UA / RU
Поддержать ZN.ua

Город, который ищет свое имя

...В детстве я не любила свой степной городок Новомиргород, где родилась и выросла. А что там было любить?..

Автор: Светлана Орел

...В детстве я не любила свой степной городок Новомиргород, где родилась и выросла. А что там было любить? Асфальт только в центре, магазины полупустые, на центральной улице огромные (так мне казалось) памятники Ленину и еще Родине-Матери — стандартные штамповки, а между ними Дом культуры с вечно пьяной дискотекой. Конечно, были школа, друзья, учителя, литературное объединение. Но город... Он не был городом моей мечты.

И только через десяток лет после того, как я навсегда уехала оттуда, узнала, что первое название моей малой Родины совсем не Новомиргород (сколько тех «ново» посеяла по Украине, а в наших краях в особенности, Российская империя!), а Трисяги. Сяга — казацкая башня, то есть три башни. Что златопольская школа, куда мы иногда бегали на танцы, — помещение гимназии, в которой учился Владимир Винниченко, преподавали Николай Зеров, Николай Лятошинский, отец известного украинского композитора Бориса Лятошинского. Что на месте «оазиса культуры» стоял величественный Николаевский собор, взорванный большевиками в 30-е годы...

Мне повезло, поскольку подвернулся случай, хотя и позднее, но все же приобщиться к чистому источнику духовности отчего края. А для скольких моих ровесников культурной аурой родного города останется штампованный Ленин и неприветливый Дом культуры (кстати, и для следующих поколений тоже, поскольку ничего не изменилось). Лишая нас той духовной ауры, культуры родной земли, родного города и села, Система забирала у нас силу самозащиты, самосохранения, нивелировала чувство патриотизма. Не происходит ли то же самое и сегодня в городах, которые по тем или иным причинам остаются лишенными аутентичного культурного лица? Скажем, в таких, как наш Кировоград...

Куда показывает товарищ Киров?

Свое нынешнее имя город получил сразу после убийства большевика Сергея Кострикова (Кирова). Взволнованные этим событием труженики края проводили митинги, посылали правительству телеграммы с требованием назвать областной центр именем убитого «врагами народа» ленинградского лидера ВКП(б). Любопытно, что Киров никогда в нашем городе не был, как, конечно, и Ленин — в Украине....

С 1924 года у города было не менее «привлекательное» название — Зиновьевск (речь идет о еще одном революционере, но в этот раз хоть земляке), которое заменило данное в год начала строительства крепости святой Елисаветы — Елисаветград.

На центральной площади города и сегодня возвышается памятник Сергею Мироновичу (точно такой же «украшает» бывший город Киров, нынешнюю российскую Вятку), стоящему в большевистском галифе, показывающему пальцем... куда-то вниз. Чего только на тот бедный палец не вешали — и бутылку из-под пива, и оранжевый шарик, и рекламу «Кока-колы»... Ветераны, а их в городе немало, и именно они составляют значительную часть избирателей, считают памятник своим символом, молодежной иронии не понимают и говорят, что не поймут никогда. В прошлом году, например, накануне празднования 250-летия города, когда в очередной раз возник вопрос его названия, в ходе круглого стола, организованного городскими властями и редакцией городской газеты, председатель Кировоградской организации ветеранов Украины Виталий Виевский заявил, что старшее поколение освобождало Кировоград от фашистов, восстанавливало его, сооружало объекты, отличающие сегодня город от других, — поэтому, дескать, позиций мы не сдадим, будем стоять до последнего...

Именно нежелание городских властей идти на открытый конфликт с ветеранами — неплохо организованной и хорошо манипулированной силой — остается одним из главных сдерживающих факторов в вопросе изменения названия города. Такой шаг могла бы себе позволить сильная власть, имеющая мощную финансовую опору. Ни силы, ни финансовой опоры у Кировоградского городского органа местного самоуправления нет.

Елисавета: императрица или святая?

И все-таки существует еще одна причина того, что вопрос переименования областного центра решается непросто: неоднозначность отношения интеллигенции края к названию Елисаветград. Часть ее — пылкие приверженцы этого названия, в течение последних лет выплескивавшие на страницы местных газет много эмоций по поводу того, что городу до сих пор не возвращено его, как они считают, первое название. В основе указанной позиции тезис о том, что на территории нынешнего Кировограда до строительства крепости святой Елисаветы не было ничего, то есть была дикая степь, среди которой, дескать, императрица Елизавета Петровна (указ о строительстве крепости подписан именно ею) воздвигла военную твердыню, а потом — и город. В дискуссии с оппонентами, напоминающими о захватнической, оккупационной политике имперской России относительно тогдашней Украины, они подчеркивают, что речь идет прежде всего о святой Елисавете, матери Иоанна Предтечи, который крестил Спасителя в водах Иордана, и отнюдь не об императрице. Но как ни крути, а практика привлечения имен святых для усиления влияния и величия августейших персон относится к таким пресловутым традициям, как и большевистское «единодушное одобрение».

