UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭПИЗОД ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

Спорт вне политики или спорт - часть политики? На протяжении последних шестидесяти лет вопрос этот поднимался неоднократно, и всякий раз решение принималось не в пользу спорта...

Автор: Марк Цибульский

Спорт вне политики или спорт - часть политики? На протяжении последних шестидесяти лет вопрос этот поднимался неоднократно, и всякий раз решение принималось не в пользу спорта. В историю Олимпийских игр навечно вписаны грустные события - Игры в Берлине, бойкот Игр в Москве и ответный бойкот Олимпиады в Лос-Анджелесе.

Были, однако, и другие эпизоды подобного рода. Они не получили столь широкого, как олимпийские бойкоты, резонанса, а за давностью лет почти позабылись. Даже всезнающий болельщик не всегда может припомнить, отчего тот или иной мировой чемпионат недосчитался участников.

В 1973 году к предстоящему в Москве чемпионату мира по хоккею был выпущен специальный буклет. В нем подробно излагалась история участия в чемпионатах мира сборной СССР, начиная с 1954 года. Страницы, на которой должен был бы быть рассказ о чемпионате мира 1962 года, в буклете не было. Вместо этого мелкий шрифт оповещал, что в тот год советская команда не участвовала в чемпионате в связи с тем, что организаторы турнира (в тот год ими были США) отказались выдать въездные визы хоккеистам ГДР.

При таком изложении возникало больше вопросов, чем ответов. В самом деле, к 1962 году ГДР была признана многими странами мира, входила в Международный олимпийский комитет, спортсмены ГДР регулярно участвовали в мировых первенствах по различным видам спорта. Кстати, была команда ГДР и на зимней Олимпиаде в американском городе Скво-Велли в 1960 году и никаких проблем с визами не возникало. Что же произошло в 62-м? Что изменилось за два года?

Оказалось, что изменилось многое, решение принималось обдуманное, и лишь советская пресса пыталась объяснить ситуацию нелепым выпадом американцев против немецкой команды.

Сборные хоккейные команды заканчивали подготовку к чемпионату мира в Колорадо-Спринг, когда газеты всего мира напечатали сообщение о том, что Союзническое бюро путешествий в Западном Берлине отказалось выдать хоккеистам ГДР документы на право въезда в США. Советские газеты выразили возмущение, но возмущен был и президент Международной лиги хоккея на льду (ЛИХГ) канадец Р.Лебель. «Мы этого так не оставим», - заявил он, получив официальный протест немецкой стороны, и отправил телеграмму в Государственный департамент. Ответ оттуда пришел неожиданный. Смысл сводился к тому, что Госдепартамент здесь решительно ни при чем: хоккеисты ГДР за визами не обращались. Они просто не могли за ними обращаться, поскольку у них нет проездных документов, куда можно ставить визы. А документы им не выдало Союзническое бюро путешествий, так что все вопросы к ним.

Ответ выглядел довольно неуклюже, поскольку Бюро путешествий подчинялось министерствам иностранных дел своих стран (кроме США, туда входили представители Англии и Франции), но в чем же все-таки дело?

Газета «Нью-Йорк таймс» сообщила 1 февраля 1962 года, что Союзническое бюро путешествий создано осенью 1961 года в ответ на строительство Берлинской стены. Создание Бюро отражало общую позицию государств - членов НАТО, не желавших допускать восточных немцев на территорию своих стран. Вот и разгадка, которую в упор не желали видеть ни советские газеты, ни Федерация хоккея ГДР, ни словом не упомянувшая об истинной причине отказа в визах в письме на имя Лебеля.

Ситуация осложнялась тем, что проводившая горнолыжный чемпионат мира Франция также отказалась допустить к участию спортсменов ГДР. За десять дней до чемпионата во Франции (он начался 10 февраля) и за месяц с небольшим до хоккейного первенства было неясно, состоятся ли они вообще. А тут еще советская Федерация настольного тенниса отказалась участвовать в европейском чемпионате, поскольку Германия решила провести его в Западном Берлине. Словом, в мире спорта было напряженно...

На следующий день после решения Союзнического бюро путешествий хоккейная федерация Чехословакии предложила провести чемпионат мира у себя. Еще через пару дней с аналогичным заявлением выступила и советская федерация. Но Р.Лебель был решительно против переноса. «Слишком поздно, у нас нет для этого времени», - повторял он, возлагая надежды на то, что удастся уговорить американцев.

