UA / RU
Поддержать ZN.ua

Гоголь как «творец духовной драмы раздвоения»

Приближается 200-летие со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. Празднуют все. И те, для кого Гоголь всего лишь один из литературных генералов, которого положено чтить...

Автор: Сергей Махун

Приближается 200-летие со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. Празднуют все. И те, для кого Гоголь всего лишь один из литературных генералов, которого положено чтить. И те, для кого он остается генератором идей, камертоном совести, нашим современником, отвечающим на вопросы дня сегодняшнего, и является не просто актуальным, а кричаще актуальным. Хотя, пожалуй, не к лицу Гоголю слово «кричаще». Скорее, он своим тихим голосом заставляет нас остановиться на бегу, в водовороте постоянной суеты и тщетных попыток получить от жизни как можно больше.

Так предоставим же слово Николаю Васильевичу:

«Один лишь выход общества из нынешнего состояния — Евангелие».

«Со словом надо обращаться честно, ибо оно есть высший подарок Бога человеку… и беда, если о предметах святых и возвышенных станет раздаваться гнилое слово: пусть уж раздается гнилое слово о гнилых предметах».

«Гибнет вкус человека в ничтожном, временном, тогда как он был бы заметен в непод­вижном и вечном».

«Мы имеем чудный дар делать все ничтожным: век наш так мелок, желания так разбросаны, знания наши так энциклопедичны, что мы никак не можем сосредоточиться на каком-нибудь предмете наших помыслов, и оттого поневоле раздроблены все наши произведения на мелочи и на прелестные игрушки»…

Ни о ком не распространялось столько разных сплетен, не рождалось столько домыслов, как о Гоголе, ни на кого не клеилось столько ярлыков, как на Николая Васильевича. Причем началось это еще при его жизни и, к сожалению, продолжается до сих пор. Сколько невежд повторяют болтовню о его сумасшествии — и не сосчитать.

Поэтому очень важно без спешки, но последовательно очистить имя великого писателя и мыслителя от легенд и мифов. Этот процесс в определенной степени похож на реставрацию картин и икон, когда из-под последнего, совершенно ненужного слоя краски вдруг всплывает настоящее искусство.

Свой вклад в демифологизацию Гоголя внесло и издательство небольшого столичного храма — Свято-Макарьевской церкви Киева, позаботившееся о достойном праздновании юбилея. Вышло два издания — календарь на 2009 год, посвященный Николаю Васильевичу, а также небольшая брошюра «Размышления о Божественной Литургии», вмещающая духовные произведения и письма писателя.

Календарь построен по следующему принципу: на первой странице — фотография одного из многочисленных монументов Н.Гоголя или храма, тесно связанного с жизнью писателя, его яркая цитата или посвященная ему, несколько маленьких фотографий, а также — соответствующий месяц года с указанием церковных праздников. На обратной стороне — статья или отрывок из важнейших трудов исследователей жизненного и творческого пути Мастера.

Среди авторов: Константин Мочульский и Владимир Воропаев, Евгений Сверстюк и протоиерей Василий Зеньковский, Олесь Гончар и митрополит Серафим (Чичагов)... Опубликован и малоизвестный текст Н.Гоголя «Правила жития в міре».

О календаре мы беседовали с многолетним настоятелем Свято-Макарьевского храма, являвшимся не только инициатором, но и, по сути, редактором издания, отцомАнатолием Затовским.

— Цель наших изданий — показать духовные искания Гоголя. Ведь такой взгляд не очень популярен, как не был он популярен при жизни Николая Васильевича. Вспомните, какую бешеную реакцию вызвал выход в свет «Избранных мест из переписки с друзьями». Хотелось отметить две важные позиции. Всем известно, что Гоголь был человеком православным. Этого доказывать не нужно, но хочется подчеркнуть, что именно православие является духовным корнем украинского народа. Обращение к нашим духовным истокам поможет нам сегодня найти почву под ногами, восстановить духовный стержень народа, вернуться на собственный путь на дорогах истории. В этом контексте чрезвычайно много значит духовное наследие писателя. «Гоголь, — как пишет философ, протоиерей Василий Зеньковский, – первый пророк возврата к целостной религиозной культуре... он ощущает как основную неправду современности ее отход от Церкви, и основной путь он видит в возвращении к Церкви и перестройке всей жизни в ее духе».

