UA / RU
Поддержать ZN.ua

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ БУНТ НУЖНО НЕ ПОДАВЛЯТЬ, А ПРЕДУПРЕЖДАТЬ

В последние годы многие развитые страны — особенно США и Японию — сотрясает волна так называемых «офисных преступлений»...

Автор: Лариса Никонова
{Фотоколлаж Сергея ПЯТЕРИКОВА}

В последние годы многие развитые страны — особенно США и Японию — сотрясает волна так называемых «офисных преступлений». Чинные, добропорядочные служащие ни с того ни с сего начинают крушить все вокруг, бросаются на коллег с оружием либо совершают самоубийство прямо на рабочем месте. Следствия по таким делам, как правило, заходят в тупик: для подобного поведения вроде бы не было никаких причин. Однако, у медиков и ученых есть своя версия «офисных преступлений». Вполне возможно, что они — одно из проявлений «физиологического бунта». Если человеку изо дня в день приходится по 8—10 часов заниматься нелюбимой работой, поневоле накапливаются усталость, раздражение, стресс. Порой достаточно любой мелочи, чтобы взорваться. И тогда — жди беды...

По мнению зарубежных специалистов, от «синдрома физиологического бунта» страдает сегодня едва ли не каждый десятый. А украинские ученые считают, что это опасное явление вполне можно предупредить.

Липовых медалистов выдал нулевой рейтинг

Чтобы выяснить, не «бунтует» ли мой организм, сотрудники лаборатории физиологической кибернетики и психофизиологии Киевского национального университета имени Т.Шевченко протестировали меня с помощью аномалоскопа. Этот аппарат с высокой точностью оценивает остроту зрения, чувствительность к свету, время адаптации к свету и темноте. Исследовав чувствительность зрительного анализатора, можно определить и основные свойства нервной системы испытуемого. А значит, подсказать ему наиболее подходящий вид деятельности и оптимальный рабочий ритм.

Методика определения особенностей нервной системы по зрению — классическая, но не единственная. Сотрудники лаборатории физиологической кибернетики и психофизиологии под руководством доктора биологических наук, профессора Юрия Горго разработали целый ряд тестов, способных определить все основные психофизиологические характеристики человека: свойства его нервной системы и головного мозга, умственные способности, физиологические возможности и т. д.

— Исследование психофизиологических возможностей человеческого организма мы начали еще в 1989 году, — рассказывает кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник лаборатории Наталья Филимонова. — Провели огромную теоретическую работу, затем несколько практикумов. К исследованиям активно привлекались и студенты: мы изучали зависимость между их физиологическими свойствами и успеваемостью. В 1990 году провели эксперимент: среди абитуриентов отобрали группу ребят, закончивших школу с золотыми медалями, и протестировали их по 14 основным параметрам: память, интеллект, скорость реакции и т.д. Ни я, ни другие экзаменаторы не имели об этих ребятах никакой предварительной информации, мы даже видели их только со спины — таково было условие эксперимента. Так что полученные данные были абсолютно объективными. И вот, рассматривая результаты тестирования, можно было точно определить, за что каждый получил свою медаль — за высокий интеллект, усидчивость, память. Но были и «парадоксы»: все результаты — чуть выше нуля, но у человека золотая медаль! Протестировали повторно — возможно, абитуриент просто переволновался? — нет, показатели те же самые. Что ж, значит медалист липовый. Из тех, кто показал лучшие результаты, мы сформировали элитную группу, за которой затем наблюдали на протяжении всей учебы в университете. Раз в полгода проводили тестирование. Ни студенты, ни преподаватели не знали о проводившемся эксперименте — мы не хотели каким-либо образом влиять на ребят. Подобным же образом мы набрали еще одну элитную группу в 1993 году. На основании длительных наблюдений за этими группами студентов мы сделали целый ряд объективных выводов. Каждый из 14 параметров, по которым мы тестировали ребят, имел свою шкалу оценки в баллах (от 0 до 20). Суммируя результаты, можно было говорить об общем психофизиологическом рейтинге. На протяжении лет этот рейтинг практически не менялся. Небольшая разница в результатах наблюдалась лишь при первом и втором тестировании. Возможно, это было вызвано непривычной обстановкой, необходимостью адаптации к студенческой жизни. После первого года учебы показатели оставались стабильными. Это доказывает, что физиологические возможности организма являются врожденными и практически не тренируются. Они могут лишь слегка колебаться при изменении функциональных состояний человека — если он болен, устал, раздражен. Эксперимент показал и разницу между просто старательными студентами-отличниками и по-настоящему талантливыми людьми. Рейтинг у тех и других мог быть одинаковым, но вот распределение баллов резко отличалось. У первых, как правило, наблюдались выровненные показатели по всем параметрам — выше среднего, но не максимальные. А вот у талантливых — где-то максимум, причем зачастую абсолютный! — а где-то могут быть и нули. Отношение к талантам должно быть более осторожным: ведь неумелый или невнимательный преподаватель может не заметить выдающихся способностей, а увидит лишь слабые стороны. Многие выпускники элитных групп сейчас успешно работают в Украине и за рубежом, получают престижные премии, гранты на собственные исследования. Я могу объяснить это просто: их природные данные точно совпали с избранной профессией. А значит, ребята просто запрограммированы на успех.

