Александр Баранов |
Практически каждая европейская страна имеет документ самого высокого уровня, в котором определяется национальная политика по построению информационного общества. При этом подразумевается, что создание такого общества повышает конкурентоспособность всей страны, улучшает качество жизни населения, дает возможность увеличить темпы развития и перехода на передовые экономические, торговые, технологические позиции. Среди многих направлений развития информационного общества особое внимание в последнее время уделяется проблеме электронного правительства.
Электронное правительство? Что это?
Как правило, новое явление, имеющее широкий общественный резонанс, сопровождается самыми оживленными дискуссиями. Не является исключением и идея электронного правительства. Один из основных проблемных вопросов среди большого круга обсуждаемых — это будущее правительств вообще. Существуют две крайние точки зрения.
Первая из них заключается в том, что в условиях широчайшего распространения информационных компьютерных технологий роль государства, правительства, местных органов власти и других централизованных властных институтов будет нивелироваться. Это объясняют тем, что «электронная демократия» (компьютерные технологии) сможет обеспечить реальную возможность участия в принятии управленческих решений самым широким слоям населения, всем без исключения гражданам. Действительно, современные техника и технологии в принципе позволяют это сделать. Но представьте себе, каждый день вы после работы должны садиться к монитору компьютера и высказывать свое мнение по всем важным и менее важным вопросам государства, области, города, района и т.д. При этом вам необходимо изучить историю вопроса, оценить социально-экономические, экологические, политические и другие последствия принятия решения. Наверное, для многих из нас это покажется достаточно обременительным. Да и принятые решения кто-то должен реализовывать, контролировать их исполнение. Очевидно, какие-то органы, наделенные властными полномочиями.
Поэтому наиболее реалистичной представляется другая точка зрения. Она заключается в том, что внедрение информационных технологий не приводит к снижению роли государственных институций, органов самоуправления, наоборот — происходящее при этом повышение эффективности деятельности этих органов определяет еще большую их значимость. Но в чем правы инициаторы этих дискуссий, так это в том, что в условиях широкого использования компьютерных технологий необходимо пересматривать парадигму государственного, административного управления.
Сегодня главной функцией министерств, ведомств, местных органов исполнительной власти считается выполнение роли центров управления больших социальных систем — отраслей, регионов и т.п., а правительства — государства в целом. Центров управления, которые обязаны генерировать управленческие решения на основе анализа собранной информации и ситуации, аналитических прогнозов. Принимаемые решения, как правило, носят общий характер, поэтому они абстрагированы от конкретных субъектов управления. Таким образом, государственная машина или ее элементы находятся как бы над обществом, «осознавая» себя самодостаточной системой, что приводит ко многим отрицательным последствиям.
Но если посмотреть на исторический процесс создания государственного аппарата, то можно его представить и таким образом. В обществе в условиях все углубляющегося разделения труда с учетом нарастания объема общих общественных функций выделяются специальные группы (государственный аппарат), предназначенные для их выполнения, которые содержатся за счет собираемых «налогов». Иными словами, государственный аппарат нанимается для выполнения определенной работы в интересах всего общества, каждого гражданина. Именно в этом квинтэссенция роли и назначения государственного аппарата.
Конкретное содержание функций и задач правительств исторически менялось, но всегда оставалось неизменным одно: свою деятельность они обязаны осуществлять в интересах членов общества — его граждан. Однако под влиянием различных факторов произошла эволюция характера деятельности правительств: чем выше по иерархии звено в государственной машине, тем более абстрагированной становится его деятельность, абстрагированной от конкретных индивидуальных потребностей каждого гражданина. Таким образом, сформировалось противоречие: госаппарат должен функционировать в интересах гражданина, но он его «не видит, не слышит и ничего ему не говорит». Ведь одиночные реакции на обращения по различным горячим линиям на фоне проблем тысяч и тысяч граждан, желающих их решить, — это капля в море. Вот это противоречие и призвано разрешить электронное правительство.
Электронное правительство — это правительство, в котором вся совокупность как внутренних, так и внешних связей и процессов поддерживается и обеспечивается соответствующими информационно-компьютерными технологиями. Иными словами, необходимым условием перехода к электронному правительству является широкая информатизация всех процессов, имеющих место в обычной деятельности министерств, ведомств, местных органов исполнительной власти, причем как внутренних, так и внешних.
В этом случае появляется реальная возможность обеспечить информационное, функциональное взаимодействие правительства с каждым гражданином, каждым субъектом управления. Учитывая некоторую ограниченность технократического подхода, все же можно утверждать: именно использование компьютерных технологий позволит реализовать декларативное утверждение о том, что государственный аппарат находится на службе у народа!
Электронное правительство не только коренным образом изменит сам характер деятельности государственного аппарата, но и повысит эффективность его функционирования.
