Очередной экономический кризис, разразившийся в Турции в середине февраля нынешнего года, больно ударил по представителям практически всех профессий. Тем не менее сильнее всего пострадали турецкие журналисты. Из 12 тысяч человек три тысячи получили на днях уведомление об увольнении.
Владельцы как электронных, так и бумажных масс-медиа обвиняют во всем общее ухудшение экономической ситуации, в результате которого резко сократились объемы рекламы с одной стороны и тираж изданий и подписка на телеканалы – с другой. Тем не менее сами журналисты оценивают эту ситуацию несколько иначе, утверждая, что столь массовые сокращения являются проявлением скорее политических, чем экономических причин.
Для страны с 65-миллионным населением общий тираж всех газет в три миллиона всегда считался крайне недостаточным, однако сейчас он еще более сократился. Из 17 национальных телестанций лишь одна-две могут позволить себе говорить о самоокупаемости. Тем не менее количество частных изданий и телестанций за последнее десятилетие в стране значительно возросло. Как утверждают знающие люди, крупные бизнесмены превращаются в медиа-магнатов с единственной целью – формировать благоприятное для себя и своего бизнеса общественное мнение. Турков это почему-то удивляет — им трудно понять, что частный предприниматель может финансировать заведомо убыточное предприятие только лишь из «идейных» соображений.
Тем не менее именно эти «идейные» соображения вызвали в стране искусственный рост числа всевозможных масс-медиа, которые не только не пользовались спросом и популярностью среди населения, но и откровенно раздражали значительную его часть. Так, например, стремление в подражание британским таблоидам публиковать на страницах фотографии полуобнаженных женщин вызвало резкое осуждение со стороны ислама, главенствующей в стране религии.
Ситуация, при которой самым влиятельным турецким бизнесменам стало «не до жиру», для журналистов и вовсе оказалась едва ли не смертельной. Стоит ли говорить, что первыми в списках на увольнение оказались те журналисты, которые позволяли себе в недавнем прошлом критические высказывания как в адрес правительства, так и в адрес «богатых и знаменитых». Утверждение, что экономический кризис послужил отличным поводом для избавления от слишком свободно мыслящих, было высказано не одним журналистом. Естественно, из числа уже уволенных.