня. И уезжать из Парижа чертовски не хочется...