к 100-летию со дня рождения
У пьес Евгения Шварца, в каком бы театре они не ставились, счастливая судьба: их любят все, независимо от возраста. Рассказывая о волшебниках, говорящих котах и деревьях, юноше, превращенном в медведя, они выражают наши мысли о справедливости, представления о счастье, взгляды на добро и зло.
Сочинять сказки - трудное и неблагодарное занятие. И обращение Шварца к этому жанру не было случайным. В 30-е годы строгая иерархия установилась не только в обществе, но и в литературе. «Главными» жанрами считались эпопея, роман, сказка же - в самом низу пирамиды. «Правдоподобием не связан, а правды больше», - говорил сам Шварц. Любимым писателем сказочника был Чехов, при всем их внешнем, да и творческом несходстве. Сравнивая Чехова с Толстым, Шварц повторял: «Чехова любят миллионы, но миллионы одиночек. А Льва Николаевича любят дивизии, мощные коллективы, дружные семьи».
В то время, когда «инженеры человеческих душ» ратовали за отмену таких свойственных «гнилой интеллигенции» понятий, как жалость, сострадание, Шварц оставался верен идеалам гуманистической литературы. Несмотря на то что ни в жизни, ни в творчестве, в отличие от своего любимого героя Ланцелота, он не вступал в открытый бой с Драконом. И не призывал к этому других. Вероятнее всего, как и большинство людей своей эпохи, Шварц не знал, что страной правит дракон. Он постоянно подчеркивал, что его сказки - не аллегории, а персонажи говорят не на «эзоповом» языке. Само употребление этого языка рассчитано на «своих» зрителей и глупых профанов, а Шварц писал для всех, пытаясь выразить мысль просто и доходчиво. Лучшее доказательство этому - отсутствие разницы между языком его взрослых и детских произведений.
Литературный быт писателей «второго эшелона», их мнения, вкусы, манера говорить, шутить, дружеские сборища, дискуссии - все это создает общий портрет художественного поколения
30-х годов, которое было почти полностью уничтожено репрессиями. Один за другим исчезали ближайшие друзья Шварца - Н.Олейников, Н.Заболоцкий, Д.Хармс. И едва ли он смог, как Ланцелот, что-то сделать в открытом бою. Но Шварц никогда не называл зло добром, вынужденную необходимость - доблестью, рабство свободой и наоборот. (Из рассуждений о псевдонимах: «Андрей Белый стал почти красным. Демьян Бедный, по нашим представлениям, жил богато. Артема Веселого посадили - это совсем невесело».)
И сейчас выходят его книги, ставятся «Тень», Голый король», «Дракон», «Обыкновенное чудо». Его творчество уже проверено временем. Искусство Шварца - не только сатира, но и поэзия, и лирическая философия. В целом он - человек-оркестр, прекрасно владеющий и струнными, и духовыми, и ударными инструментами. А камертон в этом оркестре - доброта и человечность.