UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Если я умру, женись на Флоре»

Казимир Малевич, Василий Кандинский, Марк Шагал… Список знаменитых художников первого русского авангарда продолжает имя Александра Тышлера...

Автор: Светлана Олейник

Казимир Малевич, Василий Кандинский, Марк Шагал… Список знаменитых художников первого русского авангарда продолжает имя Александра Тышлера. Мелитополю повезло — Тышлер родился именно в этом городе. Благодаря чему в местном краеведческом музее есть такая коллекция его работ, которой могут позавидовать и столичные музеи.

Родственников художника в Мелитополе не осталось, и где находится его бывший дом, вам сегодня никто не покажет — адрес забыт. Ведь в советские времена Тышлера, как и многих художников, которые работали не в направлении социалистического реализма, не очень жаловали.

Тышлер не писал радикальный авангард. Его живопись очень добрая и душевная, сказочная — даже работы на революционную тему. Он считался театральным художником, поэтому ему позволялось рисовать на отвлеченные темы. Фирменный знак художника — сооружения, предметы и даже целые города на головах у его персонажей. Это примета юга: в детстве Тышлера в Мелитополе люди носили на головах буквально все — фрукты, напитки, тюки. Сегодня в Мелитополе так, конечно, никто не ходит…

Знающие люди интересуются

Мелитопольский краеведческий музей расположился в красивом бывшем купеческом доме с мраморными лестницами по улице Карла Маркса. Раньше она называлась Воронцовской.

— В музее больше 30 графических работ Тышлера из серий «День рождения», «Цирк», «Театр» и других, три картины, афиши и его личные вещи, — рассказала заведующая художественным отделом имени Тышлера Мелитопольского краеведческого музея Любовь Алексеева. — В зале можно увидеть 27 рисунков, а ко дню рождения художника, 26 июля, мы выставили и живопись. Здесь же можно посмотреть фильм о знаменитом мелитопольце, снятый голландцами. Они вместе с вдовой художника Флорой Сыркиной приезжали, чтобы снять старинную часть Мелитополя. Позже Сыркина передала копию этого фильма в наш музей. Знаете, — продолжает Любовь Алексеева, — посмотреть Тышлера приезжают даже гости из дальнего зарубежья, особенно летом. В основном из Израиля и Германии — художника там знают.

Как редкая коллекция попала в Мелитополь

— В 1989 году в Мелитопольском краеведческом музее был открыт художественный отдел, — вспоминает Алексей Бурштыка, который в то время работал там старшим научным сотрудником. — Чтобы достать экспонаты, мы (я и тогдашний директор музея Лариса Петрова) обратились к вдове Тышлера. Ездили к ней в Москву. Она очень хорошо нас встретила и легко согласилась передать Мелитополю работы Александра Григорьевича. А в 1990 году отделу присвоили имя Александра Тышлера и открыли зал на улице Дзержинского (сейчас в этом здании располагается хранилище нашего музея), где выставили его работы. Открытие было очень торжественным! Приезжала Флора Сыркина с подругой…

На вдову художника вышел и мелитопольский литератор Сергей Авдеенко:

— О том, что Тышлер — мелитополец, я узнал случайно. В конце 80-х смотрел в книге его иллюстрации, а когда открыл примечания и увидел, что художник родился в Мелитополе, то очень заинтересовался! Захотел узнать о нем побольше и написал в Третьяковскую галерею. Мне дали адрес Флоры Сыркиной, у нас завязалась переписка. Флора Яковлевна писала, что Александр Григорьевич хотел, чтобы его картины хранились в Мелитополе, чтобы здесь был его музей (увы, музей Тышлера в Мелитополе так и не создан. — С. О.). Я начал интересоваться у местных властей, как это можно сделать, но особого желания с их стороны не было — кто в 80-е годы знал о Тышлере? Тогда мы начали работать с Ларисой Петровой, она интересовалась этой темой.

Love story

Когда Флора Яковлевна приезжала в Мелитополь, а она была здесь несколько раз, мы много общались, — продолжает Сергей Авдеенко. — Она очень интересно рассказывала мне о своей встрече с Александром Тышлером. Это была такая романтическая история любви. Разница в возрасте у них была 22 года. Флора, молодая выпускница института искусствоведения, во время войны эвакуировалась в Среднюю Азию. Там и встретила Александра Григорьевича. Флора писала о театре, в котором Тышлер работал художником. Судя по фотографии, Флора Сыркина была красивой женщиной, да и в старости сохранила следы былой красоты. У них возникли романтические отношения, но Тышлер был женат (его первая жена из Мелитополя). И Флора решила, что не имеет права разбивать семью. Они расстались.

Через много лет, уже в Москве, они снова встретились и поняли, что их чувства сохранились. Жена Тышлера была очень больна, и Флора Яковлевна помогала за ней ухаживать. «Если я умру, женись на Флоре», — завещала первая жена. Так и случилось. Флора Яковлевна и Александр Григорьевич очень любили друг друга. Она посвятила мужу свою жизнь. О нем могла говорить часами!

И, конечно, город детства любимого мужа был ей дорог. Однажды Флора Яковлевна попросила организовать экскурсию по старому Мелитополю, найти дом Тышлера. Мы определили, что это примерно в районе улицы Дзержинского. Ходили с ней по старым дворам, и она была в восторге от нашей местной экзотики.

...Ох, видели ли бы вы эту коммунальную, не тронутую временем экзотику: длиннющий двор, где сушится белье, и несколько крылечек разных хозяев. В один из моих приездов в Мелитополь прогулялись по дворикам, которые, возможно, вдохновляли самого Александра Тышлера, и мы с Сергеем Авдеенко. И я не пожалела, что приехала из Запорожья в Мелитополь, чтобы увидеть работы этого художника.

Александр Тышлер (1898—1980). График, живописец и сценограф, один из основоположников «неофициального» русского авангарда середины ХХ века. Учился в Киевском художественном училище, в школе-студии Александры Экстер в Киеве, в московском Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские). В 1919 — 1920 г. г. служил художником при штабе Красной армии в Украине, оформлял «Окна РОСТА», агитпоезда, праздники. С 1921 года жил преимущественно в Москве.