Да и вопрос, было ли до 1754 года на месте областного центра только дикое поле, не столь уж и однозначен. Несколько лет назад краевед Юрий Мативос на одном из старых домов частного сектора, не очень отдаленном от нынешнего центра города, под слоем старой штукатурки обнаружил чугунную табличку, которая свидетельствовала, что сооружение застраховано еще в 1752 году. Домик тот, кстати, еще прежняя городская власть планировала выкупить под этнографический музей, которого у нас, в отличие от некоторых даже районных городков, нет. Но воз и ныне там. Чуть позже все тот же Юрий Мативос в пятом томе дореволюционного издания «Живописная Россия» нашел сообщение о том, что поселение, предшествовавшее Елисаветграду, называлось Новоказачин. Вряд ли это то название, которое могло бы объединить жителей края, как и наименования бывших казацких поселений Завадивка, Лелекивка, ставшие сегодня районами областного центра.

Какое же название могло бы объединить всех? Пять лет назад, во время очередной попытки переименовать город, воспользовавшись случаем незабвенного кучмовского референдума, приверженцы названия Елисаветград инициировали проведение городского опроса-референдума относительно названия города. Его результаты, опубликованные в прессе, достаточно интересны и обнадеживающи.

Во-первых, именно формулировка вопросов не предусматривала другого варианта, кроме поддержки названия Елисаветград. Результат получили отрицательный, пожалуй, поэтому о нем предпочли много не говорить. Кировоградцев спрашивали, считают ли они целесообразным менять название города. За это высказались почти 61%, принявших участие в референдуме. Тех же, кто ратует за название Елисаветград, оказалось немного меньше 35%.

Видимо, за эти годы количество приверженцев изменения названия Кировограда возросло. Так вот вопрос в том, чтобы найти консенсус между приверженцами названий Елисаветград и нового или счастливо найденного старого, именно украинского. До сих пор дискуссии между ними велись в большинстве своем в эмоциональной плоскости, их же надлежит перевести в сферу научных аргументов, которые опирались бы на археологические, природно-географические и исторические факты. Материала для анализа более чем достаточно — наш край, едва ли не единственный в Украине, может конкурировать с соседней Черкасщиной по количеству трипольских поселений. Так, в прошлом году в одном из густонаселенных районов — на улице Попова — случайно(!) в ходе строительства супермаркета было обнаружено большое скифское захоронение. Что уж тогда говорить о более близком к нашему времени периоде казацкой эпохи! Наш край богат неординарными явлениями природного характера. Чего только стоят Бовтисская впадина или тайны древних поселений на берегу реки Синюхи. К этому анализу должны быть привлечены не только местные научные работники. Необходимо создать научную группу, которая помогла бы найти правдивое, исторически обоснованное имя для города. Может, до этого дойдут руки у городских властей, которые будут избраны в следующем году?

* * *

Ленинский райисполком и районный совет Кировограда в прошлом году, накануне своего 30-летия и 250-летия города, провели конкурс «Люблю я нежно город над Ингулом». В нем приняли участие школьники и студенты района, всего около трехсот молодых людей. Видимо, это не самые плохие ученики и студенты — мыслящие, грамотные, небезразличные к судьбе Отчизны.

Разумеется, имперское осмысление прошлого, активно пропагандирующееся частью местных СМИ, не могло не найти отзыва в детских произведениях. Только дети, поскольку они непосредственнее и искреннее, чем взрослые, не лукавят, а высказываются прямо: «Раньше Кировоград назывался Елисаветградом в честь российской императрицы Елизаветы», «Наша крепость играла значительную роль в борьбе за выход России к Черному морю». А один из юных авторов патетически восклицает: «Не понимаю, как можно швырять всякий хлам в реку, благодаря которой была спасена от татарских захватчиков Российская империя?»

Детские души не могут не чувствовать фальши этих версий. Они понимают, что единение с отчей землей — это что-то ближе, роднее, но других фактов, кроме задекларированных официально, у них нет, а переступить их участники конкурса не осмеливаются. Вот и выходит такая печальная эклектика: «Гордостью наполняется мое сердце от того, что задолго до знаменитой Куликовской битвы разгромили наши славные предки три орды монголо-татар и гнали их вплоть до Тавриды. И много еще героических событий происходило в этих местах. Наши древние земляки-земледельцы защищали свою самую большую ценность — свою такую черную и такую плодородную землю. Вот так в течение веков назревала стратегическая необходимость создания в самом центре Малороссии военной крепости, чтобы отражала все нападения врагов».

А крепость святой Елисаветы и создавалась империей именно для того, чтобы противостоять тем, кто защищал свою такую черную и такую плодородную землю: именно отсюда генерал Текелий отправился уничтожать Запорожскую Сечь. Да и битва 1363 года на Синей Воде была противостоянием армии Большого княжества Литовского (среди ее воинов больше всего было украинцев и белорусов и всего несколько сотен литовцев) и монголо-татар. Кстати, в советские времена абсолютно забытая победа, чтобы не умалять или не затенять роль Куликовской битвы в 1380 году.

И уже совсем странно читать коммунистическую риторику, выходящую из-под детской руки. «Передовая российская культура содействовала становлению революционного сознания народных масс, формированию духа протеста против социального угнетения и самодержавия. …В авангарде культурного строительства шли коммунисты и комсомольцы. …В 1934 году, по ходатайству трудящихся, город был переименован в Киров». Это только крупица из пространного исторического экскурса в работе одного из одиннадцатиклассников. Такое впечатление, что он списал эту часть из какого-то старого-старого учебника, хотя там, где парень излагает собственные размышления, работа интересная и неординарная. Но что-то же побудило юношу переписывать те нафталиновые сентенции. Кстати, именно он стал победителем конкурса.