UA / RU
Поддержать ZN.ua

Финское чудо, и/или Здоровый прагматизм

О Финляндии мы знаем не так уж и много. В последние годы восхищаемся системой образования в финских школах. Делегация СОС "Детские деревни - Украина" приехала в Хельсинки, чтобы изучить опыт коллег из СОС "Детские деревни - Финляндия". Неделю мы смотрели, слушали и пытались понять - неужели так бывает?

Автор: Дарья Касьянова

О Финляндии мы знаем не так уж и много. В последние годы восхищаемся системой образования в финских школах. Хотя сами финны относятся к своему образованию спокойно.

Рады, что есть возможность как обеспеченным, так и не очень семьям отправлять своих детей в достойные школы. Уроки задают, школьники делают их дома с родителями, нагрузка серьезная, чуда никакого нет. Хотя все же есть. Но для нас, украинцев, оно - в другом. В отношении государства к своим гражданам.

Делегация СОС "Детские деревни - Украина" приехала в Хельсинки, чтобы изучить опыт коллег из СОС "Детские деревни - Финляндия". Неделю мы смотрели, слушали и пытались понять - неужели так бывает? Нас интересовала, прежде всего, система защиты прав ребенка и работа с семьями. И скажу сразу - поучиться в Финляндии есть чему.

Стоит отметить: сами финны считают, что живут в благополучной скандинавской стране. И каждый раз это с гордостью подчеркивают.

Детское население страны составляет почти 1 млн ребятишек. При этом каждый десятый ребенок - в зоне риска. Около 90 тысяч детей находятся под социальным сопровождением, то есть о ребенке и его семье знают в его громаде и оказывают помощь в виде услуг.

18 тысяч детей живут вне своей семьи: более половины из них проживают в приемных семьях, остальные - в групповых домах и учреждениях, приближенных к семейным.

Основные причины - такие же, как и у нас: безработица, бедность, зависимости. Однако фильтры - достаточно жесткие, и никто не ждет, когда семья опустится на социальное дно. С семьями начинают работать еще до появления в них детей.

Вся работа проходит на уровне муниципалитетов (то есть громад) и преимущественно носит индивидуальный характер: консультирование, психотерапия, помощь в приобретении социальных навыков, юридическая и др. Муниципалитет изучает и анализирует потребности своих жителей, формирует потребность в услугах и заказывает их у разных провайдеров. Это могут быть как государственные, так и общественные организации. Рынок социальных услуг в действии. И так уже более 50 лет. По-другому финны себе не представляют.

Если в Финляндии за одной семьей закреплены два социальных работника, которые ей помогают, то в Украине на одного социального работника приходится 10 семей, не считая услуг без договора, то есть по факту - в 10–20 раз больше. Почувствуйте разницу, как говорится. В эффективности и необходимости социальной работы в Финляндии никто не сомневается, поскольку ребенок и семья - приоритет национального уровня.

Семейное право имеет совсем другую конфигурацию - родители могут быть ограничены в родительских правах, но в то же время сохраняют возможность общения с ребенком, имеют право изменить ему имя, настоять на углубленном изучении какого-то предмета или на занятиях спортом. Усыновить ребенка внутри страны практически нереально. Финны усыновляют детей из Китая, Камбоджи.

После гибели годовалого малыша в центре Киева нам было важно посмотреть, как в случае подозрения в жестоком обращении в Финляндии работает система оповещения и переадресации.

В случае подозрения в жестоком обращении или в пренебрежении потребностями ребенка любой гражданин обязанпозвонить в полицию. Предоставленная им информация моментально поступит в социальную службу, и социальный работник выйдет с проверкой по указанному адресу. При необходимости - вместе с полицейским. Если дверь никто не открывает, у консьержа или главы муниципалитета всегда есть ключ от квартиры, и ее можно открыть. Система реагирования и оказания помощи работает как часы.

Новой для нас была также услуга выходного дня для биологических семей. Семья может обратиться в громаду, или ей могут порекомендовать такую услугу в школе, детском саду. Услуга выходного дня востребована у финнов, особенно при сложных ситуациях в семье - кризис отношений, потеря работы, повышенная агрессия и т.д. Родители обращаются в муниципалитет, заполняют анкеты, подписывают договор, и им предоставляют услугу - на выходных ребенок гостит у семьи выходного дня. Там с ребенком занимаются в соответствии с индивидуальным планом, основанным на его потребностях. И так может продолжаться до года. Подобная услуга является профилактикой различных негативных явлений в биологической семье ребенка. После предоставления такой услуги в правах ограничивают около 10% родителей.

Удивительно, но желающих быть родителями выходного дня немало. Чтобы стать ими, люди готовы проходить обучение, заполнять разные документы, несмотря на то, что при этом они имеют собственную работу.

Отдельно хочу остановиться на работе с подростками и молодыми людьми, воспитывающимися в приемных семьях. С 14 лет их начинают готовить к самостоятельной жизни - тренинги, профориентация, тестирование жизненных навыков. Активно задействованы общественные организации и муниципалитет. Молодые люди, выходя из приемной семьи, могут получать поддержку до 25 лет - субсидии на учебу, на жилье, психотерапия, помощь в трудоустройстве. За каждым подростком закреплен социальный работник, к которому можно обратиться за помощью. При этом каждый молодой человек осознает и собственную ответственность: если субсидию на учебу он потратит на развлечения, то не сдаст экзамен, и тогда муниципалитет не выделит деньги на оплату жилья. Все просто и эффективно.

Как и в другие европейские страны, в Финляндию едут беженцы. Сегодня их - около трех тысяч человек, преимущественно из Южного Судана и Афганистана. Много детей прибыли в страну без сопровождения родителей или взрослых. Каждый ребенок-беженец в течение первого года пребывания в стране получает вид на жительство. Это не простая процедура, но для детей-беженцев продуман алгоритм помощи. За каждым ребенком закрепляется адвокат и личный представитель (любой совершеннолетний гражданин Финляндии, заполнивший анкету). Первые месяцы дети изучают язык страны, начинают посещать общеобразовательную школу. Подростки с 12 лет живут в групповых домах для беженцев. Это обычные частные дома, в которых одновременно могут проживать до 16 детей вместе с социальными работниками. Последние помогают детям по хозяйству, обучают жизненным навыкам, объясняют особенности культуры и помогают интегрироваться в сообщество.

После получения вида на жительство ребенок перемещается в семейный дом, где уже есть приемные родители. Дети-беженцы имеют возможность общаться со своими биологическими родителями и родственниками, которые могут проживать в другой стране или вынуждены вернуться обратно на родину.

Семей с детьми из Украины в Финляндии мы не встретили. О военном конфликте на востоке Украины в этой стране знают очень мало.

В канун новогодних праздников хочется верить в чудо, загадывать желания и надеяться, что они обязательно исполнятся. Украине необходима профессиональная социальная помощь семьям с детьми, система защиты прав ребенка и четко выстроенные приоритеты. Пусть чудо станет прагматичной целью, ведь от этого зависит качество жизни и будущее Украины!