Стремительное увеличение автотранспортного парка Украины в последние годы привело и к резкому росту числа угонов и краж. Если несколько лет назад по количеству они находились в конце второй десятки в общем списке зарегистрированных преступлений, то сегодня неожиданно вышли на «первые роли».
Так ли уж и неожиданно? С этого вопроса начался наш разговор с заместителем начальника управления Госавтоинспекции МВД Украины полковником милиции Иваном Красюком.
- Наверное, такого обвального роста краж и угонов транспортных средств все же следовало ожидать именно сейчас, в период так называемых стихийных рыночных отношений. Через это проходит каждое государство. К примеру, в США «эпоха хищений транспорта» закончилась около полутора десятилетий назад, когда страна вступила в пору экономического и социального процветания. Однако это вовсе не означает, что с хищениями автомобилей там покончено раз и навсегда. Просто законодательство Соединенных Штатов было приведено в соответствие с реалиями, был принят целый комплекс мер, направленных на то, чтобы хищения транспорта стали невыгодными для преступного мира. Над созданием превентивных программ и приспособлений работали ведущие компании США. Украина же оказалась совершенно несостоятельной при вступлении в «эпоху краж и угонов». В первую очередь законодательно.
Сегодня в Уголовном кодексе есть две статьи, применяемые к похитителям транспортных средств.
140-я - «Кража» - предусматривает лишение свободы на срок до трех лет или исправительные работы на срок до двух лет, а в случаях, если потерпевшему причинен значительный ущерб, или кража совершена по предварительному сговору группой лиц или повторно - до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации или исправительные работы на срок от одного до двух лет. Вторая статья, 215-я, касается угонов транспортных средств: «угон автомашин всех видов... наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до двух лет». Кто-то скажет: «Разве этого мало?» На первый взгляд, достаточно. Но давайте рассмотрим такой пример. Преступник, занимающийся продажей краденых автомобилей, похитил очередную «девятку» и был задержан сотрудниками ГАИ «по горячим следам», так и не доехав до своей мастерской, где перекрашивал и перебивал номера похищенных машин. При определенных обстоятельствах будет очень сложно квалифицировать это хищение не как угон, а как кражу. И получается, что преступнику, в самом худшем для него случае, «светит» три года колонии общего режима. А на практике часто находятся разнообразные смягчающие обстоятельства, и в результате не проходит и года, как автовор снова начинает заниматься своим преступным промыслом.
Кстати, в последнее время среди похитителей транспорта заметно увеличилось число подростков. Несовершеннолетние нередко входят в состав преступных групп, систематически занимающихся кражами автомобилей с целью перепродажи. Например, нынешним летом в Крыму была пресечена деятельность одной такой группы. И что бы вы думали? Перебиванием номеров, перекрашиванием автомобилей и их последующей реализацией занимались «взрослые дяди». А вот «на дело» они посылали двух шестнадцатилетних подростков. Сначала эти ребята просто угоняли автомобили, а затем попали в поле зрения этой группы и им было предложено за определенную плату угнать конкретный автомобиль и приехать на нем в определенное место. Естественно, такой легкий способ зарабатывать деньги понравился. А о том, что за все потом придется расплачиваться, ребята в тот момент не думали.
А вообще, откровенно говоря, проблема подростковой автопреступности настолько обширна, что только ей можно посвятить целое интервью. И, наверное, не одно. Но вернемся к делению хищений транспорта на кражи и угоны. На мой взгляд, оно противоестественно. Ну представьте себе такую статью УК - «Незаконный прокат личного имущества». Абсурд. А ведь в нашей ситуации получается именно так. Разве можно что-то украсть «во временное пользование»?
- Будем надеяться, что у наших законодателей найдется время, чтобы разобраться в этом вопросе досконально. А сейчас, Иван Прокофьевич, вы не могли бы подробнее остановиться на нынешнем этапе, говоря вашими словами, «эпохи хищений транспорта»?
- Рост числа хищений транспортных средств в Украине сейчас наблюдается из года в год, из месяца в месяц. За минувший год нами зарегистрировано свыше 22 тысяч краж и почти 7 тысяч угонов автотранспорта, то есть 9 тысяч преступлений. Практически в каждом втором случае предметом хищения становился автомобиль. Кстати, Киев, лидируя по числу краж автомобилей, вопреки бытующему среди обывателей мнению, не является лидером по количеству краж и угонов транспорта вообще. По кражам по результатам десяти месяцев 1995 года он находится на третьем месте, после Днепропетровской (1946) и Донецкой (1579) областей. Днепропетровщина лидирует и по числу угонов. Их там зарегистрировано 685. На втором месте Харьковская область - 481, а третьей идет столица - 460. Меньше же всего и краж, и угонов транспортных средств зарегистрировано в Черновицкой области - соответственно 100 и 41. В общем, это объяснимо: маленькая область - низкие показатели.
Сейчас по Украине 32% найденных транспортных средств разысканы «по горячим следам».
