Учитывая всевозрастающий рост популярности горнолыжного спорта, а также принимая во внимание исключительные особенности (наличие уникальных природных ресурсов и значительный уровень их освоения), развитие горнолыжного туризма в Карпатском регионе чрезвычайно перспективно и экономически целесообразно. Несомненно также, что активное развитие этого вида туризма в Карпатах будет содействовать и повышению международного авторитета Украинского государства.
Вещи, казалось бы, очевидные и понятные. Тем не менее, несмотря на природную привлекательность, легкую транспортную доступность, довольно умеренные цены, отсутствие языкового барьера и прочие преимущества «зеленых легких Европы», большинство украинцев, влюбленных в горнолыжный спорт, все же отдают предпочтение путешествиям за границу — в соседние Словакию, Польшу и более отдаленные Турцию и Австрию. На естественный вопрос, почему же они не выбирают Украинские Карпаты, наши соотечественники, а также соседи-россияне резонно отвечают: недостаточно информации о курортах и их рекламы, неразвитая инфраструктура, низкий уровень сервиса, обусловленный отсутствием конкуренции. Да и, наконец, элементарная инерция путешествий за границу, укоренившаяся во мнении «там лучше», в свою очередь, основанном на массовой рекламе отечественных туроператоров.
Подчеркнем, однако, что последние годы все-таки характеризуются определенными шагами в развитии карпатского туризма. Обновляются существующие базы и гостиницы, расстраиваются новые туристические комплексы и т.д. Однако благодарить за эти малозаметные на общегосударственном фоне изменения местное население должно прежде всего своих предприимчивых земляков, а отнюдь не киевские или же регионального разлива властные структуры.
Почему карпатские горнолыжные курорты развиваются так медленно, хотя у потенциальных инвесторов (и не только отечественных) руки чешутся вкладывать средства в горнолыжные центры Украинских Карпат?
Одной из главных проблем является непонятная и нестабильная ситуация с системой налогообложения. Об этом писано-переписано, говорено-переговорено, тем не менее воз и ныне там. Несмотря на многочисленные и регулярные обещания и заверения киевских чиновников.
Еще один камень преткновения — у структур, обеспечивающих быт туристов, надлежащее состояние горнолыжных спусков и пр., нет одного хозяина. Их, этих маленьких владельцев-«гетманов», несть числа: лесхозы, ведомства, коммунальные учреждения и т.п. Коммерческие структуры берут деньги за услуги, но неизвестно, как платят налоги. А, например, сельский совет Славского должен одалживать значительные средства на построение современного водопровода, которым позже будут пользоваться все желающие.
С аналогичной проблемой столкнулись и наши западные соседи словаки. Решили же они ее путем создания акционерных обществ, где каждая из заинтересованных в развитии курорта сторон имела свою долю. Причем инвестиции окупились довольно быстро (на протяжении трех-четырех лет). Даже услуги дорогих вертолетных бригад, занимающихся эвакуацией горнолыжников, оправдывают себя за счет погашения страховки. И хотя вряд ли в ближайшее время к нам повалят туристы из Европы, однако вернуть в Карпаты россиян, которые раньше составляли четверть от общего количества отдыхающих в этом регионе, вполне реально.
Технические стандарты обустройства склонов на горнолыжных курортах Украины совершенно не соответствуют современным требованиям. В 2003—2004 гг. в стране существовала лишь одна система генерации искусственного снега. Ратраков (машин для выравнивания и уплотнения снеговых склонов) — всего несколько. Подъемники старые. Даже если речь идет о недавно смонтированных, то приобретенное за границей оборудование имеет возраст не менее 20 лет.
Особое беспокойство вызывает безопасность канатных дорог. Многие туристы получают травмы, практически все становятся свидетелями аварий. По неофициальным данным, в минувшем сезоне на одном из отечественных горнолыжных курортов произошла авария на канатной дороге, забравшая жизни четырех человек. По мнению экспертов, действующие системы безопасности, предусмотренные производителем, вышли из строя практически на всех (!) подъемниках и просто отключены. Если технический контроль за состоянием канатных дорог и предусмотрен, то осуществляется он формально. Такое положение дел объясняется тем, что сервисное обслуживание технического оборудования не выделено в отдельную отрасль и находится в ведении горнолыжных центров.
Чтобы не изобретать «велосипед», вновь обратим свой взор на других. Интересен и явно полезен соответствующий опыт наших западных соседей — Польши и Словакии, а также зачерноморской Турции.
Польско-Словацкие Татры — пример двусторонней модели развития горнолыжного туризма. Так, в Польше (в частности, курорт Закопане) ему дала толчок продуманная государственная политика, сориентированная на внешний спрос. Государство предоставило колоссальную поддержку малому и среднему бизнесу, поручив им развитие материальной и специализированной транспортной инфраструктуры. Словакия, чьи традиции развития горнолыжного туризма относятся еще ко временам соцлагеря, утратила свои позиции с распадом страны и, не имея централизованной поддержки государства, ориентируется в своем развитии на частную инициативу, отдав гостиницы и подъемники в руки акционерных обществ. Горнолыжный туризм развивается здесь значительно более медленными темпами, чем в соседней Польше, хотя страна имеет больший природно-ресурсный потенциал.
Яркий пример активной поддержки развития туризма государством — Турция. Турецкая модель — пример рыночной ориентации, где, с одной стороны, внутренний спрос дал толчок развитию горнолыжных центров местного значения, а с другой — рост внешнего спроса на соответствующий вид туризма стал катализатором создания новых альтернативных горнолыжных курортов, ориентированных на международный рынок. Все гостиницы в горнолыжных центрах построены на средства частных предпринимателей. При этом с момента постройки новой гостиницы государство освобождает хозяев от налогов на срок от пяти лет и предоставляет значительную поддержку в рекламе отечественного турпродукта на международном рынке.
Эксперты отмечают: выход Украины на мировой рынок с конкурентоспособным «горнолыжным» продуктом в значительной мере будет определяться перспективностью политики социально-экономической реконструкции региона. Практическая реализация такой грамотной политики обеспечила бы необходимые социально и экологически ориентированные изменения во всех отраслях хозяйства отечественного Карпатского региона.
Среди международных программ особое место занимает Карпатская конвенция 2003 г., основная цель которой — быть инструментом содействия устойчивому развитию региона путем согласования местного развития с природоохранными интересами. В частности, через стабильное развитие туризма. Реализация соответствующих программ также будет способствовать, по мнению специалистов, улучшению «туристического» инвестиционного климата в Карпатском регионе, а это — использование кредитных линий и привлечение кредитов, грантов международных финансовых организаций; использование международных программ для малого и среднего бизнеса.
Обидно только, что на эти проблемы и перспективы (понятные не только специалистам, но и нашим предприимчивым соотечественникам, стремящимся вкладывать собственные средства и работать прозрачно, создавая попутно и новые рабочие места) все никак не соберутся обратить внимание обитатели кабинетов на печерских холмах. Собственно, утверждать, что власть имущих эта тема не волнует, нельзя. Тем не менее их шаги в упомянутой сфере восторга отнюдь не вызывают. Мы же, как и все в этой стране, кому она дорога и кто хочет видеть ее граждан зажиточными и счастливыми, ожидаем появления хотя бы сообщений о разработке соответствующих общенациональных и региональных программ развития отечественной туротрасли. Как и об участии в их создании отечественных и зарубежных специалистов. А также о серьезности их экономического обоснования и способности создать обещанные и надлежащим образом оплачиваемые (то есть так, как в вожделенной Европе) рабочие места.