В живописном поселке Коропец, раскинувшемся среди гор на берегу Днестра, гордо возвышается дворец польского графа Станислава Бадени. Это монументальное здание было построено 103 года назад в стиле венского ренессанса и является уменьшенной копией цесарского дворца в Вене. Гости поселка восхищаются богатой барокковой лепной геральдикой, их воображение волнует барельеф с изображением перекрещенной косы и цепа, который примостился среди ружей и охотничьих рожков. Вот как неповторимо материализовались в искусстве графские увлечения! Сохранился и ландшафтный парк, в котором располагается дворец. Рукотворная коллекция деревьев, возникшая на основе лесного массива, существует с начала
ХІХ века, но граф Станислав Бадени расширил ее площадь до 200 гектаров.
И все же род Бадени остался в истории не только как ценитель искусства и красоты, но и, выражаясь современным языком, благодаря «мастерскому» избирательному менеджменту и избирательным технологиям. Опыт проведения различных видов выборов, приобретенный братьями Казимиром и Станиславом Бадени в Галичине в конце ХІХ — начале ХХ века, актуален перед президентскими выборами-2010 в Украине.
«Железный губернатор»
Историки утверждают, что род Бадени герба «Боньча» происходит из Волощины, а точнее, местности вблизи города Сучава (современная Румыния). В 1659 году его представители переселились во Львов. А основателем генеалогического древа коропецких Бадени является епископ краковский Ян Бадени.
Казимир Феликс Бадени родился 14 октября 1846 года в дворянской семье. Его землевладение в Галичине превышало 10 тысяч гектаров. Известно, что в 1876 году граф приобрел дворец в городе Буськ на Львовщине и расстроил его. К сожалению, сейчас этот величественный архитектурный памятник находится в аварийном состоянии.
Политическую карьеру граф Казимир Бадени начал послом (депутатом) сейма Галичины. Уже в 1888 году император Франц Ио-сиф II назначил его наместником (губернатором) Галичины. Через два года граф прославился тем, что инициировал в сейме соглашение с народовцами Александром Барвинским, Юлианом Романчуком, Анатолем Вахнянином и другими, вошедшее в историю под названием «новая эра». Цель была стратегической — стабилизировать украинско-польские отношения в крае. В обмен на поддержку правительственной политики украинцы получили несколько дополнительных мест в австрийском парламенте, разрешение на открытие третьей украинской гимназии (две уже существовали), кафедр украинской истории в учительской семинарии и Львовском университете, на украинские надписи на государственных учреждениях, железных дорогах, почте, концессию на страховое общество «Днестр». Но очень скоро соглашение подверглось критике не только москвофилами, но и радикалами, в частности Иваном Франко. Даже историк Михаил Грушевский, который в 1894 году переехал из Киева во Львов преподавать на кафедре истории Украины в университете и развернул там пропаганду национальной самобытности украинцев, неоднократно высмеивал соглашение в своих статьях. Со своей стороны, граф Бадени сделал все для того, чтобы не допустить Ивана Франко к преподаванию на кафедре украинской литературы во Львовском университете. В письме к жене Ольге (июль 1891 года) «неугодный» преподаватель писал: «Кафедри мені при жоднім австрійськім університеті не дадуть — не тому, що я русин, а тому, що я — політично немаркований». И он не ошибся.
В 1895 году наместник Галичины Казимир Бадени курирует выборы в сейм. Общего избирательного права не было. Выборы проходили по так называемой куриальной системе, с четко определенным представительством от общественных сословий, городов и сел. Искусственное включение в Королевство Галичины и Лодомерии (Волыни) этнических польских земель вокруг Кракова обеспечивало большое численное преимущество польских послов в краевом парламенте.
В результате украинцы получили в Галичском сейме всего 14 из 150 мест, тогда как в 1861 году там было 46 украинских депутатов. За проведенные «как следует» выборы граф Казимир Бадени получает серьезное повышение на службе. Цесарь назначает блестящего «политического менеджера» премьер-министром Австро-Венгрии и министром внутренних дел!
Но связи с галичанами граф не теряет. Эта быль похожа на анекдот. Однажды Бадени сидел в цесарской ложе львовского оперного театра и слушал оперетту. Актер Мишковский, который по сценарию должен был пасть к ногам японского императора и закричать «Ми-ка-до!», упал ниц перед ложей австрийского премьера и закричал: «Ба-де-ни!» Такое подхалимство было воспринято довольно оригинально: хулигана на день арестовали, но штраф — одну крону — с готовностью заплатил сам граф Бадени.
Настоящее свое лицо Казимир Бадени показал в 1897 году, через два года после назначения премьером. Проходили выборы в австрийский парламент. Крестьяне протестовали против несправедливого избирательного закона, который лишал многих из них избирательных прав. И тогда по приказу графа Бадени армия и полиция разогнали митинги и демонстрации. 10 человек были убиты, 19 — тяжело ранены, 769 — арестованы. Не зря эти кровавые выборы остались в истории как «баденивские». Из 63 депутатов от Галичины только трое (!) были украинцами. Из-за серьезного сопротивления польских властей в Збаражском уезде не смог стать послом (депутатом) австрийского парламента Иван Франко. Но дискриминация украинского населения не прошла для графа безнаказанно. В тот же год она обернулась для него отставкой. Казимир Бадени навсегда покинул политическую арену. Ему суждено было прожить еще двенадцать лет...