При первых признаках «бунта» подумайте о... крутом повороте

Обязательное тестирование и постоянный психофизиологический контроль проходят у нас представители лишь нескольких профессий — летчики, моряки, пожарные и т. д. Считается, что для профессии бухгалтера или, к примеру, продавца не нужно обладать какими-то особыми качествами. Но ученые установили, что каждая специальность требует определенного набора физиологических свойств. Скажем, для биолога критичными (необходимыми) параметрами являются кратковременная память и усидчивость, для физика и математика — интеллект, снайпера — точность реакции на движущийся объект. И если эти качества развиты недостаточно либо вовсе отсутствуют — в избранной профессии вам придется туго. Сколько ни трать времени и сил, природу не обманешь. И через некоторое время неизбежно наступает разочарование: «Я так стараюсь, а ничего не выходит!» На этой почве часто развивается комплекс неполноценности, депрессия либо агрессия по отношению к более удачливым коллегам. Вот вам и весь механизм «физиологического бунта».

Чтобы предупредить это явление, большинство крупных компаний во всем мире проводят тестирование при приеме на работу. Однако, по мнению украинских ученых, распространенные за рубежом тесты далеко не совершенны. Они основаны на учении З.Фрейда и учитывают скорее психологические особенности соискателей, их мотивацию для получения работы, но не физиологические данные.

Сотрудники лаборатории психофизиологии КНУ разработали принципиально иную методику оценки физиологических возможностей человека. За основу они взяли объективные законы физиологии, открытые и обоснованные знаменитым естествоиспытателем Иваном Павловым. Натренироваться, чтобы получить более высокий результат, по такому тестированию невозможно. Я ощутила это на себе. На экране компьютера с ошеломляющей скоростью появлялись различные геометрические фигуры, и каждой соответствовала определенная кнопка на клавиатуре, на которую нужно нажать как можно быстрее. Чем больше попаданий, тем выше у испытуемого функциональная подвижность нервных процессов. Это означает, что у человека достаточно развиты оба полушария головного мозга и он быстро ориентируется в новых условиях.

— Именно подвижность нервных процессов является критическим параметром в профессии журналиста. Второе необходимое качество — память. Если оба эти параметра от природы недостаточно высоки — человеку придется трудно. Мы убедились в этом на практике, тестируя студентов факультета журналистики, — рассказывает Наталья Филимонова. — Обычно чем ниже эти два параметра, тем хуже успеваемость по профилирующему предмету. Разговаривая с такими студентами, я убедилась, что они чувствуют себя дискомфортно. Одна из девушек на мои осторожные расспросы отреагировала очень бурно — она заплакала: «Ничего не выходит, а ведь я трачу столько сил и времени!» Ребята еще только учатся, но ситуация уже близка к стрессовой. А между тем у каждого есть свои сильные параметры, которые могли бы раскрыться в других профессиях.

По мнению ученых, природные возможности каждого человека следовало бы выявлять еще в раннем детстве. Первое тестирование целесообразно было бы проводить в возрасте шести лет, перед школой. Обычно родители пытаются определить способности своих чад чисто интуитивно, «методом тыка» — отдавая их в 3—4 разных кружка или секции. И это далеко не всегда идет на пользу: почувствовав, что в чем-то уступает сверстникам, ребенок может потерять уверенность в своих силах. Поэтому прежде всего необходимо выявить его сильные параметры и с детства нагружать и развивать именно их. Занимаясь тем, что удается, ребенок вырастет уверенным человеком и, скорее всего, не ошибется в выборе профессии. Однако тестирование не повредит в любом возрасте. Физиологи предупреждают: если работа постоянно вызывает у вас стресс и усталость, если вам неуютно и некомфортно в избранной специальности — вполне возможно, она просто не соответствует вашим природным данным. В этом случае не бойтесь совершить крутой поворот и подыскать более подходящую сферу деятельности. Иначе вы можете стать очередной жертвой «физиологического бунта».