Вторая задача календаря — показать украинскую душу Гоголя. Нужно отметить, это нам удалось. Очень больно осознавать, что Николая Васильевича изучают в школе в разделе «Зарубежная литература».

Скажем, многие люди, даже хорошо образованные, с удивлением спрашивают — а разве Гоголь бывал в Иерусалиме? Между тем писатель мечтал об этом всю жизнь и в конце ее осуществил паломничество к Гробу Господнему. Любопытна также и малоизвестная широкой общественности страница о путешествии писателя в Оптину пустынь. Посещение этой святой обители и общение со старцами были очень важны для Николая Васильевича и существенно повлияли на его укрепление в вере. Профессор Московского университета Владимир Воропаев касается интересной и противоречивой темы «Гоголь и православие». Все факты, которые приводит профессор, не просто яркие, а поражают образностью. Например, следующей: нетленные мощи святого Спиридона Тримифунтского, хранившиеся в Оптиной пустыне, не теряли мягкости на протяжении пятнадцати веков. Каждый год 12 декабря (по старому стилю) их обносили вокруг города. Все прикладывались к мощам, а один английский путешественник не пожелал воздать им надлежащие почести, говоря, что спина святого якобы прорезана, а тело — набальзамировано. Однако потом он решился подойти, но мощи повернулись к нему спиной. Ужаснувшийся англичанин пал на землю перед святыней. Свидетелями этого было много людей, и среди них — Николай Гоголь.

В статье Евгения Сверстюка, который, кстати, готовит к печати книгу о Гоголе, речь идет об украинстве большого писателя. «Гоголь хотел остановить судьбу и повернуть ее в украинскую сторону. Но предрешенного и конем не объехать, и это он тоже знал уже сызмальства. С украинской судьбой Гоголь встретился на всех этапах своей жизни. Это только недалеким людям казалось, что местожительство меняет человека. Каждый человек, как писал Экзюпери, родом из своего детства. Гоголь чувствовал себя тем, кем родился. Только гений всегда имеет более глубокие национальные корни и более сильный «голос крови», нежели обыкновенные люди».

Философ протоиерей Василий Зеньковский подчеркнул, что герои Гоголя — это общемировые, общечеловеческие типы. Тема банальности — главная тема его творчества. Но «в поисках правды Гоголь к концу жизни подошел к самому тяжелому для себя вопросу, — отмечает Зеньковский. — Вот он сильно и ярко высмеивает банальность человеческую и тем освобождает нас от нее. Но не является ли само искусство, хотя оно и стремится одолеть банальность нашей жизни и возвыситься над ней, именно частью этого мира? Прочитав ту или иную повесть, комедию, насладившись и насытившись ею, не превращаем ли мы, читатели, само искусство в банальность?»

Впрочем, не будем пересказывать все страницы календаря: те, кто его купит, наверняка и сами смогут насладиться небанальным взглядом на Гоголя.

Книга Гоголя «Размышления о Божественной Литургии» не переиздавалась в Советском Союзе с 1920 года, о ней знали только биографы и узкие специалисты. Впервые книжечка вышла в печать в 1857 году. Издателем стал известный украинский писатель, историк, языковед Пантелеймон Кулиш, но редакцию и цензурирование (было изъято более сорока строк, заменены литературные обороты, внесены недопустимые вставки в текст Гоголя) провел архимандрит Кирилл. Редактор не выполнил часть завещания писателя, напечатав его имя на обложке. Но исполнил важную просьбу — книжка вышла небольшим форматом и по доступной цене.

Этот труд является итоговым для писателя. Николай Васильевич хотел, по его словам, «показать, в какой полноте и внутренней глубокой связи совершается наша Литургия, юношам и людям, еще начинающим, еще мало ознакомленным с ее значением». Кроме этой работы, в брошюре опубликованы отрывки духовного содержания из писем Гоголя, а также два исследования Владимира Воропаева об истории создания «Размышлений о Божественной Литургии» и его же работа «Нет другой двери... Гоголь и Евангелие».

«...Гоголю суждено было до конца творить свою духовную драму раздвоения — вечную драму детей земли, теряющих связь с небом. Большинство из них так и остается на земле с воспоминанием о небе. Религиозная драма Гоголя — единичный случай в литературном мире. Собственно говоря, это последняя его притча для потомков», — пишет культуролог и философ Евгений Сверстюк.

Так давайте еще раз прикоснемся к духовному наследию Николая Гоголя!