UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭТО НАША ПАМЯТЬ

В преддверии Международного дня памятников и исторических мест поневоле задаешься вопросом: а есть ли в древнем Киеве места не памятные, не исторические?..

Автор: Павел Позняк

В преддверии Международного дня памятников и исторических мест поневоле задаешься вопросом: а есть ли в древнем Киеве места не памятные, не исторические? Даже сравнительно молодые массивы, такие, как Отрадный, Нивки, Оболонь, несут в себе исторические корни, относят нас к событиям и временам, от которых получили свои названия.

Казалось бы, прошлое всех урочищ, окраин, пригородов давно отслежено, изучено. Но так ли? Взять хотя бы Почаевскую пустынь. Монастырь как монастырь. Бывал православным, бывал и униатским. Не чета, скажем, Киево-Печерской лавре. Но последние исследования открывают современникам все новые и новые страницы.

Хотя в документах монастырь упоминается с XVI века, но устные источники дату его основания относят к XIII столетию. Как убедительно доказывает писатель и крупный знаток старины Валерий Шевчук, здесь активно работала печатня, где в XVII-XVIII столетиях было издано значительное количество книг, в том числе многие на украинском языке. Книги носили отнюдь не только церковный характер. Мы находим среди них руководства по медицине, этикету, даже детскую литературу. Вот какие грани прошлого открываются!..

А многочисленные дискуссии о том, где стояла церковь Божьей Матери Пирогощи, даже кто начинал строительство Софийского собора, - разве не свидетельствуют о том, что прошлое хранит еще много неизвестного, загадочного, неразгаданного. Можно с уверенностью сказать, что его исследователям не угрожает безработица. Есть что изучать, еще больше - что охранять от разрушения, по возможности реконструировать.

Если же из всех исторических объектов выделить непосредственно памятники, посвященные конкретным лицам или событиям, то здесь дела обстоят поскромнее. Можно сказать, что старых исторических памятников - раз, два и обчелся. Стоит над Днепром в задумчивости Владимир-креститель. Неподалеку от него - еще ему же посвященный памятник, который называют нижним памятником крещения Руси, нижним памятником Владимиру святому или монументом Магдебургскому праву. Да еще Богдан Хмельницкий, да скромный бюст Пушкину возле здания бывшей гимназии. И, пожалуй, все.

Собственно, заглянув в нашу историю, удивляться не приходится. Более восьми десятилетий пронеслись над Киевом. Революционно-советских, бескомпромиссных к тем, кто революцию не вершил и перманентно ее не развивал. Пролетариату в старые годы памятников не ставили, а всякие там графы Бобринские… Ну, строил железные дороги, ну, развивал сахарную промышленность - и что? А кровь-то какая? Нет, не вписывались такие в монументальную идеологическую программу правящего класса и партии. А о царях и вспоминать не приходится, они слетели с пьедесталов сразу.

Не стоит особенно обвинять ниспровергателей монументов - не только мы, многие страны прошли через такой экстремизм, правда, в основном с меньшими потерями и издержками. В конце концов каждая новая эпоха порождала новых кумиров.

Но дело не в этом, не в количестве сооруженных в прежние годы и сохранившихся до наших времен памятников, хотя о многих утраченных можно сожалеть. Хочется обратить внимание на один небезынтересный факт. В прежние времена монументы сооружались в основном силами населения города, народа, за его счет. Вспомним, как долго собирались пожертвования на памятник Богдану Хмельницкому, вспомним патриотическую инициативу учащихся киевской гимназии, собравших средства на памятник Пушкину. Перечень подобных примеров можно было бы продолжить. Документы свидетельствуют, что даже на монументы царям деньги в значительной мере собирались по подписке. А теперь? Конечно, ни в какие времена наш народ не был таким нищим, как сейчас. Но дело, думается, не только в нашей бедности. Ведь подаем же просящим в переходах и на площадях, хотя и понимаем, что далеко не все они просят на пропитание. Некоторые и на водку. А все же подаем, потому что перед нами сам адресат, без посредников, без промежуточных звеньев. Честно просящий на свои нужды, а не действующий обманом. Что и говорить, многочисленные финансовые аферы с различными трастами, доверительными товариществами крепко подорвали наше доверие к тем, кто протягивает руку за деньгами. Была бы твердая уверенность в том, что наши гривни и копейки пойдут по назначению, все обстояло бы иначе.

А как изменить ситуацию - здесь у меня четкого представления нет. Вот и сейчас планируется сооружение памятников Ярославу Мудрому и Михаилу Грушевскому. Достойные кандидатуры на увековечение в мраморе и граните, однако финансировать их строительство будут из городского и государственного бюджетов. А им и более горячих проблем хватает: зарплаты и пенсии, медицина и образование, транспорт и благоустройство - всего не перечислить.

Но и без памятников ведь нельзя! Не для тех великих земляков наших - они и без монументов великие. Для нас всех. Это же наша, народная память.