Многолетнее житье-бытье под крылом такого монстра, как ЖКХ, постепенно приучило нас к мысли, что он способен проглотить громадные средства, при этом никак не меняясь. Любое финансирование, любое «обоснованное» поднятие стоимости услуг КЖП проваливалось в бездонную бочку самой коммунальной системы. И что же? В очередной раз в рамках несовершенной реформы ЖКХ правительство выделяет без малого миллиард гривен на приобретение основных материалов, удешевление кредитов и прочее. В общем-то, конечно, дело благое. Трубопроводы и прочее устарело, и менять их надо, а без денег этого не сделаешь. Все вроде бы понятно. Только как тогда быть с тем, что одна из двенадцати принятых в рамках реформы государственных программ остается практически без финансирования? Речь идет о приостановленном выделении средств из госбюджета на капитальный ремонт жилья при создании объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). И это при том, что нынешний министр ЖКХ Украины Алексей Кучеренко в недавнем выступлении заявил, что «…первым приоритетным направлением является формирование эффективного собственника жилья — достижение «прорыва» в создании полноценных объединений совладельцев многоквартирных домов». Говорит он это не впервые. Правда, судя по реалиям, слова несколько расходятся с делом. К примеру, в таком промышленном центре Украины, каковым без сомнения является Кривой Рог, местные власти, призванные «поднимать» народ на создание ОСМД, оказываются один на один с проблемами дальнейшего финансирования уже зарегистрированных объединений совладельцев. К сожалению, это не единственная проблема, с которой сталкиваются председатели правлений совладельцев.
С чем же сталкиваются на практике председатели правлений до и после регистрации ОСМД, какие проблемы им приходится преодолевать?
Для начала следует напомнить, что Министерством по вопросам ЖКХ Украины в 2007 году разработана государственная программа реформирования и развития ЖКХ до 2011 г. Одним из ее моментов является увеличение количества объединений совладельцев многоквартирных домов. К слову, под это действо попадает предположительно 80% жилищного фонда Украины, а это не один миллион квадратных метров жилых площадей. Впрочем, в Украине на сегодня зарегистрировано чуть более девяти процентов объединений. Это за весь период действия Закона «Об объединении совладельцев многоквартирного дома», вступившего в силу еще в 2001 году.
Что касается непосредственно Кривого Рога, то здесь регистрации ОСМД дан зеленый свет. Все просто — в городе создана и активно работает комиссия по вопросам организации совладельцев многоквартирных домов, которую возглавляет заместитель председателя городского головы Геннадий Тенетко. В задачу этой структуры входит координация всех районных и иже с ними подразделений для эффективной пропаганды создания ОСМД и их регистрации. И надо отметить, что работа этой комиссии налицо. Только с прошлого года в городе зарегистрировано 51 объединение, из которых 38 — дома коммунальной собственности, а 13 — жилищно-строительные кооперативы (ЖСК). Если проводить сравнение с годами прошедшими, то количество желающих создать объединение увеличилось в несколько раз.
Это с одной стороны, а с другой? Если нет финансирования, то и толку от этой деятельности никакого. Как показывает практика, регистрация объединения — это еще не реально полученные деньги на капремонт домов. В целом получается замкнутый круг: не создашь ОСМД, не получишь денег на ремонт, а создал… денег все равно нет. Это, впрочем, не касается новостроек, в которых автоматически создаются ОСМД. Но основные капиталовложения должны целевым образом поступать на ремонт домов, построенных не один десяток лет назад. Тем более что многие из них по всей Украине давно отслужили свой срок или близки к этому. Естественно, на капремонт у местных властей денег нет, а государство, если судить по законодательству, вступившему в действие с 1 января 2008 года, выделяет финансы, как уже было сказано, лишь при создании ОСМД. Кстати, стоимость капремонта одной криворожской девятиэтажки в среднем обходится госбюджету в полмиллиона гривен.
