Как показывают многочисленные исследования, женщины в Украине имеют фактически равные возможности в сфере образования, доступа к медицинским услугам и правосудию, но только не в сферах с максимальной концентрацией финансовых и властных ресурсов.
По сравнению со странами Европы, в Украине сохраняется самый низкий уровень гендерного баланса в сфере представительства и руководства государственными и экономическими процессами. Гендерная политика в стране постепенно меняется, но, по словам специалистов, изменения эти пока что несистемные. Улучшить ситуацию в сфере гендерного образования призваны и отдельные статьи Национальной стратегии в сфере прав человека. Как именно они выполняются?
Не знаю, но осуждаю
Сегодня уровень осведомленности украинцев о гендерном равенстве, требованиях украинского законодательства и преодолении гендерных стереотипов, к сожалению, оставляет желать лучшего, считает юрист, координатор образовательных программ в Amnesty International Ukraine Владимир Селиваненко.
"Сейчас есть много представлений о том, что такое гендерное равенство в Украине. Согласно законодательству, это - равенство мужчин и женщин. И я часто слышу, например, и от женщин, что проблем с гендерным равенством не существует. Но многие украинцы осознают, что, к сожалению, равенства пока что нет: разные зарплаты, стереотипы на работе, ограничение в продвижении и т.п. У нас остается огромный процент людей, которые не осведомлены с этой тематикой, не знают, что происходит. И самое печальное, что они часто агрессивно воспринимают попытки объяснить", - говорит Селиваненко.
По его словам, принятие Национальной стратегии в сфере прав человека - это за годы независимости одно из весомых достижений правозащитного сообщества, поднявшего большое количество вопросов, в частности вопросы гендерного образования.
"Нацстратегию создавали правозащитные круги. В нее вложены такие вещи, которые побуждают государство, хочет оно того или нет, к определенному прогрессу, и именно в разрезе гендерного образования. С одной стороны, это вызвало энтузиазм людей, понимающих важность данного вопроса, поддерживающих идеи гендерного равенства, но, с другой, привело и к противоположной тенденции. Мы сейчас видим, как растет негатив со стороны религиозных или праворадикальных кругов. Хотя в понятие гендер, с точки зрения Нацстратегии, закладывается понятие равенства мужчин и женщин, непонимание этого приводит к негативу", - подчеркивает эксперт.
Вместе с тем Правительственная уполномоченная по вопросам гендерной политики Екатерина Левченко в своей книге "Гендерне тяжіння" пишет о том, что манипуляции вокруг гендерных вопросов были "вброшены" в общественный дискурс еще в 2010 г., с приходом к власти Виктора Януковича, в качестве инструмента для остановки евроинтеграционного движения Украины. С новой силой они активизировались в 2016-м, теперь уже как инструмент гибридной войны. Сегодня главный тезис антигендерных движений - "Гендер - это чужеземная ценность, которую нам навязывают".
Но, как утверждает Екатерина Левченко, в Украине уже не вызывает сомнения важность усиления политики обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин. В подтверждение тезиса правительственная уполномоченная приводит утверждение Государственной социальной программы обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин до 2021 г., Национального плана действий на выполнение заключительных замечаний Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, обновление Национального плана действий "Женщины, мир, безопасность". Большинство этих мероприятий отображены и в Нацстратегии.
Можем ли использовать потенциал Нацстратегии в сфере прав человека?
По информации из отчета Министерства юстиции о выполнении мероприятий Нацстратегии, в 2018 г. Министерство образования и науки Украины включило гендерные курсы в учебные программы семи украинских вузов, в МВД проводятся тренинги для повышения осведомленности в гендерной проблематике.
Как рассказала координатор мониторинга исполнения Плана действий по реализации Нацстратегии от Украинского Хельсинского союза по правам человека Ксения Семеркина, в областях Украины организовывается работа школ лидерства для женщин, школ подготовки кандидатов в депутаты местных рад, проводится просветительская работа, направленная на расширение участия женщин в политике и принятии решений. Во всех областях Украины реализуется проект "Академия женского политического лидерства".
По словам экспертов, гендерное образование сейчас сосредоточено в основном в университетах в виде гендерных студий разного профиля на разных факультетах. При этом чаще всего они являются индивидуальными инициативами отдельных специалистов.
"В университетах на уровне определенных инициатив и отдельных людей создаются магистерские программы, как, например, в Университете им. Шевченко. Если бы не отдельные люди, эта программа не была бы создана. У нас в Киево-Могилянской академии на нескольких кафедрах преподаются гендерные студии - курсы, связанные с гендерной тематикой, но это тоже скорее наша индивидуальная инициатива. А ведь надо, чтобы работа со стороны Министерства образования и науки была более системной, поскольку сейчас в МОН полагаются больше на индивидуальные инициативы вузов, отдельных преподавателей и грантовые программы", - уверенакандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Киево-Могилянской академии, гендерный эксперт и автор почти 100 научных работ и книг о гендере Тамара Марценюк.
По ее словам, некоторые вещи в контексте гендерного образования, которые внедряются МОН, можно было бы делать более профессионально. Например, ежегодный конкурс студенческих работ в разных сферах, в том числе по гендерному равенству.
"Мне не понятен механизм, по которому министерство выбирает учреждения, курирующие этот конкурс. В определенный период в Бердянском университете на средства ООН был создан гендерный центр. Там проводился данный конкурс. А в этом году выбрали Херсонский университет по не совсем понятным причинам, поскольку там нет специалистов, занимающихся этой тематикой. Формально сам конкурс в этом году есть, но качество и профессиональность его оставляют желать лучшего", - считает Марценюк.
Екатерина Левченко недавно высказала мнение в своей колонке, что в Украине сейчас сложилась уникальная ситуация, когда есть общественный спрос, но он не находит адекватного ответа системы образования и подготовки кадров.
"И речь идет не о спонтанных тренингах. Тренинги как форма обучения должны вернуться на присущее им место, - получение практических навыков, прикладных знаний или целенаправленного изменения отношения к проблеме. Речь идет о системных курсах в магистерских программах, школах, наподобие "Государственная гендерная политика" или "Гендерная интеграция в государственной политике", и прочие. Есть насущная необходимость в открытии магистерских программ по гендерным студиям, причем максимально приближенных к государственному управлению и анализу государственной политики", - уверена Екатерина Левченко.
Кроме того, по мнению специалистов, тематика гендерного равенства недостаточно внедряется в более широкую тематику прав человека.
"Мне хотелось бы, чтобы тематика гендерного равенства возникала больше как правозащитная. Есть положительные примеры: при поддержке международных организаций в Университете им. Ярослава Мудрого в Харькове Елена Уварова создала программу для юристов по гендерной тематике. Хорошо, что учебные заведения не мешают внедрять такие программы, но вместе с тем мне кажется, что в Министерстве образования и науки более профессионально их не воспринимают. Это направление надо активизировать", - считает Тамара Марценюк.
Несмотря на то, что в Украине реализуется немало программ по гендерному образованию, они остаются инициативами гендерного движения и не являются приоритетными для соответствующих министерств и ведомств. Количество государственных гендерно-ориентированных программ должно увеличиваться, говорят специалисты, и финансироваться не только за счет ресурсов соответствующих международных проектов.