В те же дни Международная лыжная федерация (ФИС) высказалась сначала за отмену чемпионата в случае, если французы не дадут визы спортсменам ГДР, а затем изменила название чемпионата. Вместо чемпионата мира по горнолыжному спорту во французском городе Шамони в тот год прошли соревнования под эгидой Международной лыжной ассоциации.

Изменение названия дало спортсменам коммунистических стран формальное право отказаться от участия. «Раз во Франции нет чемпионата мира, то нам там нечего делать», - заявили представители команды СССР (обратный перевод с английского). Советских поддержали горнолыжники Чехословакии и Румынии.

Горнолыжные соревнования хоть как-то, но были проведены. С хоккеем же было все еще не ясно. 10 февраля советская федерация хоккея выступила с заявлением, в котором, в частности, говорилось, что Пражский конгресс ЛИХГ 1959 года, предоставивший американской федерации право проведения чемпионата мира, «поставил непременным условием, чтобы был обеспечен въезд в США любой зарубежной команде, желающей участвовать в соревнованиях». В противном случае, первенство должно было быть перенесено в другую страну.

В те дни Лебелю было не позавидовать. Он делал все, от него зависящее, чтобы не допустить срыва мирового первенства, но при этом заявил: «Мы все хотим, чтобы команда ГДР участвовала в чемпионате, но если это окажется невозможным, турнир все равно пройдет, как планировалось».

Реакция хоккейных федераций, уставших от политических игр своих правительств, была все еще неясной. Канадская любительская федерация хоккея, например, обратилась к своему правительству с призывом заявить официальный протест Соединенным Штатам. Лишь через неделю после начала конфликта Лебель смог слегка перевести дух: федерации Швеции, Финляндии, Дании и Норвегии сообщили, что команды их стран будут участвовать в чемпионате «в любом случае».

Впрочем, радоваться было еще рано. Конечно, участие сборной Дании (вечного аутсайдера, проигрывавшего игры с двухзначным счетом) - это замечательно, но как будет с командами Чехословакии и СССР, реальными претендентами на победу? Те хранили молчание еще полторы недели. Наконец, 16 февраля спортивные разделы канадских и американских газет вышли под «шапками»: «Русские не будут участвовать в чемпионате мира по хоккею».

В решении, подписанном председателем хоккейной федерации СССР В.Напастниковым, говорилось, что это решение принято в связи с актом политической дискриминации против ГДР. Попутно Напастников обвинил Лебеля в нежелании перенести чемпионат в другую страну. Тот защищался: «Невозможно перенести турнир в такие короткие сроки! Надо же понять, что это не то же самое, что пересесть на другой стул у себя в гостиной».

Президент американской любительской федерации хоккея Т.Локкарт сказал: «Мы сожалеем, что русской команды не будет. Турнир, однако, пройдет так, как мы запланировали». Турнир действительно прошел, но отнюдь не так, как запланировали: кроме команд ГДР и СССР, отсутствовали также команды Югославии, Румынии и Чехословакии.

Впрочем, сборная Чехословакии сделала все, чтобы на чемпионат поехать. О своем неучастии федерация Чехословакии объявила на несколько дней позже советской (видимо, потребовалась «разъяснительная работа»). И вдруг 6 марта, всего за два дня до открытия чемпионата, чехословацкая команда обратилась за визами. Т.Локкарт был в восторге и сказал, что с визами проблем не будет, но... Второй раунд «разъяснений» все поставил на свои места - сборной ЧССР на чемпионате не было.

Сборной этой страны вообще «везло» на всякого рода политические причины, мешавшие получить заслуженные награды. Достаточно вспомнить, например, что лидировавшую на чемпионате мира 1953 года сборную Чехословакии отправили домой в связи с трауром по случаю кончины Клемента Готвальда. Могу себе представить чувства хоккеистов к усопшему вождю.

Чемпионат мира состоялся. В отсутствие команд СССР и Чехословакии претендентов на победу было только трое - сборные Канады, США и Швеции. Чемпионами стали шведы, имевшие в составе таких игроков, как Л.Бьерн, У.Стернер, «Тумба»-Юхансон и Н.Нильсен. Но, разумеется, накал состязаний был далеко не тот, который ожидался.

Вот такой эпизод произошел в хоккее 34 года назад.