Городские власти, видя выход из катастрофического положения с жилищным фондом в создании ОСМД, в этом году подошли к вопросу основательно: они заранее отправили заявку на деньги, обосновав сумму, которая составляет около 13 млн. гривен. Не на один дом, конечно, на несколько. На этом все… положенных финансов нет. Область кивает на Киев. Счастливые ОСМД, успевшие получить деньги на ремонт в году минувшем, тоже идут тернистым путем. Примером может послужить созданный 1 февраля прошлого года ОСМД «Цереус». Возглавляет правление в нем бывший работник милиции Тамара Деомидова.
— Решение о создании объединения созрело давно, — говорит она. — Дом наш, надо сказать, хотя и был построен относительно недавно, но находился в аварийном состоянии. Текла крыша, протекали межпанельные швы, все трубы в подвале — дырка на дырке… В общем, те, кто живет в аварийных домах, знают эти проблемы не понаслышке. На неоднократные обращения в соответствующие инстанции Кривого Рога слышали один ответ — ждите очереди, денег нет. В такой ситуации естественным решением было создание ОСМД, благо, жильцы у нас активные.
В начале думали, что регистрация будет делом сложным, но оказалось, что самое сложное нас ждало потом. В нашем городе выпущена брошюра, где каждый момент подготовки к регистрации и сам процесс описаны достаточно просто и доступно со ссылками на действующие законы. Добавлю еще и то, что на подготовительном этапе мне очень помогли днепропетровчане. Дело в том, что в Днепропетровске еще в 2002 году создана ассоциация, объединяющая ОСМД «Теплый дом», которую возглавляет Павел Хобот. Именно он помог нам на старте и законами, и необходимыми постановлениями, а для наглядности показал разницу между домами, которые еще находились в коммунальной собственности, и теми, где уже были созданы ОСМД — конечно же, это небо и земля. Да и в дальнейшем, не оставлял нас своим вниманием.
Проблемы появились практически с самого начала, когда составлялся дефектологический акт — за каждый пункт пришлось воевать в области! В итоге решили перекрыть нам крышу, заменить сантехнику, поменять электрощитовую, произвести ремонт фасада здания, ну и кое-что «по мелочи» — то есть лифты, освещение и т.д. К слову, деньги на капремонт были перечислены в Днепр, там и тендер проходил. Таким образом, мы как совладельцы были напрочь лишены свободы выбора — не мы выбирали тех, кто будет делать нам ремонт, так же, как и стройматериалы. Впрочем, все обошлось, в основном, у нас к ремонту претензий нет.
Нервотрепка началась, когда мы начали заключать прямые договора с монополистами и выходить из КЖП. Тут уж нашу кровь пили и пьют до сих пор все, кому не лень, и не стоит выделять кого-то особо. В начале стали границы раздела, а это КЖП — придомовая территория, горводоканал, теплоцентраль. Эти монстры, каждый в отдельности и все вместе, хотели отдать нам больший кусок своих труб. Теплоцентраль вообще навязывала нам не только трубы, но и свое ТРП. Кстати, у многих из перечисленных организаций для нас уже были заготовлены акты с границами раздела. Естественно, было и вымогательство по полной программе. Где-то все решалось достаточно просто — то канцтовары подкинем, то бумагу, а то и… Но многие вещи приходилось доказывать, взывая к закону.
Как известно, у каждой подобной структуры есть свои внутренние нормативные акты и прочее. Рядовому жителю эти подзаконные акты вроде бы ни к чему, и до поры до времени мы ими не интересовались. А зря. Впрочем, далеко не каждому их дадут… В общем, тут как раз нам и помогла Днепропетровская ассоциация совладельцев. Именно от них мы получили необходимые для борьбы подзаконные документы. В конце концов смогли четко определить — вот цоколь здания, колодец, вот показания счетчика (кстати, общедомовые счетчики до сих пор не опломбированы), и это наше, а потери — это коммунальщиков и т.д. И с КЖП решили, что наша придомовая территория — это двадцать метров от дома, а все остальное — их. Правда, решение это было принято с трудом и только благодаря вмешательству горисполкома, в частности, Геннадия Тенетко.
