UA / RU
Поддержать ZN.ua

Еще раз о благотворительности и общественных ориентирах

Зима постепенно набирает силу, и мы уже почувствовали первые морозы. Но их не сравнить с теми двадцатиградусными, которые лютовали в Киеве четыре года назад...

Автор: Оксана Онищенко

Зима постепенно набирает силу, и мы уже почувствовали первые морозы. Но их не сравнить с теми двадцатиградусными, которые лютовали в Киеве четыре года назад. Именно тогда в один зимний вечер около пяти часов на Крещатике неподалеку от торгового центра «Мандарин-плаза» умерла от холода молодая женщина по имени Мила, мама четверых детей. В поисках работы она приехала в Киев из Закарпатья. Сначала дела шли неплохо — на заработок от продажи цветов семья снимала жилье и как-то сводила концы с концами. Но потом начались трудности с работой и, соответственно, с жильем (из-за неуплаты многодетную семью выставили на улицу). В тот вечер Мила смогла найти приют только для детей. Самой женщине места там не было. Присев отдохнуть на улице, она уснула. Каждый знает, насколько опасен сон в такой мороз. Чтобы спасти Миле жизнь, достаточно было ее разбудить. Но этого не сделал ни один прохожий. Трудно представить, что в XXI веке в центре европейской столицы, на главной ее улице, умерла от холода мать многодетного семейства.

По печальной статистике, в тот год во время сильных морозов погибло 789 бездомных жителей Киева. Такие данные привела представитель общественной организации «Друзья сообщества святого Эгидия» Юлия Курочка. Как известно, святой Эгидий — покровитель калек и нищих. Всемирная организация, названная его именем и основанная в Риме, опекает бездомных в более чем 40 странах мира. По инициативе украинской организации, недавно в столице Украины состоялась конференция «Невидимые жители Киева», посвященная проблемам бездомности. Большинство этих проблем связаны с типичными издержками отечественной социальной сферы — отсутствием взвешенной и аргументированной социальной политики, несовершенством законов, нехваткой финансирования, квалифицированных специалистов. Но самой болезненной и самой главной оказалась проблема отношения общества к беспризорным.

«Тема бездомных глубоко затрагивает культуру, порог чувствительности и облик страны, в которой мы живем, — утверждает Алессандро Салаконе, председатель римской организации «Сообщество святого Эгидия». — Кто-то будет считать, что в период мирового кризиса, когда обычный порядок жизни на всех континентах нарушен под влиянием экономических неурядиц, можно было бы определить другие приоритеты для каждой страны. Но мы убеждены, что настоящая любовь к своему городу, своей стране, настоящий патриотизм начинается не с любви к президенту, не с любви к богатому человеку, которого очень легко любить, а с любви к самому слабому, с уважения к тому, кто возле тебя в этот момент и нуждается в твоем внимании».

По мнению председателя украинской организации «Друзья сообщества святого Эгидия» Юрия Ли-фан-се, для любого общества чрезвычайно важная задача на сегодняшний день — построение новых ориентиров общественной жизни. И с этим трудно не согласиться. Ведь ситуация, когда на глазах у нас, «нормальных» людей, гибнут на тротуарах, замерзают в заносах, страдают от голода наши соотечественники, не может считаться естественной. Возможно, понять это нам мешают советские стереотипы, когда общественным идеалом был здоровый, преуспевающий, красивый человек — передовик производства. Вспомните парады физкультурников — отличников ГТО и песню о том, что «настоящий чемпион бодр и весел». Те же, кто претерпел жизненные трудности или получил увечья, просто не существовали для общества. На таких принципах базировалась и внутренняя политика Третьего рейха. Историк Виктор Кормилицын в своей книге «Третий рейх. Гитлер-югенд» приводит текст приказа министерства внутренних дел «О пресечении полицией преступлений»: «Асоциальным является тот, кто своим антиобщественным, пусть даже и не преступным, поведением демонстрирует нежелание включаться в сообщество. Асоциальными являются нищие, цыгане, проститутки, лица, пораженные наследственными болезнями, распространители заразных болезней и лица без постоянного местожительства». В таком же духе воспитывались и школьники. Например, задача из учебника по математике: «На содержание одного душевнобольного государство расходует четыре марки ежедневно, одного инвалида — пять с половиной, преступника — три с половиной марки. Сколько кредитов молодым семьям по 1000 марок каждой (при условии возврата их в дальнейшем) можно было бы выплачивать из этих денег ежегодно?». Сосредоточенный на проблемах войны немецкий народ не заметил, как начали исчезать с улиц беспризорные и калеки. Их ожидали концлагеря и уничтожение.

