За все время независимости Украины отечественная индустрия путешествий никогда не могла похвастать должным вниманием со стороны власть имущих. По идее, объявление президентским указом 2008-го Годом туризма и курортов должно было изменить ситуацию к лучшему. Ну хоть немного. Ну хоть в чем-то... Ага, размечтались. Не будем кривить душой: традиционный ноль поддержки государства и усугубление проблем — вот, пожалуй, главный итог заканчивающегося «туристического» года.
Впрочем, с такой точкой зрения согласны далеко не все. У моей собеседницы — директора Научного центра развития туризма (НЦРТ) Елены СОКОЛОВОЙ — свое мнение о происходящих в отрасли процессах.
— Конечно, хотелось бы лучшего и большего, но все же в уходящем году сделано немало, — убеждена Елена Ивановна. — Принята разработанная нами Стратегия развития туризма в Украине. Да, она утверждена не в том виде, в котором ее видят наши ученые и в котором она нашла поддержку общественности. Да, в итоге мы получили «выхолощенный» продукт. Но сам факт того, что она есть, — уже большая победа. Ведь это — первый шаг к тому, чтобы туризм, не требуя больших капиталовложений, приносил благосостояние нашему населению.
— Согласна, несусветных капиталовложений тот же сельский зеленый туризм не требует. Но ведь для того, чтобы люди начали массово им заниматься, нужно отремонтировать (или даже построить) помещение для приема туристов, соответствующее современным требованиям. А для этого необходимо внедрить, в частности, действенную и лояльную систему кредитов...
— Между прочим, сегодняшний турист поедет даже в самое глухое село, будет жить в простой старенькой хате без «удобств». Люди настолько устают от тотальной урбанизации, что хоть на какую-то недельку им просто необходимо от всего максимально отрешиться.
Безусловно, я прекрасно понимаю, о чем вы. Кроме соответствующей системы кредитования у нас нет и должной рекламы такого рода услуг. Что тоже является задачей государства, ведь именно здесь проявляется его поддержка. Для этого же нужна и стратегия, и ее реализация.
— Стратегия принята. Далее, если не ошибаюсь, следует разработать план действий, направленный на ее практическую реализацию.
— Совершенно верно. Он уже есть, в нем все четко выписано. Уже почти готов проект Концепции государственной целевой программы развития туризма на 2011—2015 гг., а в следующем году НЦРТ будет заниматься разработкой самой программы.
— Есть план действий, проект концепции целевой программы... Но когда же это все наконец начнет приносить реальную отдачу?!
— Без нормативно-правовой базы ни о какой отдаче нечего и мечтать. Нужен туристический продукт, туристические маршруты. Они у нас есть? У нас есть официальное определение, что такое туристический маршрут? Нет. Значит, надо начинать с основ. Затем разработать эти самые маршруты.
— Но ведь у нас есть масса турфирм, у каждой — множество туристических маршрутов...
— Не спорю, есть. Но в этом деле необходим государственный подход. Нужны правила, общие для всех. В том числе касающиеся и безопасности. Например, этим летом группа, в которой была и моя дочь, во время крымской экскурсии вынуждена была на одном из участков пути идти по узенькой тропке между ущельями. При этом экскурсантов никто не предупредил, что надо хотя бы соответствующим образом обуться...
Далее. Где у нас маршруты, имеющие общегосударственное значение? Хорошие, качественные... Нет даже критериев, чтобы эту самую качественность определять!
Есть объект показа. А как к нему добираться? Сколько на это потребуется времени? Какую антропогенную нагрузку способен вынести этот объект, сколько человек одновременно могут его осматривать? А если их приедет много, где они смогут провести время? Какие там места общего пользования, есть ли там современные кафе, рестораны, отели?.. А ведь учтено должно быть все!
— В середине октября в НЦРТ была встреча министра культуры и туризма Василия Вовкуна с учеными. Каков ее итог?
— В частности, была поставлена задача: создать две рабочие группы при центре, одна из которых будет работать над вопросами организации туристических маршрутов, вторая — над туристическим сопровождением Евро-2012. Такие группы уже функционируют. Более того, уже сейчас в шести городах Украины трудятся ученые, цель которых — создать по десять «региональных» маршрутов. С нового года начнем разработку общенациональных маршрутов, то есть непосредственно займемся созданием национального турпродукта, который не стыдно показать иностранным гостям.
