Такими словами было начато одно из выступлений на конференции молодых ученых, посвященной памяти академика Владимира Вениаминовича Фролькиса. Конференция состоялась спустя полгода после того, как его не стало. И сегодня, в канун годовщины со дня утраты, мы вновь с твердой убежденностью можем сказать, что его жизнь, его научный подвиг — впечатляющая веха в развитии отечественной медицины. Вспомним его научное творчество, которое стало для нас уже привычным и неотъемлемым в повседневном беге дней. Вспомним насыщенное каким-то особым эмоциональным светом его общение с коллегами, друзьями и многочисленными учениками. Вспомним его улыбку, доброту, непередаваемые фролькисовские шутки и остроты, жесты в диалогах с собеседниками — как проявление симпатии и расположения. Вспомним неизменное его внимание к просьбам помочь — клинической разгадкой, советом, консультацией. Все это было приметами ученого особой человеческой природы, с радостью одаривающего всех, с кем он встречался на поприще науки, своими идеями, опытом, знанием.
Исследователь-романтик, он не случайно говорил о том, что между «наукой и поэзией много общего, а главное — стремление познать сущность явлений... И не только познать, но и многое изменить».
Марина Цветаева как-то заметила, что во второй половине жизни важен не успех, а важно успеть. Владимир Фролькис, В.В., как его обычно называли между собой сотрудники и ученики, успел многое. С его именем связано развитие не только отечественной, но и мировой геронтологии — одной из самых гуманных и в то же время сложнейших и драматичных отраслей медицины и биологии. Проблема увеличения продолжительности жизни человека — универсальная, социальная и медико- биологическая проблема, которой В.В. посвятил свои многолетние исследования и труды — философские, теоретические, экспериментальные. И все они краеугольным камнем легли в основу становления широко известной в мире научной школы украинских геронтологов. Работы Владимира Фролькиса получили достойное международное признание, за что были отмечены многими высокими наградами, а их автор — впечатляющими почестями. Помню, с какой радостью узнали мы о том, что Всемирный парламент гуманитариев, в который входят многие нобелевские лауреаты, известные общественные деятели, крупные ученые, звезды литературы и искусства, избрал В.В. своим членом с вручением Рыцарского Креста. К этому следует добавить и награждение его Международной ассоциацией геронтологов медалью им. Ф.Верцара, избрание почетным членом научных обществ геронтологов ряда стран, присуждение научных академических премий им. А.Богомольца и И.Мечникова, Государственной премии Украины.
В истории отечественной науки известны ученые, чья гражданская позиция, принципиальные суждения становились общественным феноменом, привлекали к себе особое внимание, оказывались предметом обсуждений и раздумий. Заметное место в этой плеяде, несомненно, принадлежит Владимиру Фролькису. И не только при жизни, но и сейчас, когда его уже нет. Он незримо весь этот год присутствовал среди нас, напоминая о себе в самых разных обстоятельствах. Проходили научные форумы в рамках Национальной академии и Академии медицинских наук — коллеги В.В. по академии А.Майбенко и Г.Дзяк посвящают ему свои научные доклады; состоялись в НАН очередные чтения, посвященные памяти выдающихся украинских ученых, одно из них — о жизни и деятельности Владимира Фролькиса. Вышел документальный кинофильм о В.В., мастерски сделанный режиссером Людмилой Борисовой. Состоялось очередное ежегодное собрание АМН, и к его открытию был приурочен выпуск в свет книги «Академики о медицине, времени и о себе» с послесловием Владимира Фролькиса «Что век грядущий нам готовит? Надежды и прогнозы». На первой странице этого необычного издания, подготовленного по его инициативе, надпись: «Светлой памяти академика Владимира Вениаминовича Фролькиса посвящается». Так напоминает о себе наш друг В.В., незримо не только присутствующий, но как бы участвующий во многих сегодняшних делах и событиях.
