UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭЛЕМЕНТ НЕВЕЗЕНИЯ,

или мечты о золоте Первое мое знакомство с Ингой Бабаковой было заочным и от него остался неприятный осадок...

Автор: Людмила Радченко

или мечты о золоте

Первое мое знакомство с Ингой Бабаковой было заочным и от него остался неприятный осадок. Где-то в году 1992-93 в очередной приход «за новостями» в Федерацию легкой атлетики Украины (ФЛАУ) ее работники мне поплакались по поводу того, что одна спортсменка, недавно приехавшая из России в Николаев и на которую возлагались определенные надежды, «отколола номер»: отказалась от услуг известного специалиста-высотника и объявила, что будет тренироваться у своего мужа - спортсмена-парусника…

Поскольку названного специалиста я хорошо знала, то внутренне поддержала общее мнение, что «парусник» высотницу загубит и что ничего хорошего из этой семейной затеи не выйдет. К тому же история отечественной легкой атлетики богата примерами, когда семейная пара решает обойтись собственными не всегда квалифицированными силами и чаще всего - проигрывает.

Потом, не увидев фамилию спортсменки Бабаковой в протоколах соревнований в течение года, узнала, что Инга прервала выступления, чтобы стать матерью.

Вспомнить всю эту историю, а заодно и свою первую ошибочную реакцию на нее, заставил сезон 1995 года. Инга его проводила отменно, во всех больших международных стартах выбивалась в призеры, а то и в победители. Комментарии по этому поводу в ФЛАУ по тональности значительно отличались от тех первых. А я подумала, что пресловутый парусник, очевидно, оказался способным постичь и тайны мастерства в прыжках в высоту.

Как следует разглядеть Ингу, присмотреться к ее манере выступления мне позволил пятый чемпионат мира, который проходил в Гетеборге (Швеция). По каким-то неясным для меня соображениям финальные соревнования женщин в прыжках в высоту вот уже несколько лет на чемпионатах мира и Олимпийских играх попадают в программу последнего, девятого, дня легкоатлетического турнира. Если учесть, что таких финалов в этот день насчитывается иногда до 13, то становится понятно, что внимание зрителей и специалистов распыляется.

Тогда я сидела вместе со свободными членами нашей сборной что называется у самого сектора для прыжков в высоту. Поэтому не только каждый жест участниц, но и выражение их лиц были к услугам внимательных наблюдателей. А их в тот раз оказалось даже с излишком, и для того была уважительная причина.

Напомню, что именно Гетеборг стал местом первого самостоятельного дебюта нашей сборной на соревнованиях такого ранга. Что к последнему дню соревнований в копилке сборной Украины уже находилось две золотые медали (Инессы Кравец в тройном прыжке и Сергея Бубки в прыжке с шестом), но этого было явно мало, чтобы попасть в десятку сильнейших команд мира. Поэтому на Ингу возлагались очень большие надежды, причем наиболее неуравновешенные болельщики настраивались именно на «золото». Настрой этот мог объясняться только действительно триумфальным шествием Бабаковой от старта к старту в сезоне-95 (она в 13 стартах покоряла 2-метровый рубеж и большие высоты, а 15 сентября, выступая в Токио, установила рекорд Украины - 2,05). Но вернемся в Гетеборг, где на этом же секторе выступала и рекордсменка мира болгарка Стефка Костадинова, которая не собиралась никому проигрывать.

Что думала по этому поводу сама Инга - не знал никто. По неписаному закону перед таким стартом у спортсмена интервью не берут и вообще оберегают от излишних эмоций и нервотрепки.

Тогда я впервые увидела, как, стоя в начале разбега, Инга мысленно «прокручивает» в памяти очередную попытку, убеждая себя в собственной невесомости. Набирает для этого полные щеки воздуха, совершенно не заботясь о своем внешнем виде в такой момент. Высокая стройная женщина наклоняла голову к левому плечу, как бы примериваясь к совершению такого же движения над планкой. И несмотря на то, что сами эти приготовления таили в себе достаточно нелепых моментов, она умудрялась оставаться милой и очень женственной. Сначала уверенные и на самом деле внешне легкие ее прыжки были весьма впечатляющими. Но в секторе не одна Инга чувствовала себя уверенно. Костадинова достаточно легко доказала, что если выходит на сектор, то только для победы (2,01), а Алина Астафей из Германии - фамилия достаточно известная в мировом спорте, тоже думала о медали. В результате она, обойдя по попыткам Ингу, стала серебряным призером, оставив сопернице - «бронзу» (результат обеих - 1,99).