Особо в этой ситуации хотелось бы сказать о криворожском Энергонадзоре. Уж не знаем, какими нормативными актами они руководствуются, но, по нашему убеждению, в любом случае они незаконны. Например, ситуация с установкой и пломбировкой общедомовых электрощитовых. Не будем говорить о том, как решался вопрос с пломбировкой — об этой истории можно книгу написать, но с горем пополам мы ее решили, хотя и частично. Дело в другом. А именно: в случае аварийной ситуации или любого другого ЧП никто не имеет права снять пломбу, открыть щитовую и отключить электрику, кроме представителей энергонадзора. Представить себе ситуацию, в которой нужно срочно отключать электрику от дома, легко. От элементарного порыва труб до пожара. Так что же получается: в случае ЧП надо ждать представителя Энергонадзора? А кто будет отвечать за сгоревшую квартиру и, не дай Бог, пострадавших людей? Кстати, мы знаем, что во многих домах (и не только ОСМД, но и коммунальных) под предлогом хищения электроэнергии были установлены на площадках дублирующие электросчетчики, к которым также имеет доступ только Энергонадзор. Спрашивается, зачем? Тем более что люди переносили счетчики в квартиры (заметим, законно) и опломбировали их по всем правилам. Но представители криворожского Энергонадзора ежемесячно ходят и снимают все показания. Пояснений у монополиста множество: от хищений до установки нового программного обеспечения учета платежей и «особых указаний» от Облэнерго. Что это за программное обеспечение — неизвестно. Но то, что у людей, которые все время исправно платили, вдруг возникли долги и немалые, мы знаем точно. Решать же вопросы с этой монопольной глыбой практически бесполезно: раз есть долг, разбираться никто особо не будет, ответ тут один — плати, а не будешь — «отрежем» электрику. Кстати, нечто подобное у нас сложилось и с теплоцентралью: установить общедомовой счетчик нам установили, но вот пломбировать его никто не спешит. Нашлось множество пояснений с их стороны. Что-то там с их учетом, а в конце было сказано — ждите очередного отопительного сезона.
Надо заметить, что с этими и подобными проблемами сталкивается большинство зарегистрированных и сделавших капремонт ОСМД. Де-факто — многие чиновники, с которыми мы общались, попросту не знают, что это такое, соответственно, «упираются». Конечно, можно предположить, что действуют и иные «подпольные» причины, одной из которых является нежелание отпускать жителей в свободное хозяйствование — они же теряют. Куда списывать потери тепла, холодной воды и прочее? А КЖП? К слову, когда мы были под ними, то платили в два раза больше, чем платим сейчас за те же услуги. Хотя и у нас работают дворник, сантехник, электрик. Но теперь в их хозяйствах все исправно. Двор чист, сантехник всегда под рукой и трезвый, да и свет в подъездах везде горит. Справедливости ради стоит отметить, что зарплата у этих людей пока небольшая, но мы только «стартанули», а для развития у нас все условия есть. Вот пришло предложение от местных коммерсантов достроить десятый этаж нашей девятиэтажки под аренду, очень им наш дом приглянулся. Понятное дело это — дополнительный доход в наш бюджет. Есть предложение сделать накрышную котельную и таким образом сэкономить, полностью отказавшись от необоснованно дорогих услуг теплоцентрали. Да много чего еще и предлагают, и присутствует в наших планах как ближайших, так и на перспективу. В том числе и строительство собственной детской площадки. В целом жить было бы можно. Но сегодня висит над нами еще один дамоклов меч — налоговая, пенсионный фонд и иже с ними. Ежемесячные отчеты в эти органы доканывают не меньше, чем борьба с монополиями. Все вместе взятые посиделки в столь уважаемых структурах занимают времени не час и не два, минимум неделю, а все ради того, что бы везде поставить прочерки. Хозяйственной-то деятельности у нас на сегодня никакой. Возникает вопрос: неужели нельзя хотя бы на начальном этапе сделать послабление в законах? Думается, это не так сложно.
При этом, несмотря на всяческие препоны, подводные камни украинского законодательства, ОСМД — дело не только прогрессивное, но и нужное. Об этом можно судить на нашем примере. Прошло чуть больше года, а к нам уже подтягиваются ближайшие дома. Так, недавно зарегистрировано второе ОСМД — «Цериус-2», рассматривают этот вопрос и другие жители. Так что начало положено, несмотря на сложное продолжение. Дело за малым — бесперебойным и своевременным финансированием! Как только финансы поступят, так снова в бой.