Если бы в середине восьмидесятых, когда я стала счастливой обладательницей стеганного пальто, кто-то бы намекнул о стеганном вечернем платье из болоньи, ей-Богу не поняла бы его. Когда же увидела подобное на показе Александра Гапчука под названием «Осенние коды» в рамках недавней, седьмой недели украинского pret-a-porter, или же «Сезонов моды», отметила, что это не только стильно, но и изысканно. Уже в третий раз участвуя в «Сезонах моды», Александр Гапчук постоянно доказывает, что шедевр можно создать практически из любой ткани. Болоньевая ткань для экстремальных условий, утепленная и простеганная, стала отправной точкой не только для платьев, комбинезонов, косынок, но и для элегантных деловых мужских костюмов. В конце концов на «Сезонах» Гапчук едва ли не единственный из дизайнеров заботится о мужской стильности в более или менее массовом масштабе.
Завсегдатаев «Сезонов моды» удивить чем-либо тяжело. Обычного потребителя заставить восторгаться легче, но вот убедить купить значительно тяжелее. Ибо между ним и дизайнером есть непреодолимый барьер в виде цены. Вернее, разницы между ценой на изделие эксклюзивное, авторское и тиражированное в определенном количестве экземпляров. По-видимому, в двадцать первом веке спор, что есть мода — искусство или производство, достигнет своего пика. В идеале же они должны идти бок о бок. На самом же деле в основной массе украинские дизайнеры страшно далеки от производства. Но у Александра Гапчука в этом плане все сложилось нормально — киевский Дом быта «Столичный», в спайке с которым он и вышел на «Сезоны», обеспечивает производственную базу — тиражирует коллекционные вещи небольшими партиями и продает в недавно открытом магазине.
На этот раз с интересом взялась за фабричную коллекцию львовянка Оксана Караванская. С созданной ею коллекцией пальто киевская фабрика «Юность» впервые вышла на подиум «Сезонов». И, следует отметить, успешно.
Однако здесь есть свои «но». Существование в общей упряжке «Сезонов» дизайнеров и производственников все больше кажется эклектичным. У них разные задачи и разная публика. И хотя знатоки нынче отметили как хенд-мейд в авторской коллекции Оксаны Караванской, так и фабричный пошив «Украины» (как постоянный участник «Сезонов» она продемонстрировала значительный прыжок в развитии), есть смысл знакомить с промышленными коллекциями более широкую публику.
— Вы на собственном опыте убедились, что означает большое производство. Но когда дизайнер смотрит на человека и «танцует» от него, массовый пошив все же в определенной мере унифицирует. Следовательно, все-таки подход должен быть индивидуальным? — спросила я Оксану Караванскую.
— Вообще я за массовый пошив небольшими партиями. И моя мечта — собственные небольшие серийные производства.
— Женщины в Украине составляют большинство населения. Если модели будут тиражироваться небольшими партиями, хватит ли у нас мощностей, чтобы одеть всех?
— Небольшие партии — если говорить, скажем, о Киеве, если о стране в целом — могут быть партие значительные.
— Есть ли у нас предпосылки для создания одежды haute couture?
— Вся моя работа направлена на то, чтобы доказать, что чистый кутюр абсолютно никому не нужен. Я всегда делаю микс — прет-а-порте с кутюр — мне кажется, что за этим будущее. При тех технологиях и возможностях, которые появились, может идти речь о единичном экземпляре как об оригинальности, и не более. Поэтому чистый haute couture, когда все шовчики делаются вручную и только один-два разрешается прострочить на машинке, нынче просто абсурд. Уже даже в Париже позволили делать восемь машинных швов на вещи haute couture.
— Охарактеризуйте будущее «Сезонов моды»: насколько это любопытно для масс, как они формируют моду в Украине?
— Мне кажется, что с каждыми сезонами все больше людей интересуются украинской модой. И сейчас уже не стыдно признаться, что ты одеваешься у украинского дизайнера. Это стало модным. Так что, я думаю, за украинскими модельерами будущее...
— У вас за плечами большой опыт показов. С чего начинается очередная коллекция?
