Внушительное количество профильных международных мероприятий, проведенных в Украине в конце прошлого года, показало, что, по крайней мере, у наших западных партнеров надежды на установление цивилизованных правил игры в украинской медийной сфере еще живы. Посольства Германии, Польши, США, Франции, международные организации по-прежнему не теряют оптимизма, предлагая нам экспертную, консультативную и финансовую помощь в создании общественного вещания, разгосударствлении СМИ, обеспечении прозрачности прав собственности на медиа. Что у украинских партнеров уже начинает вызывать легкое недоумение. Ведь, как отметил Валерий Иванов, президент Академии украинской прессы и соорганизатор целого ряда международных конференций, за долгие годы деклараций и обещаний, данных украинской стороной, успешное решение этих проблем не только не приблизилось, но даже еще больше отдалилось.
Так, например, в отношении общественного телевидения выяснилось, что украинские участники международной конференции не только не имели четкого представления о том, как именно его нужно создавать, но даже не знали, зачем оно вообще нужно и чем отличается от того, чем нас «кормят» сейчас. С государственными СМИ ситуация еще более сложная, так как их количество за постсоветский период, вместо того чтобы сокращаться, все увеличивалось и сейчас достигло абсолютно иррационального уровня. И только медийный рынок дал некоторые основания для позитива. И то не благодаря усилиям наших законодателей, а, как отметил директор по правовым вопросам Интерньюз Павел Моисеев, с учетом перспективы прихода иностранного капитала и выхода на мировой фондовый рынок. По его предположениям, именно подобными устремлениями объясняются стремительные прогрессивные изменения, происходящие сейчас на СТБ (особенно на фоне остальных каналов этой же медиагруппы).
К сожалению, решение остальных проблем (в частности, с общественными и государственными СМИ) основным игрокам медийной сферы очевидной коммерческой выгоды не обещает. Зато несет им угрозу утраты возможности манипулирования общественным сознанием в собственных интересах. Хотя решение всех этих задач, подчеркивает координатор программы прессы и информации Представительства Европейской комиссии в Украине Дэвид Стулик, — часть наших обязательств перед Советом Европы, а эти обязательства, в свою очередь, являются важной составляющей Плана действий Украина — ЕС.
Для того чтобы помочь нам выполнить наши же обязательства и гарантировать нашим СМИ возможность выполнения ими функции «сторожевого пса демократии», Страсбург реализует уже второй План действий СЕ для СМИ в Украине. Его координатор Изабелла Хруслинская называет себя оптимистом. Несмотря даже на то, что очень хорошо знакома с реалиями украинской медийной жизни и упорным нежеланием нашей стороны всерьез воспринимать страсбургские стандарты и собственные обещания. В интервью «ЗН» г-жа Хруслинская подвела предварительные итоги прошлого года:
— Наш нынешний План действий состоит из трех частей. Первая — законодательная — заключается в имплементации европейских стандартов в украинское законодательство. Совет Европы намеревался оказать помощь при подготовке новых законопроектов или же в принятии новых редакций уже существующих. В частности, к марту были готовы экспертные заключения по четырем украинским законодательным актам (двум уже существующим, и двум законопроектам). В первом случае это Закон «О телевидении и радиовещании» и Закон «О Национальном совете по телевидению и радиовещанию», во втором —«Об информации» и «О внесении изменений в некоторые законы Украины в целях обеспечения прозрачности отношений собственности на средства массовой информации». Увы, вся работа в этом направлении остановилась из-за начавшегося в Украине политического кризиса. Конечно, все выработанные нами рекомендации остаются в силе, но год в этом отношении можно считать потерянным. Впрочем, возможно, и не только год. Ведь нынешняя экспертиза СЕ того же закона о Нацсовете уже пятая…
Вторая часть Плана выписана специально для Национального совета по телевидению и радиовещанию, эта работа оказалась очень эффективной. Во-первых, мы точно знали, кто является нашим партнером в реализации этой части Плана, с кем можно обсуждать приоритеты наших совместных программ, как по максимуму использовать административно-финансовые возможности Совета Европы. Были организованы экспертные поездки сотрудников Нацсовета в те страны, опыт которых является наиболее интересным в этом отношении, проведены тренинги и семинары, в том числе и по очень важной составляющей части их работы — мониторингу. Была проведена конференция «Европейские стандарты деятельности регуляторных органов электронных СМИ: прозрачность и независимость», на которую мы пригласили экспертов из пяти европейских стран.
Третья часть нашего Плана направлена на поддержку и развитие коммерческих СМИ, в частности, в регионах. Эта работа оказалась самой успешной. Общение с нашими украинскими коллегами убедило нас в исключительной важности этого направления, и мы будем рекомендовать расширить эту линию при подготовке следующего Плана действий, который будет приниматься уже в марте. При этом темы семинаров и конференций (коррупция в СМИ, регулирование онлайн-медиа, практика Европейского суда по правам человека в применении 10-й статьи) определяются с учетом предложений наших украинских партнеров —Национальной комиссии по утверждению свободы слова и развитию информационной области, а также Независимой ассоциации телерадиовещателей, Индустриального телевизионного комитета, Интерньюза.