…И двуликий маршал сейма
Станислав Бадени родился 7 сентября 1850 года в селе Сурохов Ярославского уезда на Львовщине в семье графа Владислава Бадени и Цецилии из рода графов Мер. Отец шутил, что один из его сыновей станет губернатором, а второй — маршалом Галиции. И как в воду смотрел! Закончив элитную гимназию Святой Анны в Кракове, Станислав учился на юридическом и философском факультетах Ягеллонского университета. После учебы год работал в суде. Но, женившись на своей кузине, графине Цецилии Мер, поселился в Радехове. И там занялся предпринимательской деятельностью с широким размахом. В 1887 году Станислав основал пивзавод, который был собственностью семьи Бадени вплоть до 1939 года. В Радехове граф расстроил дворец, расширил парк, выстроил оранжерею.
В 1883 году Станислава Бадени избирают послом в сейм. Вскоре он становится референтом краевого бюджета, что сегодня приравнивается к председателю бюджетной комиссии. В 1895—1901 и 1903—1912 годах Станислав Бадени — маршал (спикер) сейма Галичины.
Казимир привлек своего брата к переговорам с украинцами во время формирования упомянутого соглашения 1890 года. Однако Станислав играл в них второстепенную роль. Он являлся сторонником идеи украинско-польского сотрудничества. Что дало повод полякам возложить ответственность за промежуточные успехи украинского движения именно на Станислава Бадени. Наверное, потому после событий 12 апреля 1908 года, когда студент Мирослав Сичинский убил наместника Галичины графа Андрея Потоцкого, польские студенты разбили окна во львовской резиденции маршала сейма.
А был Станислав назначен императором на эту должность именно тогда, когда его брат Казимир стал премьер-министром. И отставка с должности маршала в 1901 году, как пишут историки, только добавила авторитета Станиславу. Этим поступком он выразил несогласие с усилением позиций так называемых подоляков — консервативно настроенных поляков из Восточной Галичины, которые недоброжелательно относились к украинцам.
Но уже через семь лет, в 1908-м, граф Станислав Бадени покажет украинским избирателям хищный оскал! Он баллотировался от Коропца в сейм, обещая крестьянам защищать их права. Конкуренцию ему составил местный сознательный крестьянин, основатель читальни «Просвіти» Марко Каганец. Граф уговаривал коропчанина не принимать участия в избирательной кампании, предлагая взамен 15 моргов поля. Но крестьянин не прельстился подарком и заявил посланцу графа: «Якби я мав на се іти, краще купив бим собі шнурок і повісився, а нарід я не продам…» Польские силы заручились поддержкой тогдашнего наместника Галичины графа Андрея Потоцкого и прибегли к фальсификациям выборов. Из избирательных списков было исключено 70 коропчан. Этот факт воспринимается так, словно на дворе президентская избирательная гонка 2004 года.
Патриотично настроенные крестьяне создали так называемую рекламационную комиссию во главе с М.Каганцом. Но их замечания в протокол не внесли — будто бы ввиду отсутствия писаря. Кроме того, войт Михаил Мельник заявил, что это компетенция не его, а староства. Телеграмма в нужную инстанцию осталась без ответа, а время подгоняло: через три недели должны были пройти выборы. Утром 6 февраля 1908 года Марко Каганец вместе со своими единомышленниками двинулись к общественной канцелярии, чтобы окончательно выяснить вопрос списков для тайного голосования. Но путь им преградили австрийские жандармы. На глазах у коропчан они закололи штыками безоружного Марка Каганца. «Це була остання крапля, — писал в те дни писатель Гнат Хоткевич, — котра переповнила чашу народного терпіння».
С 1910 года работу сейма Галичины парализовала обструкция украинских послов, которые добивались нового, справедливого закона о выборах. Согласно регламенту сейма от 1907 года, маршал получил неограниченные полномочия устранять неугодных депутатов. Но Станислав Бадени мастерски провел переговоры. В 1912 году затяжная обструкция повторилась. Она стоила Бадени нервов и здоровья. В июне граф подал Францу Иосифу II заявление об отставке. Умер Станислав Бадени 12 октября 1912 года в своем радеховском имении.
Род Бадени — бессмертен!
Самый младший сын маршала — Стефан (1885—1961) и его жена княгиня Мария Яблоновская (1891—1941) были последними владельцами Коропца. В сентябре 1939-го, спасаясь от большевиков, они эмигрируют в Будапешт. Именно здесь в 1941-м Мария умирает. Стефан как польский патриот был заключен в нацистский концлагерь Маутхаузен и чудом выжил. Известно, что последние годы жизни он провел в Дублине (Ирландия).
София Бадени |
В 1995 года Коропец посетил сын Софьи Людвиг Баворовский, проживающий в Лондоне и занимающийся социальной работой. А самый молодой из рода Бадени, сын Людвига Серафим, — нынче студент.
Дворец графа Станислава Бадени в Коропце |
За помощь в подготовке статьи автор благодарит директора Музея истории Коропца Владимира Гаврилишина, поселкового голову Степана Скрипника, Тернопольский пресс-клуб реформ (руководитель Татьяна Тарасенко) и общественную инициативу «Данастрис-альтернатива» (Сергей Хлебас).