Понятно, что сегодня ситуация не столь остра, но мысли о социальном балласте, слабых, ленивых и опасных для общества бомжах очень популярны. Пренебрежительное слово «бомж», которым мы называем людей, оказавшихся на улице, стало общим названием. Оно вошло в идиоматические выражения («одеваться как бомж»), стало темой анекдотов, звучит с экранов телевизоров. Например, положительная героиня одного молодежного сериала, меняя гардероб, иронизирует: вынесу старые вещи на свалку, и наши бомжи станут самыми модными в городе! В популярной среди молодежи социальной сети «В контакте» создано несколько виртуальных групп подростков, участники которых объединены по признаку ненависти к бездомным. Читаю сообщения на странице группы «Антибомж»: «Деньги не пахнут, пахнут те, у кого их нет!», «У, суки, собак едят!». Другие высказывания невозможно процитировать, поскольку они состоят из одной нецензурной лексики.

Об отношении общества к социальным проблемам рассказала Иванна Коберник, журналист «Савик Шустер студия»: «Готовя материал к ток-шоу, я иногда предлагаю для рассмотрения социальные темы. Но они не всегда попадают в программу. А если даже и попадают, то, поскольку основные наши гости — политики, дискуссии все равно скатываются в ненавистную всем политику. И на следующий день, изучая свои рейтинги, мы видим, что политическая часть программы, которая содержала никому не нужную борьбу, никому не нужные обвинения, слышанные уже двести раз, обладала более высоким рейтингом, нежели та часть, в которой мы пытались поднять какие-то глубокие социальные или культурные вопросы».

Для общества, которое хочет называться цивилизованным, ситуация довольно странная. Мы смакуем политические баталии (порой с потасовками и оскорблениями) сливок общества, закрываем глаза на их пороки, нечестность и грехи перед нами, — и вместе с тем обвиняем в порочности тех, кто слабее нас, тех, кто так нуждается в нашем понимании и поддержке.

Не всегда могут похвастать гуманным отношением к этой категории людей и цивилизованные европейские страны. Г-н Салаконе рассказывает, что в некоторых итальянских городах нищенствование считается нарушением общественного порядка. Это привело к тому, что беспризорные и бедные были изгнаны за пределы городов. Такие меры г-н Алессандро считает возведением невидимых стен, отделяющих бедных от нашего благополучного мира: «Наши города, как и каждый из нас, боятся признаков слабости и немощи. Поэтому стремятся изолировать тех, кто делает эту слабость столь явной и осязаемой. Бедных отселяют из мест, где они могут быть замечены гражданами, ведь они — свидетельства краха собственной жизни, свидетельство равнодушия общества. Люди забывают о том факте, что ничье благополучие не гарантировано на 100%, и оказаться на улице — дело не столь уж абсурдное для любого из нас. Достаточно расстройства, сильного приступа депрессии или проблем с алкоголем, чтобы стать беспризорным».

«Можем ли мы в конце концов быть уверенными, что общество, отнявшее достоинство у бомжа, не отберет его потом у «сомжа» — человека «с определенным местом жительства»? То есть у каждого из нас. Можем ли мы быть уверены, что логика бесправия не распространится на другую категорию людей? Кому решать, кто достоин, а кто не достоин участия в общественной жизни? — говорит Юрий Ли-фан-се. — Мне кажется, что невозможно жить в обществе, где благотворительный поступок выпадает из логики жизни и вызывает удивление».

С этими словами нельзя не согласиться. Большинство из нас хотят жить в справедливом и гуманном обществе, где к каждому относятся с уважением, где оступившийся получит прощение, страдающий — помощь без осуждения, а потерявший дом обретет крышу над головой, свежую постель и горячую пищу. И начинать создание такого общества нужно, конечно же, с себя. Не пройти безразлично мимо нуждающегося, увидеть в нем человека, такого же, как и ты сам, но с большими проблемами, может каждый. И не нужно успокаивать свою совесть словами: «А что я могу сделать? Пусть об этом заботится государство».

«Приближаются Рождественские праздники. Рождество — это не второй Новый год и рождественские скидки в бутиках. Важно, чтобы период Рождества стал не лишь возможностью приобрести что-то подешевле, но и возможностью что-то бескорыстно отдать: наше время, нашу энергию, наше внимание человеку, который беднее нас, который в ответ может подарить только свою благодарность», — призвала волонтер Ирина Дробот.

Своим образцом служения всему роду людскому Господь дает и нам пример — пример служения ближнему. «Ведь кто послужит кому из братьев моих меньших, тот послужит мне». Что же мы, современные люди, можем принести в дар Иисусу на Рождество? Ответ один — добрые дела, которыми послужим тем, кто в этом нуждается.

Общественная организация «Друзья сообщества святого Эгидия» предлагает всем небезразличным соотечественникам присоединиться к всеукраинской акции «Рождетво-2010 с бедняками улиц» и принять участие в подготовке и праздновании Рождественских праздников для бездомных, обитателей детских домов и домов престарелых. Этим людям нужны зимняя одежда, шапки, шарфы, варежки, теплые носки, чай, кофе, мыло, шампунь, полотенца. Детям принесут радость тетради, цветные карандаши, альбомы для рисования, фломастеры и краски. Можно сделать денежное пожертвование, которое поможет приобрести подарки и заказать еду в столовой. Подарки принимаются по адресу: ул. Крещатик, 15, оф. 51 каждую среду, пятницу и воскресенье с 19.00 до 20.00 Предлагать помощь можно по адресу: santegidio@ukr.net