UA / RU
Поддержать ZN.ua

Если ваш ребенок попал в больницу

Болезнь ребенка — всегда тяжелое испытание для семьи, а уж если речь заходит о его госпитализации,...

Авторы: Анна Яценко, Мария Кириленко

Болезнь ребенка — всегда тяжелое испытание для семьи, а уж если речь заходит о его госпитализации, то в панику можно впасть при одной только мысли, что малыш будет оторван от семьи, что ему предстоят болезненные процедуры, а вокруг будут чужие люди.

В связи с госпитализацией у ребенка может возникнуть целый комплекс серьезных психологических проблем, вызванных болезнью, оторванностью от дома и условиями стационара. Даже для взрослого человека сам факт обращения к врачу и тем более необходимость длительного пребывания в больнице — это уже стресс. Что уж говорить о ребенке! Незнакомая обстановка, чужие люди, новый, постоянно обновляющийся детский коллектив, вынужденная разлука с родителями, боязнь медицинских процедур — всего этого вполне достаточно для психологического дискомфорта. А ведь все эти факторы накладываются на болезненное состояние.

Однако не стоит драматизировать ситуацию. Конечно, болезнь и необходимость стационарного лечения — это травмирующие факторы. Но для большинства детей пребывание в больнице может стать важным этапом в становлении личности, принести массу новых впечатлений и знаний, дать возможность испытать себя в тяжелых жизненных обстоятельствах. Этот опыт понадобится ребенку в дальнейшей жизни.

Адаптационные процессы у детей протекают индивидуально. Это зависит от многих причин: болел ли ребенок раньше, какова степень тяжести заболевания, впервые или же повторно он находится в больнице, каков возраст малыша, бывал ли он раньше вдали от семьи и т.д. Зачастую все проходит сравнительно безболезненно в силу наличия внутренних резервов ребенка и правильного поведения родителей.

Вполне нормально, если период адаптации в стационарном отделении проходит за 3 — 5 дней. Нет причин для беспокойства, если в первые дни ребенок несколько насторожен, просится домой, не сразу идет на контакт с ровесниками. Чрезмерная опека и склонность родителей драматизировать ситуацию могут только навредить. С другой стороны, не стоит оставлять малыша наедине с его проблемами. Нельзя допустить, чтобы он почувствовал себя покинутым и ненужным.

О том, как правильно вести себя родителям, чьим детям предстоит длительное пребывание в больнице, знают в Киево-Святошинском центре социально-психологической реабилитации населения и его информирования о последствиях чернобыльской катастрофы. Психологам центра каждый день приходится работать с пациентами Киевской областной детской больницы (г.Боярка). Но зачастую в психологической помощи в большей мере нуждаются родители больных детей, так как именно от их правильного поведения зависит настрой ребенка на выздоровление.

Вот некоторые рекомендации специалистов. Никогда не пугайте ребенка больницей. Не создавайте проблем на будущее, ведь редко какой малыш вырастает, ни разу не попав в стационар. Не допускайте в разговорах с третьими лицами высказываний типа: «Да что там эти врачи понимают, лишь бы хуже не сделали» и т.п.

В случае госпитализации ребенка сделайте все возможное для ослабления напряжения и тоски из-за предстоящей разлуки с домом и родителями. Чтобы малыш спокойно воспринял пребывание в больнице, сами взрослые должны уверенно смотреть в будущее, быть спокойными и рассудительными. Если госпитализация плановая и у вас есть хотя бы один-два дня на подготовку, вовлекайте ребенка в сборы, как если бы он собирался в санаторий или лагерь.

Постарайтесь оптимистически настроить малыша. У детей очень развита интуиция, и практически невозможно убедить их в том, в чем вы сами не уверены. Поэтому вначале проанализируйте свои собственные эмоции и запретите себе установку: «Больница — боль, страх, опасность». Замените ее на «Больница — помощь, облегчение, выздоровление». Ваша уверенность и спокойствие передадутся вашему сыну или дочери. Ненавязчиво побеседуйте с ребенком о предстоящей госпитализации. Школьникам можно объяснить, что болезнь не катастрофа, а своеобразный экзамен на мужество и стойкость. Скажите ребенку, что вы постоянно будете думать о нем и всегда готовы прийти к нему на помощь. Продумайте и обсудите, как по мере возможности вы будете поддерживать связь.

Во время расставания избегайте трогательных сцен, сдерживайте чрезмерную эмоциональность. Постарайтесь вести себя так, чтобы малыш воспринял больницу не как наказание, а как место, где ему помогут скорее выздороветь и вернуться к обычной жизни. Формируйте позитивное отношение, как к улучшению состояния здоровья, так и к работе врачей. Объясните ребенку объективную необходимость врачебного вмешательства.

Не убеждайте его в том, что он сам виноват в своей болезни, травме и т.п. Этим вы усилите чувство вины и страха, следствием которых могут стать нежелательные психологические осложнения. Конечно, бывают ситуации, когда важно обсудить с ребенком, насколько его неправильное поведение явилось причиной болезни. Но очень важно, чтобы результатом вашей беседы явилось не чувство вины, а понимание причинно-следственной связи между неправильным поведением и болезнью.

Обязательно обсудите с родными и близкими график посещений ребенка, чтобы не получилось так, что в один день будет сразу несколько визитов, а в другой —никто не придет. Это очень важно, так как избыток посетителей может привести к эмоциональным перегрузкам больного малыша, а полное их отсутствие — к усилению тоски по дому и близким.

Постарайтесь не зацикливаться на теме болезни и лечения. Ведь жизнь продолжается. Расспросите ребенка о том, с кем он подружился, что нового узнал, чем занимается в свободное время. Пусть все ваши сомнения относительно эффективности лечения останутся при вас. Не перегружайте больного своими сомнениями и страхами. Как не помогает лекарство, в котором сомневаешься, так не поможет и врач, которому не доверяешь. Старайтесь избегать неприятных тем, повремените с сообщением плохих новостей: больному малышу совсем не обязательно знать, что любимый песик плохо ест или что хомячка съел кот. В разговоре с ребенком акцентируйте внимание на позитивных моментах пребывания в больнице. Подумайте, за что можно было бы его похвалить: мужественно переносит процедуры, не балуется, сумел с кем-то подружиться, нарисовал хорошую картинку и т.п.

Незаполненное свободное время усугубляет чувство одиночества, тоску по дому. Поэтому обязательно нужно побеспокоиться о том, чтобы ребенку было чем заняться. Принесите ему интересную книжку, конструктор, какую-нибудь игру, краски, карандаши и т.п. Малышу обязательно принесите игрушку. Можно сказать, что новый «друг» специально пришел к нему, чтобы охранять по ночам (если ребенок склонен к ночным страхам). Очень хорошо, если это будет игрушечный медведь, слон, лев, тигр, то есть любое большое животное, которое сможет олицетворять силу и защиту (размер игрушки значения не имеет).

После выписки поговорите с ребенком о времени, проведенном в больнице. Спросите, чему он научился, что понял о себе и своих отношениях с другими людьми, помогите осознать ценность приобретенного опыта.