Не думаю, что это был для Инги плохой дебют на чемпионатах мира. Впереди ждала Атланта и комплекты наград Олимпийских игр, для которых Гетеборг стал генеральной репетицией.

В Атланте ситуация повторилась, хотя для Инги сезон-96 был совсем не таким удачным, как предыдущий. Опять не давали житья травмы, о которых она после сложной операции, сделанной в 1994 году, на сезон забыла.

На Олимпиаде же ей «повезло» выступать в финале с температурой 38,5. Поэтому во впечатляющий прыжок на 2,01 было вложено столько, что на 2,03 уже не осталось ничего. Стефка Костадинова же, оставив дома шестимесячного малыша, снова стала чемпионкой с результатом 2,05. А никому до того не известная гречанка Ники Бакояни завоевала «серебро» - 2,03. Инге пришлось снова довольствоваться «бронзой», но на этот раз - олимпийской пробы. В семейном альбоме Бабаковых сохраняется фото, на котором Инга запечатлена перед тем прыжком в Атланте: заплаканная, с мешками под глазами. Инга очень не любит на него смотреть.

Афины-97, которые принимали шестой чемпионат мира по легкой атлетике, доказали, что в спорте элемент «везения» или «невезения» нельзя сбрасывать со счетов. В кои веки Костадиновой на секторе не было - травма заставила ее пропустить сезон. Казалось, что это подарок судьбы и «золото» должно оказаться в руках нашей спортсменки.

Как говорят, «за кадром» осталось то, что с января 97-го Ингу снова донимали травмы. Настолько донимали, что они вместе с тренером, мужем Сергеем Бабаковым и не планировали прыгнуть на этом чемпионате выше 1,99-2,00 метров. А некоторое время вообще не знали, сможет ли Инга выйти на сектор в Афинах. И то, что таки вышла, они относят на счет стараний массажиста Виноградова. Но прыгать пришлось с болью, что, по свидетельству спортсменки, и помешало ей в финале показать все, на что способна.

И все же «заколдованный» бронзовый рубеж она переступила. Вспомним: три спортсменки дошли в финальных соревнованиях до высоты 1,99 с абсолютно одинаковыми показателями, и так же дружно не одолели эту высоту. Судьи огласили перепрыжку. Сначала - на тех же «не покоренных» 1,99. И оказалось, что Ханне Хегланд из Норвегии именно четвертой попытки и не хватало для успеха. Вот так она и стала чемпионкой мира, а Бабакова и россиянка Ольга Калитурина свои попытки использовали неудачно и… поделили 2-е место. Есть такое правило в легкой атлетике, что чемпион должен быть только один, а вот «серебряные» призеры могут и двоиться, за счет изъятия «бронзы».

Неудивительно, что сама Инга считает: пора наконец стать первой. Что ж, мастер спорта международного класса, рекордсменка Украины - может себе позволить такое мечтание, не сомневаясь, что оно обязательно сбудется…

Семья Бабаковых решила пропустить зимний чемпионат Европы-98, который в сравнении с чемпионатом мира 1999 или Олимпийскими играми 2000 года для Инги большого интереса не представляет. К этому решению их подтолкнул и тот факт, что восстановление спортивной формы проходит теперь у Инги иначе, чем раньше. Очевидно, три сезона кряду, проведенные ею на высочайшем уровне, оказались для организма сверхнагрузкой. Поэтому в прошлом году и сократила общее число стартов, а подготовительный режим сделала более мягким. Постоянное хождение по «лезвию» возможного травмирования заставило решиться на пропуск нынешней зимы. По поводу такого же пропуска соревновательного лета-98 еще окончательного решения не принято. Но одно ясно точно: если Бабакова и будет выступать этим летом, то только на чемпионате Европы и в серии стартов «Гран-при» первой категории, которые будут проведены в Цюрихе, Монако, Брюсселе.

И все-таки желание выиграть «золото» у Инги непреодолимо. А обусловлено оно, как говорит спортсменка, совсем не тягою к славе. Скорее - спортивным азартом. «Ведь я постоянно иду, иду, иду к золотой медали, а она с такой же постоянностью выскальзывает из моих рук. Самое обидное, что мои соперницы, проигрывая мне по ходу сезона, к главному старту подходят в лучшей, чем я, форме».

Что ж, если и спортсменка, и тренер задумываются над таким феноменом, то, очевидно, найдут способ изменить ситуацию в лучшую сторону. Тем более, что Инга уже несколько лет удерживается на достаточно высоком уровне и при этом не имеет неприятностей во время допинг-контроля.