UA / RU
Поддержать ZN.ua

ФЕМИНИЗМ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Всю мою сознательную жизнь особы мужского пола величали меня феминисткой. Поводов для этого я им давала предостаточно...

Автор: Карина Громада

Всю мою сознательную жизнь особы мужского пола величали меня феминисткой. Поводов для этого я им давала предостаточно. Во-первых, не пользовалась декоративной косметикой в огромных количествах. Во-вторых, не рукоплескала при каждой гениальной мысли представителя сего замечательного вида. В-третьих, разглядывала их фигуры и лица не менее нахально, чем они меня. Бедолаги, не привыкшие к такому обращению, стушевывались и навешивали на меня этот ужасный, на их взгляд, ярлык.

Не понимая, что такое «феминистка», я обижалась, старательно красила и без того милую мордашку, хлопала ресницами, выслушивая указания однокурсников по заполнению читательского билета в библиотеке, хотя подробная инструкция печатается на обороте. Они чувствовали себя умнее (лучше, сильнее… - выбор хвалебного эпитета зависел от ситуации) и забывали на время о моей феминистской сущности. Но только по прошествии некоторого времени я поняла, что они вовсе не пытались отнести меня к последователям феминистского течения современной философии. Напротив, страдая комплексом собственной неполноценности и половым шовинизмом одновременно, причисляли меня к клану «синих чулков», фригидных девиц, старых дев и прочих чудищ из ночных кошмаров парня-подростка. Ведь именно вышеуказанные страшилы относятся в психологии большинства представителей сильного пола (не удосужившихся вспомнить или узнать, что такое феминизм) к племени феминисток.

Так что же скрывается за таинственным словом «феминизм»? Не что иное, как латинское femina - женщина, от которого и произошел на стыке XIX и XX веков этот термин. Почему произошел? Потому что в то время положение женского пола было «слегка» унизительным. Во взаимоотношениях мужчина-женщина (в глобальном смысле) стороны были очень даже неравны. Их роль идентифицировалась (определялась) исключительно мужчинами. Благодаря этому идентификаторы для общественной морали стали непогрешимыми, всесильными и неограниченными в действиях. А любимый инструмент любого государства - право - лишь закрепил такое положение, дав им гарантированный комплекс прав и свобод. Женщины же не имели избирательного права, права наследования, некоторых социальных и культурных прав. Кроме того, общественная мораль сделала их существами второго сорта, презренными и недостойными. (Ну нельзя было женщине, к примеру, получать удовольствие от занятий любовью. Хорошо хоть до женского обрезания только на Востоке додумались, а то сколько ведьм инквизиция еще бы сожгла.) Да и христианство, эта, по меткому высказыванию Ницше, «религия слабых», забыло, что согрешить можно, только когда есть как минимум двое (кроме греха Онана, конечно, хотя…), и, благополучно опустив роль мужчины в первородном грехе, возложила всю вину на женщину. Вот и оставалось femina'м следить за элементарной ячейкой общества (идея, кстати, принадлежит вовсе не бородатому классику известного учения, а Гегелю) да рожать деток по штуке в год.

Никто не знает точно, в каком дамском кружке, в какой милой женской голове, после какой рюмки шерри и за какой партией в вист родился феминизм. Благодарить за это надо и Жорж Санд, отбившую у мужчин их главный на то время половой признак - брюки, и Сартра, родившего теорию свободы и впихнувшего ее в голову Симоны де Бовуар (результаты см. ниже), и Милля, предложившего дать женщинам избирательное право, и, естественно, первую «феминистку» - Платона, воздававшего всем по талантам, а не по половым признакам.

И все же, несмотря на множество препятствий со стороны мужей, любовников, отцов и политиков, родился феминизм - движение женщин за признание равных прав с мужчинами. Да-да, именно за равенство прав и возможностей их реализации, а не, по мнению большинства, за закрытие косметических салонов, уничтожение правил этикета и отказ от своего естества. Просили-то женщины совсем немногого - возможности равного самовыражения.

Но как могут несколько женщин прийти к единому общему? Да никак. Вот и у феминизма родилось три направления: феминизм равенства, феминизм различий и ситуативный феминизм.

Феминизм равенства был основан вышеупомянутой женой Сартра Симоной де Бовуар. Идея была изложена в ее книге «Второй пол» и базировалась на том, что оба пола от природы равны, одинаковы, а половые признаки не имеют никакого значения. Де Бовуар считала, что все различия возникают в процессе развития каждого индивида независимо от пола (интересно, что Фрейд думал о Симоне?). То есть, роль женщины должна определяться не природой, а социальными детерминациями.

Феминизм различий во главе с Люси Ирегирей признавал все половые различия (наверное, лучше с анатомией знакомы были) и считал индивидов фундаментально различными. Во избежание конфликтов Люси предлагала всего-то найти общезначимые нормы (пиво, рыбалка, баня…), которые помогли бы достижению компромисса.

Ситуативный феминизм из этих трех течений наиболее удобен. В его основу Шийла Бенхабиб вложила то, что мы всегда находим себя в определенной ситуации, в которой важны не только общие нормы поведения, но и те чувства, которые мы испытываем. Феминизм тоже должен проявляться в зависимости не столько от общих норм, сколько от ощущений и эмоций женщины в каждом случае. В общем, сегодня я не выспалась и буду гадюкой-феминисткой, завтра я тоже не высплюсь (но по совсем иной причине) и буду душкой. Что ж, действительно, удобно.

Однако надо воздать феминисткам должное. В отличие от наших политиков, они вовремя опомнились и объединили усилия в борьбе за правое дело. Что из этого получилось? Их услышали. И жестокий мир мужчин понял, что стая (к тому моменту набиравшая силу в геометрической прогрессии) разъяренных домохозяек, а по совместительству умных и приятных во всех отношениях дам свергнет к чертям собачьим любое правительство. Тут уж пришлось дать дамам пассивное и активное избирательное право, право на наследование, право на равную оплату труда, на образование, на мини-юбки и бикини. Подвела итоги борьбы за законодательное закрепление равенства прав принятая 18 декабря 1979 года на Генеральной Ассамблее ООН Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин (вот вам и 8 Марта, которое, кстати, феминистки тех стран, где этот день является праздником, считают унизительным).

Однако тут феминисток ожидало очередное разочарование. Казалось бы, добились, вот и успокойтесь, вернитесь домой и проживите еще пару тысячелетий партиархата, постирайте мужьям носки и повытирайте деткам попки (благо мужья облегчили вам труд стиральными машинами и памперсами), а там видно будет. Но злобные феминистки решили не оставлять в покое несчастный, ослабевший в упорной борьбе сильный пол. Им вздумалось кроме формально полученного равенства получить равенство и моральное. Как? Искоренив половой шовинизм в щетинистых головах его носителей! Только носители совсем не желают, чтобы в них что-то искореняли. Ну доказали, что умственные способности ребенок получает от матери, что автомобиль женщины водят осторожнее, да и с логическим мышлением у нас все в порядке - ну и что? А то, что пора стать чуть цивилизованнее. Хотите избавиться от феминисток? Нет ничего проще. Не давайте им повода.

…Кстати, если теперь мужчина называет меня феминисткой, я воспринимаю это как комплимент.