На самом деле чемпионат — это ведь только повод. Конечная цель — развитие отрасли, которая должна приносить прибыль государству.
— А чем будет заниматься группа, в чьем ведении непосредственная подготовка к чемпионату?
— Сейчас в ее состав входит 11 ученых. Одна из трех подгрупп работает над вопросами создания туристических информационных центров и пунктов; вторая — над методологией создания реестра туристических ресурсов; третья — над концепцией государственной целевой программы развития туризма, которая уже в следующем году должна быть принята. Эта концепция сегодня наполняется тем, что не вошло в стратегию. То есть мы, получив «выхолощенную» стратегию, не останавливаемся: пытаемся вернуть ее к первоначально заложенному состоянию и развить в практической плоскости.
— Елена Ивановна, ни для кого не секрет, насколько «внимательно» наше государство относится к науке, туристической в том числе, и как «прислушивается» к рекомендациям ученых. Не опасаетесь ли вы, что и эта программа будет как минимум выхолощена, если не положена в стол?
— Знаете, руководителям отрасли это тоже совсем не безразлично. На уже упоминавшейся встрече министр проявил неподдельную заинтересованность и понимание проблем, поддержал туристическую науку и подчеркнул, насколько она сегодня нужна.
— Ну, на словах у нас поддерживать все умеют...
— Тем не менее, четыре проекта, над которыми сегодня уже кипит работа, были именно идеей В. Вовкуна. И финансирование, пусть небольшое, под них дано. На следующий год от нас (впервые!) ждут предложений для формирования бюджета. Поверьте, отношение к туристической науке сейчас меняется в лучшую сторону.
— Ученые, сотрудничающие с НЦРТ, разрабатывают определенные темы, пишут научные работы. Что происходит дальше? Эти работы находят какое-то практическое применение?
— Если бы у нас была возможность ежегодно издавать что-то вроде альманаха научных работ, он бы стал прекрасным подспорьем очень и очень многим. Наверняка пригодились бы такие книги не только студентам, но и облгосадминистрациям, и турфирмам. Поэтому одна из задач — добиться, чтобы ежегодно сборник научных работ издавался. Именно для последующего практического применения изложенных там новаций.
— Что НЦРТ запланировал сделать в следующем году?
— На заседании учёного совета был одобрен план действий, состоящий из 17 проектов. Это решение комплекса задач, включающих создание туристических информационных центров и пунктов, сети туристско-экскурсионных маршрутов (с разработкой и принятием необходимых стандартов), единого реестра туристических ресурсов, проведение паспортизации туристических объектов и маршрутов.
Может, и не скромно об этом говорить, но, думаю, подготовка Стратегии развития туризма и нынешняя наша работа над новыми проектами создают модель, по которой можно было бы выстраивать алгоритм разработки многих государственных программ, стратегий и планов развития. Организация временных рабочих групп, объединяющих усилия лучших специалистов и аналитиков Украины, и координация работы такой географически разбросанной команды из одного центра в Киеве, не обремененного избыточной аппаратной бюрократией, — возможно, наилучшая сейчас, в эпоху Интернета и электронной почты, технология реализации стратегических и прогностических функций.
Эта модель, среди прочих, имеет немаловажное в госуправлении достоинство. Действительно, могут быть такие ситуации, когда существование проблемы уже осознано (иначе деньги бы не выделили), но предпосылок для решения объективно еще не существует. Все равно создается позитивный продукт, который расширяет поле поиска для последующих решений.
— Кроме того, такой подход позволяет экономить государственные средства: разработчики не получают гарантированную заработную плату, как штатный персонал НИИ или университета.
— Совершенно верно. Их работа оплачивается только во время их участия в проектах. Государственные средства при этом не только экономятся, их расходование становится максимально эффективным. Опыт показывает: в кратковременных проектах квалифицированные исполнители (в основном это доктора и кандидаты наук) трудятся с максимальной отдачей, не позволяя себе расслабляться. Только такой стиль работы дает им шанс на участие в последующих проектах.
Общество и власть начинают осознавать, что отрасль не может двигаться вперёд без научного обоснования и научного сопровождения национальных и региональных программ развития туризма, программ формирования имиджа Украины как привлекательного туристического объекта. Надеемся, в следующем году будет оказана достаточная государственная поддержка для реализации плана действий НЦРТ, которая станет базой для создания современного и качественного туристического продукта Украины. Такого, которым мы по праву сможем гордиться.