А еще ему в этом году была посмертно присуждена премия им. Н.Стражеско. На заключительном пленарном заседании только что завершившего свою работу третьего конгресса геронтологов и гериатров Украины ученик В.В., член-корреспондент АМН Украины В.Безруков выступил с докладом «Геронтология — современное состояние и прогнозы на будущее», первым автором которого был Владимир Фролькис, сформулировавший 12 гипотез механизма старения. Дань любви и признательности своему учителю! Сейчас в журнале «Лечение и диагностика», где В.В. со дня основания этого издания был научным руководителем, начали печататься «Афоризмы от академика Фролькиса» — уникальная публикация». Оставил нам В.В. ровно 100 афоризмов. Тот, кто их прочтет, сможет убедиться в том, что в каждом из них черты его таланта, образность мысли, точность определений. Вот только несколько из его афористических суждений: «Есть талант творческий, есть талант человеческий. Когда они сливаются в одном человеке — это возвышает всех»: «Старение только подводит человека к пропасти, куда сбрасывают его болезни...»; «Не стареть можно только антистарея...»; «Почти по А. Пушкину — творчеству, как и любви, все возрасты покорны...»; «Медицина — самая эмоциональная профессия, ибо больной, обращающийся к врачу, всегда находится в состоянии стресса...»; «Научное творчество, как и любой вид творческой деятельности человека, процесс сугубо индивидуальный. Сто композиторов вместе не создадут «Лунной сонаты», сто поэтов не напишут «Евгения Онегина»...»; «Молодость — категория чувств и разума. Нет молодых и старых ученых. Есть ученые талантливые и бесталанные, страстные и безучастные, яркие и серые».
Исследователь с мировым именем... Общественный деятель... Неповторимый оратор... И просто обаятельный человек и преданный друг. Вот прошел уже год, как нет его с нами. В это трудно поверить. И, наверное, потому, что, как уже говорилось, в повседневных делах мы постоянно ощущаем эманацию его деятельности и идей, испытываем незримое присутствие В.В. среди нас — его друзей, коллег, преемников. Кажется, только вчера он выступал на всеукраинском форуме медиков, где провозгласил, что нам нужна сейчас только правда, а не «возвышающий обман». Отчетливо вспоминаю, казалось бы, только что произнесенные им слова: «Основная идея — общедоступность медицины, чтобы в Украине люди не умирали от того, что у них нет денег на лекарственные препараты из-за «взбесившихся» цен. ...Я очень удовлетворен тем, что в наших предложениях исчезла идея приватизации лечебных учреждений. Совершенно очевидно, что приватизировать будут лучшие учреждения. Это с ходу будет кастрироваться вся медицина. А еще никогда кастрация не была методом лечения импотенции». И еще, что сегодня не может не поддержать современный исследователь, занятый научным поиском в естествознании: «Мы находимся на пороге нового века. Будут созданы вещества прицельного действия, будут созданы клонированием искусственные органы собственно человека, процветать генная — и генно- регуляторная теория. Во всех странах мира происходит гуманизация науки. Денег мало на науку, но надо концентрироваться на приоритетах. Мне кажется, что в стране таким приоритетом должна быть медицина и биология».
Все это было столь точно и вместе с тем пророчески сказано 1 октября прошлого года. А 2 октября утром В.В. внезапно стало плохо, врачи и близкие стремглав бросились к нему на помощь, но все уже было позади, его не стало...
Позже президент Национальной академии наук Борис Евгеньевич Патон скажет о нем: «Ученых крупных, даже выдающихся немало, а вот настоящих Людей, к великому сожалению, мало, их становится все меньше. Всей своей жизнью Владимир Вениаминович Фролькис завоевал почетнейшее звание — Человек... Научные заслуги его действительно огромны, и Владимир Вениаминович принадлежит к числу великих ученых. Его нам всегда будет недоставать, и мы невольно будем спрашивать себя: а что бы сказал, что бы сделал, что бы посоветовал наш незабвенный Владимир Вениаминович?..»
Хочется верить, что его заслугам будет отдана более высокая дань и что его имя появится на фронтоне здания института, где почти полвека он творил, воспитал не одно поколение научной молодежи, огорчался, когда не все удавалось сделать, радовался, когда научному поиску сопутствовала удача.
В одной из своих публикаций на страницах «Зеркала недели» — а таких публикаций, неординарных и ярких, было много, и каждая из них вызывала читательский интерес — он говорил о том, что размышлять о смерти следует с молодых лет. Ведь именно эти мысли «... заставляют задуматься над смыслом жизни, научиться отделять главное от второстепенного». В другой публикации, как бы продолжая высказанное и делая из него вывод, он призывал нас относиться к каждому дню, как к маленькой жизни. В одном из своих афоризмов Владимир Вениаминович делится мыслью о том, что «смерть придает ценность жизни». Согласимся с ним и постараемся постичь эту, казалось бы, простую, но столь мудрую на все времена истину. Постичь во имя жизни, во имя памяти о незабвенном Человеке, Друге, Ученом.