Хоть и не граничит Украина со скандинавскими странами, но есть у нас немало общего. А знаете ли вы, что названия затопленных бывших днепровских порогов — шведского происхождения? А в скандинавских языках имеются заимствования из древнерусского. В справочнике византийского царя Константина Багрянородного «Как управлять государством» (Х ст.) находим сведения о жизни и деятельности скандинавов в Киевской Руси (там же и названия порогов зафиксированы). А где в Киеве хранится самый древний портрет шведки? В Софии Киевской изображена жена Ярослава Мудрого Ингигерда (Ирина) с дочерьми, которая была дочерью шведского короля Олава Шетконунга. По сей день о ней напоминает и улица Ирининская, где стояла церковь ее имени.
Вспомним и другого шведского короля — Карла ХІІ (я с особым чувством сфотографировалась возле его памятника в Стокгольме): если бы он с нашим Мазепой... К сожалению, история не признает сослагательного наклонения. В шведском государственном архиве имеется специальный раздел «Cossacica» — о Запорожской Сечи. Что касается современности — то именно первый посол Швеции в Украине Мартин Халлквист открыл памятник Мазепе на родине гетмана в 1994 г. Забегая вперед, скажу: в Швеции постоянно на глаза попадается сочетание «наших» сине-желтых цветов, поэтому иногда казалось, будто я дома. В преуспевающей богатой Украине.
С Норвегией Украина тоже объединена династически. Пять норвежских королей развивали связи с Киевской Русью: Улав Трюгвасон, Улав Гаральдсон, Магнус Добрый, Гаральд Суровый и Сигюрд Юрсалфар. Два последних вступили в брак с дочерями киевских великих князей. Самая известная — Елизавета Ярославна, Эллисив. Кстати, о ней написан роман современной норвежской писательницы Веры Генриксен «Королевское зеркало».
Путешествия по Скандинавии — замечательная возможность собственными глазами убедиться: эти страны настолько же похожи, насколько и отличны. Исторически и Норвегия, и Швеция имели непростые отношения с Данией: она была самой воинствующей и контролировала когда-то целую Скандинавию. Но что теперь делить этим странам, каждая из которых сумела сохранить свою аутентичность? Высокий жизненный уровень заметен невооруженным глазом. Всюду видишь ухоженность, верность традициям, которым не противоречат современные технологии. Особенно поражает экологическое благополучие: нигде так и не пришлось увидеть ни одного мусорника. Видимо, экология — это вопрос политический для разумных стран: мудрый человек не будет рубить сук, на котором сидит. Естественно, там свои проблемы, но они не бросаются в глаза, как у нас. В конце концов, климатические условия там непростые. В скандинавских городах и городках — интенсивное движение велосипедистов: и стар и млад движутся по специальным дорожкам, выкроенным не у пешеходов, а у автомобилей.
* * *
И сколько вы ни будете рассматривать «картинки» фиордов в Интернете или в редчайших для наших краев буклетах о Норвегии, они никогда не дадут полного представления, что это такое. Взгляните на карту Норвегии: ее западный край, береговая линия изрезана, словно кисточки, развевающиеся на ветру. Фиорд — узкий и длинный морской залив с высокими берегами. Сперва это трудно понять, ведь море ассоциируется с огромным водным пространством. А здесь — словно реки кругом, в плесах которых отражаются горы, высокое небо. Ощущение, что это бесконечная красота, как говаривал наш гид, — «картинки в режиме non-stop». Когда плывешь на прогулочном катере, за которым вьются чайки в ожидании лакомого кусочка, шелковый, до невероятности чистый воздух окутывает тебя, а глаза не успевают охватывать виды, разворачивающиеся перед тобой, словно в спектакле-феерии. Да-да, это театр природы: добавьте еще водопады с арками радуг от преломления света в водных каплях. Согнефиорд — самый большой и, пожалуй, самый красивый среди других фиордов: хотя трудно сказать, ведь для этого нужно увидеть все. Можно ехать по серпантину вдоль фиорда, можно плыть, имеется и железная дорога. Горы с объемным рельефом мышц, с текучими, подвижными тенями от туч. Особая красота — именно от сочетания водной глади, по которой пробегает нежная муаровая зыбь, с горами. Видишь их, покрытых березами и соснами, и выше — строгие безлесные горы. Их хочется сравнивать то с нашими Карпатами, то с шотландскими. Но сравнивать не стоит: Норвегия — уникум, и недаром так влечет сюда туристов со всего мира. Это у нас мало о ней знают.
Заедешь, кажется, далеко от цивилизации, глядь — и тут аккуратные, словно нарисованные, деревянные домики, отели со всеми удобствами, никаких проблем с транспортом. А если захочется подальше от людей — то и это предусмотрено.
Путешествуем до ледника Нигардсбриин. Вот его огромный язык застыл между гор. Подплываем на катере — и здесь, как везде на фиорде, изумрудная вода. А сам ледник невероятно голубой, и так хочется пощупать его, походить по нему. Впрочем, нужно иметь альпинистское снаряжение и проводника: ведь ледник живой, он движется. У подножья — гигантские, облизанные ветрами и водой камни, дикие валуны, поросшие золотым мхом или серебряными лишайниками. Едем по дорогам, открытым только три месяца в году. С детским восторгом выскакиваем на снег на обочине добротной, гладенькой дороги — строить домик для троллей. Да, все здесь сделано фундаментально, качественно, на века. Когда видишь деревянные церкви ХІ века, крытые, как и у нас, гонтом, понимаешь: это народ, сохранивший свой аутентичный облик, потому-то он уверенно держит путь в будущее. Еще с давних времен древесина чем-то обработана от огня. Да и не стояла Норвегия на перекрестке дорог.
И снова: мосты, серпантин дорог, тоннели и фиорд, который при каждом повороте иной. Чего уж говорить: головокружение от красоты такое, что нет слов, и только зрение стремится вобрать, впитать все увиденное сильнее любой видеокамеры. Однако сколько же еще пленки «нащелкано»: недаром предупреждали запасаться из дома. А еще на каждом шагу — открытки, где профессионально сняты «ваши» места в разные времена года.
Чем хороши путешествия в Скандинавию — так это сочетанием урбанистической культуры с природными видами. Маршруты могут иметь варианты, но обязательно охватывают и Стокгольм, и Осло, и Копенгаген. Могут предложить Берген, Гетеборг. Ассоциаций — море, но каждая столица в вашем представлении будет иметь свой облик. Просторный Стокгольм, «северная Венеция», на 14 островах с 400 мостами, со старым городом на острове Гамла Стан. Осло с трамплином «Хольменколлен» (и короли там активно занимаются зимним спортом!), музеями: кораблей викингов, Тура Хейердала «Кон-Тики», Руаля Амундсена «Фрам», парком скульптур Густава Вигеланна, мемориальным музеем Эдварда Грига в Трольгаугене. Копенгаген — с его дворцами — все на «борг»: Амалиенборг, Кристиансборг, Русенборг, парком развлечений «Тиволи». А еще до въезда в столицу Дании вас обязательно соблазнят «замком Гамлета» Кронборг. Конечно, некоторые узловые места маршрутов уже «облизаны» туристами, словно вафельный рожок с мороженым: в Копенгагене это памятник Русалочке, улица Нугавн с деревянной застройкой и т.д. Но ведь вы там впервые. И не выпускаете фотоаппарат из рук. Чтобы дома, просматривая фотографии, мечтать: может, когда-то еще вернусь в сказочную Скандинавию...