— Я набираю огромное количество тканей, ищу соотношения, потом начинаются поиски формы. Причем бывает так: вещь уже покроена, на 90 процентов пошита, ее одевают на манекенщицу и... все затаили дыхание — когда же я возьму ножницы и начну резать: сейчас, или когда уже все будет готово? И все конструктора и швеи тогда убегают... Но основу конструкции мы делаем сразу, то есть я вначале придумываю некоторые новые конструктивные штучки, а потом уже форму.
Относительно новизны идей меня всегда поражал Ісия Мияки. У него не просто идеи, а то, что можно назвать модой будущего, подход не конструктивный, а пластический. Он оперирует не линией, конструкцией, выточкой, — он оперирует формами, абсолютно новыми тканями, сам их делает и формирует эти ткани в невероятные вещи.
— Вы живете во Львове, но вот уже третий раз показываете свои коллекции в Киеве на «Сезонах моды». Кому адресована ваша последняя коллекция, которую встретили бурными аплодисментами, — львовянке или киевлянке?
— Скорее всего киевлянке, ибо львовянка более консервативна. Моя коллекция, я думаю, достаточно провокационная. Когда женщина одевается в том варианте, который я предложила на подиуме, она должна придерживаться определенных правил поведения. Но если забрать некоторые детали, остаться в одном костюме, застегнуть еще одну пуговицу — можно спокойно идти на работу. Я хотела сказать своей коллекцией то, что женщина может изменяться в зависимости от своего расположения духа и от тех аксессуаров, которые она использует. Главными в показе были аксессуары, и тем, что модели, заканчивая дефиле, отбрасывали их в сторону, подчеркивалась их большая роль в нынешней моде.
— То есть модельер, одевая клиентку, учитывает каждую мелочь...
— Да, мы уже дошли даже до нижнего белья.
— Какое «послабление» сегодня имеет костюм деловой женщины?
— Классический костюм служил основой этого показа. Я просто предложила деловой женщине немножко пофантазировать с блузкой, с деталями, защипами. Почему стиль деловой женщины подобен стилю делового мужчины? Это же нонсенс. Женщина всегда женщина, даже на деловых встречах. Для чего это скрывать?
— Какие ткани вы использовали? Раньше у вас преимущественно использовались экологически чистые.
— В этот раз был эксперимент по смешиванию двух тканей. Экологически чистые натуральные шерстяные ткани накладывались на капрон и соединялись вместе. Или шерсть покрывалась сверху водонепроницаемой пленкой. То есть это была попытка создать какие-то новые ткани.
— Чего, на ваш взгляд, не хватает нашим женщинам?
— Если ты совсем не чувствуешь стиль, можешь обратиться к специалисту. Но если ощущаешь, что вкус есть, можно немного поэкспериментировать с цветом, или блузку, которая должна одеваться с классической юбкой, одеть под джинсы или наоборот. Как бы ты ни был одет, если спрятал некоторые нюансы, удачно подобрал и скомпоновал цвета, ты уже стильный. Если ты стильный — ты модный.
— А что, по-вашему, абсолютно нестильно?
— Особенно мне не нравится американский стиль. Если мы к нему придем, будет очень жаль.
…Шестнадцать коллекций было показано в столичной галерее «Лавра». Чем они запомнились? Удобство, спортивность и изысканность смешали нынешние «Сезоны» в удивительный коктейль. Уже обычными стали трансформеры или два, даже три в одном (когда легким движением руки плащ превращается в куртку и юбку), заимствование элементов женской моды для мужчин. Объединение того, что традиционно считалось несоединимым, — шифон и кожа, шифон и шерсть, шелк и пальтовая ткань в «одном флаконе» — временами достигало удивительного эффекта. (Впрочем, имели место и красные колготки, отвлекавшие на себя внимание, когда у автора ощущалась явная нехватка идей.) Шокирующе прозрачные, открытые платья и роскошные шубы заставляли мысленно калькулировать их цену и думать о практичности. Но хитом сезона стало... обнаженное тело. Что же делать, если в формах пока что открытий не предполагается? А формы женского тела всегда загадочны и отвлекают внимание публики даже при неприкрытом отсутствии новых идей. Укрой их драгоценной тканью, кожей ли питона, разукрась экзотическими перьями — красоту ничто не испортит. А финансовые жертвы — это уже из области здравого смысла и возможностей.
…Что ни говори, сегодня карман — модный элемент одежды. Можно сказать — главный элемент. Конечно, если он не пуст.