UA / RU
Поддержать ZN.ua

Где закончится наш мир и начнется будущий

Наш мир строится сегодня по модели захвата внимания. Именно внимание стало наиболее дефицитным ресурсом.

Автор: Георгий Почепцов

Первый мегаэтап развития строился на захвате материального, тогда именно это было главным ресурсом, за который велись войны. Земля, золото и подобное были целью алчных завоевателей. В ответ были выстроены границы территорий, чтобы на нашу землю не мог ступить чужой без нашего на то разрешения. Но они не особенно защищали, поскольку действовало право сильного, который и оказывался прав.

Второй мегаэтап, который начался уже на наших глазах, стал направляться на захват информации, чтобы с ее помощью править миром и, соответственно, материальными ценностями. Тем более, в этом периоде надо продавать товары с помощью рекламы и паблик рилейшнз, навязывая потребителю его потребность в них. Это стало одним из базовых механизмов развития капитализма. Если извне ничего забрать нельзя, приходится переходить к интенсивному развитию внутри.

Третий мегаэтап вырастает из насыщенности информацией. Информации много - возможностей у мозгов мало. Тем более что к информации с царством правды во главе на равных добавилась дезинформация из пространства, где царит постправда. Дезинформация, до этого насыщенная фейками и прочим, была золушкой. Теперь она постепенно поднялась и заняла свое полузаконное место рядом с информацией. У мира стало две королевы - информация и дезинформация. И каждый нашел королеву по себе и по своим интересам.

Кстати, переизбыток информации первыми четко увидели разведывательные структуры, имевшие горы данных, среди которых было трудно докопаться до нужного на данный момент зерна истины. 11 сентября стало примером, когда все было известно заранее, но никто не обращал на это внимания. Агент ФБР, например, сообщал о странной группе, которая учится только взлетать, но не учится, как сажать самолет. Теперь работа с big data, наконец, позволила отдельным институтам государства и общества типа разведки, военных, полиции разобраться со своими монбланами информации. Президентские выборы Трампа и Брекзит также иллюстрируют возможности "социальной физики" по управлению другими. Это на Западе. На Востоке Китай создает сегодня систему отслеживания всех и вся, экспериментируя сначала на своем уйгурском анклаве, где отслеживание электронной связи фиксирует даже... пренебрежительное отношение к мандаринскому языку.

Много информации породило свои проблемы на уровне не только государств, но и человека. Так пришла борьба за внимание как третий мегаэтап, которая выросла в том числе и с приходом дезинформации. В прошлом были "люди мира", потом появилась "правда мира", теперь мы попали в оазис "неправды мира". И этот "оазис" серьезно подпитывается возросшей ролью не работы, а досуга, где набрал силу виртуальный мир. Именно в нем работают как режиссеры телесериалов, так и политтехнологи политиков. В случае Украины эти два потока сошлись на выборах президента.

Как видим, теперь к физическому пространству, где были цели первого мегаэтапа, информационному пространству, где были цели второго, пришло виртуальное пространство третьего мегаэтапа.

Виртуальность присутствовала и на первых двух этапах в виде религий, возникших на первом мегаэтапе, идеологий, возникших на втором, где люди отдавали свои жизни "придуманному" кем-то. Ю.Харари вообще считает оперирование вымыслом главной чертой, отличающей мир человека от мира животных. Вымысел в виде религий или идеологий позволял объединять большие массивы людей, чего не могут сделать животные.

Кстати, религии, идеологии, экономики достаточно часто в истории меняются, и следующая из них объявляется единственно правильной. Это доказывает то, что перед нами каждый раз новый инструментарий выстраивания нас для ходьбы строем. Без него мы не будем защищать свой огражденный участок территории от других марширующих под флагом иной религии, идеологии, экономики, что является главной задачей власти. Сколько ресурсов и людских жизней потратил Советский Союз, чтобы строить коммунизм, где должно было жить следующее поколение советских людей, чтобы затем все бросить и начать строить капитализм, где опять будет жить лишь следующее поколение, поскольку построенное на постсоветском пространстве пока слабо пригодно для нормальной жизни!

Интересно, что исчезновение границ территориальных и идеологических, произошедшее и происходящее в мире, не может служить примером решения проблем внимания, поскольку внимание носит индивидуальный, а не коллективный характер, как первые две проблемы.

Виртуальный продукт в виде фильма, сериала или Гарри Поттера, имея коммерческие, а не идеологические задачи, свободно проходит через территориальные границы. Только отдельные страны типа Ирана или Китая еще продолжают строго относиться к "чужому". В случае Ирана - это борьба за свою религию, в случае Китая - за свою идеологию.

Россия сегодня все еще может закрыть фильм "Смерть Сталина" для показа на своей территории, но это уже реликты идеологической борьбы, поскольку виртуальный поток уже не остановить. Россия также создает свой собственный микс информационного и виртуального в новостных передачах, и особенно в политических ток-шоу, а также в кинопродукции, именуемой "патриотической". Но все это работает в основном на людей старших поколений. Молодежь, скорее, полюбила протесты, которые вполне могут стать молодежной модой.

В борьбе за внимание всегда будет побеждать виртуальность, поскольку хоть телесериалы, хоть фейки, хоть конспирология сделаны так, чтобы учесть предпочтения и желания человека, а реальность часто им противоречит.

В целом получается, что глобальные процессы остановить уже нельзя так, как это было в прошлом. Такой коммуникативный инструментарий, как Интернет, будет разрушать подобные попытки по остановке времени в отдельно взятой точке пространства. Новое политическое время все равно наступает, как бы с ним ни боролись.

Но точно так же грядет и новое время другого типа уже для всех -человека сменит постчеловек. Ю.Харари, к примеру, считает, что смартфон у постчеловека будет уже находиться в теле. Сегодня машины лучше играют в Го и быстрее собирают кубик Рубика. Британский футуролог Дж.Лавлок называет такую эпоху "новаценом". Киборги, как он их называет, будут создавать себя сами, а люди исчезнут с лица Земли, поскольку киборги думают в десять тысяч раз быстрее и смогут запрограммировать себя и своих потомков за пределами человеческого понимания. В гипотезе других футурологов людей все же сохранят, поскольку машины поймут, что им нужна органическая жизнь для поддержания на планете температуры для обитания. Хотя если человек будет нужен только для поддержания температуры, вряд ли такую жизнь можно будет назвать счастливой. Можно сравнить ее с жизнью коровы: если корова дает молоко, то человек будет давать тепло. Несколько непоэтично для homo sapiens...

Лавлок также придумал свой способ охлаждения планеты с помощью соцмедиа за счет сбрасывания в космос "ненужной информации": "Мне представляются гигантские передатчики, стоящие на полюсах, которые передают спам, ненужную рекламу, банальные развлечения и дезинформацию. Какой прекрасный способ поддержания прохлады!"

Сегодня мы изо всех сил спешим в неизвестность, подталкивая друг друга, однако будущее необязательно окажется столь хорошим, как нам мечтается.