Однако, откровенно говоря, все эти абсолютные цифры не дают полного представления о сложившейся ситуации. На мой взгляд, определенный интерес могут представлять и такие показатели, как количество краж и угонов на 10.000 единиц транспортных средств. Ведь, согласитесь, насыщенность региона транспортом тоже играет не последнюю роль. Но и здесь картина различна. При общеукраинском показателе в 19,9 кражи на 10.000 транспортных средств в Киеве имеем 43,4, а, скажем, в Винницкой области - 10,1, в Тернопольской и того меньше - 7,0. И вообще прослеживается следующая тенденция: чем больше транспорта в регионе, тем выше этот показатель.
Следует также учесть, что количество украденных транспортных средств на 10 тысяч единиц транспорта значительно выше в приграничных областях. Исключение составляет разве что Буковина. Вывод напрашивается сам собой: значительная часть этих преступлений совершается с целью дальнейшей продажи похищенного транспортного средства за рубежом.
Но из всего сказанного выше, читатель не должен сделать вывод, что проживая, к примеру, в Донбассе, он подвергает свое автоимущество большему риску, нежели житель Волыни. Украсть его могут везде. Особенно если своевременно не позаботиться о его сохранности.
- Вот об этом я и хотел задать следующий вопрос. Существует ли какое-то универсальное средство, могущее на все 100% обезопасить владельца от утраты его автомобиля или мотоцикла?
- Вы и сами прекрасно знаете, что такового нет и никогда не будет. Ведь преступная мысль тоже не стоит на месте, и как только появляется какое-то противоугонное новшество, тут же находятся «умельцы», способные его обезвредить. Однако это вовсе не означает, что автовладельцы не должны использовать противоугонные средства и приспособления. Ведь даже элементарное механическое противоугонное устройство создает дополнительные препятствия преступникам. Электронные устройства еще более эффективны. Кстати, один интересный момент. В Киеве 60% похищенных транспортных средств - иногородние. В немалой степени этому способствуют сами приезжие автолюбители, иногда и не слышавшие о новейших достижениях противоугонной науки, приезжающие в столицу на автомобилях либо вообще не оборудованных защитными системами, либо оборудованными «противоугонками» вчерашнего дня.
В последнее время среди автолюбителей приобрела популярность маркировка транспортных средств. Для нас это новшество, а в автомобильно развитых странах она уже давно себя зарекомендовала с самой лучшей стороны. Маркировка в значительной мере помогает отыскать украденное транспортное средство и, кроме того, сводит к минимуму выгоду от его продажи. Ведь реализовать промаркированные запчасти несравнимо сложнее, нежели «чистые».
Технология маркировки очень проста и базируется на нанесении при помощи специального приспособления на лобовое, боковое, заднее стекло, фары и задние фонари цифровых меток (согласно номера кузова автомобиля) дополнительно специальным секретным маркером во многих местах салона размещаются скрытые метки с тем же номером. Этот номер и вносят в компьютер. Когда работа закончена, на лобовое и два боковых стекла наклеиваются красочные фирменные этикетки, которые предупреждают, что автомобиль маркирован. После этого владельцу автомобиля выдается номерной сертификат.
Кстати, маркировка привлекательна для владельцев транспортных средств еще и своей дешевизной. Ведь «пометить» автомобиль раз в десять дешевле, чем приобрести элементарную электронную противоугонную систему. Да к тому же следует иметь в виду, что пока в Украине не зарегистрировано ни одного угона промаркированного автомобиля. Однако наибольший эффект принесет комбинирование нескольких противоугонных приспособлений - и механических, и электронных, и маркировки. Не лишним будет установить дополнительный скрытый выключатель «массы» или краник, перекрывающий подачу топлива в двигатель. Но только, чтобы они действительно были секретными. Ибо, как говорят, тайну, которую знаю двое, знают все.
- А что можно посоветовать автолюбителям, у которых все же похитили автомобиль?
- Прежде всего, не теряя ни минуты, сообщить об этом в ближайшее отделение милиции. Ведь «по горячим следам» найти пропажу намного проще. Не стоит также прибегать и к услугам посторонних лиц. Обойтись это может недешево, а результат окажется отрицательным. Кроме того, данные на все похищенные транспортные средства заносятся в автоматизированную информационно-поисковую систему «Угон», и благодаря этому поиск похищенных транспортных средств продолжается непрерывно по всей Украине, а также во многих сопредельных государствах.
Кстати, эта система перешла из информационных служб внутренних дел под эгиду Госавтоинспекции лишь в 1994 году, но уже сейчас результаты ее использования весьма ощутимы. Судите сами: только в минувшем году с ее помощью нашими сотрудниками на линии проверено более 420 тысяч единиц автотранспорта, обнаружено более полутора тысяч угнанных и украденных автомобилей. Сейчас 30% угонов и краж раскрывается непосредственно при помощи системы «Угон». И эта доля растет день ото дня.
На снимках: полковник милиции И.Красюк (справа) уточняет оперативную обстановку у Киевского железнодорожного вокзала; многие из автомобилей, хранящихся на штрафплощадке управления ГАИ Луганской области, некогда тоже были угнаны или украдены.