UA / RU
Поддержать ZN.ua

Феминизация культуры

Тот факт, что женщины читают больше мужчин, первыми отметили англичане. Даже исхитрились посчитать, во сколько раз, — оказалось, в два...

Автор: Оксана Приходько

Тот факт, что женщины читают больше мужчин, первыми отметили англичане. Даже исхитрились посчитать, во сколько раз, — оказалось, в два. К аналогичным выводам пришли и американские исследователи, которые, правда, уже лучше представляли себе, какие «открытия» их могут ожидать. Французы же оказались менее подготовленными к результатам сразу двух крупномасштабных исследований, которые совсем недавно обнародовали ученые.

Опросив 5600 человек старше 15 лет, исследователи обнаружили, что количество мужчин, удосужившихся за последние 12 месяцев прочитать хотя бы одну художественную книгу, составляет 63 процента (30 лет назад было 72 процента). У женщин же зарегистрирована обратная тенденция, однако в пределах практически тех же величин — доля хотя бы «одноразовых читательниц» выросла с 68 процентов в 1973 году до 74 в 2003-м. Результаты альтернативного исследовния показывают, что две трети французской читательской аудитории приходится на женщин.

Женщины, опять же, чаще ходят в музеи, театры, на выставки и прочие культурные мероприятия. Зато мужчины больше смотрят телевизор (бесспорный лидер их интереса — спортивные передачи), играют в видеоигры и бороздят просторы Интернета.

Разница же в музыкальных пристрастиях между женщинами и мужчинами проявляется не столько в количественных, сколько в качественных показателях. Мужчины всех возрастных групп гораздо чаще своих ровесниц отдают предпочтение року, джазу, техно и рэпу, тогда как женщины более склонны к прослушиванию классической музыки как на электронных носителях, так и «живьем».

Зато в отношении остальных культурных пристрастий глубина различий между полами вполне сопоставима с таковой между поколениями. Наиболее активными участниками культурной жизни Франции являются женщины в возрасте до 40 лет, в подавляющем большинстве — молодые мамы, к тому же нередко многодетные.

Более того, женщины становятся не только более активными «потребителями» культуры, но и ее производителями. Певиц, танцовщиц и актрис всегда хватало с избытком, зато в инструментальной музыке, литературе и изобразительном искусстве за последние 30 лет произошли разительные перемены. Гендерно уравновешенный оркестр классической музыки давно уже стал во Франции привычным явлением, хотя дирижерами в большинстве своем все еще остаются мужчины. Они же чаще всего возглавляют административную работу в культурных учреждениях, являясь директорами музеев, театров, издательских домов, а также министрами культуры. Зато в руках женщин традиционно остаются пресс-службы и пиар-агентства большинства культурных учреждений.

Все эти изменения, произошедшие не только во французском, но и в западноевропейском и американском обществах, специалисты объясняют совокупностью нескольких факторов. Во-первых, женщины эмоциональнее мужчин, поэтому более остро реагируют на произведения искусства и испытывают большую потребность в них. Во-вторых, они не так сильно, как мужчины, стремятся «делать деньги» и поэтому у них остается больше свободного времени. Кроме того, за последние годы существенно повысился уровень образования женщин — в колледжах они уже давно образовали большинство, а на гуманитарных направлениях — и подавно. И наконец, женщины больше, чем мужчины, озабочены передачей культурных ценностей своим детям. При этом, как показывает статистика, в своих дочерях интерес к культуре они развивают значительно активнее, чем в сыновьях.