UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГЛУХОНЕМЫХ ДЕТЕЙ МОЖНО НАУЧИТЬ ГОВОРИТЬ. ЗА ЭТО БЕРУТСЯ ВО ЛЬВОВЕ

Оказывается, если до двухлетнего возраста у ребенка выявляют глухоту и, особенно, будущую немоту, влекущие за собой нередко проблемы со зрением и с умственным развитием вообще, с этими недугами можно успешно бороться...

Автор: Людмила Носарева

Оказывается, если до двухлетнего возраста у ребенка выявляют глухоту и, особенно, будущую немоту, влекущие за собой нередко проблемы со зрением и с умственным развитием вообще, с этими недугами можно успешно бороться. Благодаря специальным методикам и занятиям таких детей можно научить говорить практически в обычном речевом ритме. Во всяком случае, в западных странах этими проблемами занимаются давно и серьезно. У нас же глухонемые дети (а потом и взрослые) практически отторжены от общества. Конечно, были и есть специализированные школы, детские сады, но, без сомнения, люди с дефектами слуха и речи и поныне чувствуют себя неполноценными. И только сейчас мы начинаем приходить к пониманию, что очень многое в подходах к обучению, воспитанию глухонемых и адаптации их к жизни нужно менять.

К такому выводу пришли во Львовской специальной школе-интернате № 35, правда, не без помощи и поддержки серьезных структур из Нидерландов. Здесь, как и в Сосницкой школе на Черниговщине, начинается апробация украинско-нидерландского образовательного проекта интегрированного развития глухих.

Первые попытки научить глухих разговаривать были предприняты епископом Джоном Баверлеем из Англии еще в 685 году. Спустя почти пять веков (1130 год) немец Рудольф Агриколла сообщил об обучении таких людей письму. Затем иезуит К.Шот (1600–1666 гг.) учил своих подопечных читать с губ. В эпоху Возрождения и до сего дня основоположником сурдопедагогики считается Джироламо Кардано, который, используя уже существовавший опыт, обобщил его и предложил, как учить глухонемых читать, писать и без посредничества произнесенного слова выражать свои мысли. А во второй половине XVIII ст. возникли две школы, два направления: «испанская», в основе которой лежало овладение устной и письменной речью, дактилологией, мимико-жестикуляционным методом, и «голландская», «работающая» на базе развития звуковой речи. Эти два направления и сегодня в мире остаются наиболее распространенными.

Львовская школа глухонемых, основанная 170 лет назад по инициативе австрийского императора Франца-Иосифа, всегда «исповедовала» комбинированный (испанский) метод обучения, так как ее первые учителя прошли подготовку в Венском институте глухонемых, который работал по этой методике. Такой подход понятен, ведь чтобы научить ребенка с недостатками слуха и речи говорить, нужно начинать с ним работать как можно раньше, то есть выявить недуг в самый ранний период жизни (в Голландии, к примеру, все дети обследуются до девятимесячного возраста и те, кому необходимо, сразу получают слуховые аппараты). У нас же ранней диагностикой практически не занимались, поэтому в дальнейшем научить глухонемых разговаривать было просто невозможно. Как утверждают специалисты, если ребенок не слышит до семи лет, более-менее нормально говорить его уже не научишь.

Изменить подходы в обучении (а значит, и в развитии) глухонемых детей призван совместный пилотный проект «Juice», который в течение трех лет (с января 2001 года по декабрь 2003 года) будет финансово поддерживаться программой «Социальный переходный период для Центральной и Восточной Европы» (МАТРА) Министерства иностранных дел Нидерландов. А осуществляться «Juice» будет под патронатом Института глухих детей Голландии, являющегося национальным и международным центром диагностики, обучения, реабилитации и консультаций для глухих. Начиная с 1997 года (благодаря бизнесмену из Тилбурга Питу Спайкерсу, организовавшему фонд «Гуманитарная помощь детям Украины» и занимающемуся во Львове не только чернобыльцами, но и бездомными, детьми с отклонениями слуха и речи) специалисты института IVD знакомились с ситуацией в Украине и возможностями эффективной работы. Так совпало по времени, что Барбара и Клаус Эккард (из Нидерландов), работая в Украине и организовав в Чернигове благотворительный фонд, тоже не прошли мимо глухонемых детей в селе Сосница Черниговской области. Так эти две специализированные школы — львовская и сосницкая — попали в нидерландский проект.

Основная идея проекта — научить глухонемых детей разговаривать, что значительно улучшит возможность их общения, доступ к информации, а в последующем — адаптации к жизни. Методика и процесс обучения будут базироваться на индивидуальном подходе к каждому ребенку с использованием новейших достижений сурдопедагогики, компьютерных развивающих программ (одна из таких программ — «Зримая речь» уже используется во Львове), других информационных технологий.

Кроме базовых школ-интернатов для глухонемых, участниками проекта станут специализированные больницы, там целенаправленно будет проводиться раннее диагностирование детей и обеспечение нуждающихся слуховыми аппаратами, детские сады для детей с недостатками слуха, во Львове — еще и средняя школа № 95, в которой организованы классы для глухонемых, а также отделы народного образования, региональные институты повышения квалификации учителей. Должна быть создана совершенно новая интерактивная методика в украинском контексте, но с использованием знаний и наработок специалистов Голландского института глухих. Третий уровень программы — это социальная адаптация глухих людей, создание для них более широкого спектра профессий, где они смогут приложить свои знания и умения. Так, до недавнего времени, к примеру, львовская школа-интернат ориентировала выпускников на профессии швеи, штукатура, маляра. В конце прошлого учебного года состоялся первый выпуск (шесть человек) глухонемых в медицинском колледже. Все они получили направление на работу как лаборанты-медики. Двое выпускников школы стали студентами львовского филиала Киевского института развития человека — его компьютерного отделения. Этот институт дает возможность людям, обделенным от природы, получить необходимые знания, чтобы в дальнейшем учиться в обычном вузе. Будем надеяться, что совместный проект расширит возможности социальной адаптации глухих, ведь уже в стенах школы они смогут развивать свои языковые и умственные способности, приобщаясь к мировой информационной сети Интернет и другим информационным каналам.

Если пилотный проект пойдет нормально, этот опыт будет распространен и в других регионах Украины. А в перспективе уже планируется создание Всеукраинского центра поддержки глухих людей, скорее всего, также при поддержке иностранных партнеров.

Все это очень хорошо. Вот только бы через два-три года (после окончания проекта) у нас не иссякло желание заниматься этим непростым и хлопотным делом. Хотя, по большому счету, своими проблемами мы должны заниматься сами.