Условно вся совокупность отношений государственного аппарата делится на три основные группы: межведомственные отношения, отношения с бизнесом, отношения с гражданами. По аналогии с электронной коммерцией получила распространение такая классификация: G2G — «правительство — правительство»; G2B — «правительство — бизнес»; G2C — «правительство — граждане». При этом под термином «правительство» понимаются властные структуры всех уровней: от кабинета министров до районных государственных администраций. Рассмотрим подходы к реализации идеи построения электронного правительства в различных странах.
Правительство — правительство
Информационные потоки между различными правительственными ведомствами, различного уровня иерархии, характеризуются насыщенностью и сложностью. Для повышения эффективности межведомственной работы сейчас используются компьютерные системы. Практически в каждой стране создаются компьютерные интегрированные информационно-аналитические системы (ИИАС), которые предназначены прежде всего для организации межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде, обеспечения аналитической поддержки принятия решений, на основе использования современных математических методов. Конечно, надо отдавать себе отчет в том, что без наличия серьезных ведомственных информационно-аналитических систем, поддерживающих выполнение всех их функциональных задач, говорить о высокой эффективности ИИАС не приходится.
В конце 2000 года в Эстонии было объявлено о реализации программы компьютеризации Кабинета министров. Информационная система эстонского КМ даст возможность обмениваться документами в электронном виде, знакомиться с поправками того или иного министра, внесенными им в обсуждаемые проекты нормативных актов, проводить голосование в он-лайновом режиме. Эстонцы считают, что, помимо всего прочего, использование компьютерной системы даст возможность сэкономить значительные средства на затратах PR-акций, на канцелярских материалах, бумаге. Настолько значительные, что только это позволит правительству Эстонии окупить все затраты на создание системы в течение 14 месяцев.
Латвия всерьез подошла к проблеме создания электронного правительства и в качестве основного предложения рассматривала предложение корпорации Microsoft. Анализ предложения показал, что в процессе реализации идеи электронного правительства предстоит серьезнейшая работа по перестройке государственной системы документооборота с целью ее адаптации к возможностям и особенностям компьютерных технологий. Механический перенос системы бумажного документооборота в компьютерные сети не позволит полностью воспользоваться преимуществами новых технологий, да он практически и невозможен.
В Португалии в процессе анализа информационного обмена между правительственными департаментами подтвердился известный принцип: при автоматизации процессов всегда происходит их модернизация с целью их большего упорядочивания и рационализации. Так что изменением в административном устройстве Португалии решалась вполне утилитарная задача упрощения и оптимизации информационных потоков, исключения их дублирования. Но, конечно, помимо этого, любая административная реформа должна проводиться в целях создания такой государственной системы управления, которая обеспечила бы финансовую стабильность, экономическую конкурентоспособность страны, социальную эффективность ее деятельности и демократизацию.
Определив в качестве первоочередных своих задач информатизацию системы социального обеспечения, налоговой, статистической и таможенной служб, паспортной системы, болгарское правительство основные усилия направляет на создание однородной сетевой среды для правительственных структур. Самое пристальное внимание уделяется правовым аспектам использования информационных технологий, ведется большая работа по гармонизации национальных нормативно-правовых актов с европейским законодательством, в том числе и в области защиты интеллектуальной собственности.
Стратегия построения электронного правительства в Англии достаточно системна и охватывает практически все сферы деятельности государственных чиновников. Она реально поддерживается на высшем правительственном уровне и это определяет ее действенность. К основным целям стратегии относятся прежде всего освобождение государственных служащих от рутинной, непроизводительной работы, устранение неоправданных, промежуточных звеньев в информационной цепи взаимодействия правительственных структур. Программа действий правительства в этой области основывается на положениях «Белой книги по модернизации правительства» и рассчитана на выполнение в основном до 2008 года.
Венгрия решила серьезно уменьшить затраты на содержание консульской системы, которая включает 85 консульств и 110 почетных консулов. Невидимая для постороннего глаза работа по оформлению виз на самом деле очень трудоемка и требует усилий большого количества специалистов. Количество обрабатываемых ежедневно документов очень велико. Поэтому использование компьютерной информационной системы даст возможность существенно сэкономить время и затраты, резко повысить качество консульского обслуживания.
Законодательная ветвь власти не меньше исполнительной нуждается в современных информационных технологиях, поэтому в израильском Кнессете планируется создание компьютерной системы, которая даст возможность интегрировать различные информационные службы, перестроить законотворческие процессы, сделать работу парламента более открытой для общества.
Во Франции также существует правительственная программа в области информационных технологий — «О подготовке Франции к вступлению в информационное общество». Программа предусматривает ряд мер по информатизации министерств и ведомств. Их основная цель — обеспечение широкого спектра информационного взаимодействия правительственных органов с представителями бизнеса, с гражданами, являющегося базой для перехода в режим работы электронного правительства.
Еще в 1998 году в Украине была принята Национальная программа информатизации (НПИ). Одно из направлений в ней посвящено созданию ведомственных информационно-аналитических систем. Только в 2000—2001 годах было предусмотрено развитие или создание более 30 информационно-аналитических систем различного уровня и двух десятков систем электронных информационных ресурсов общегосударственного масштаба. К ним можно отнести: системы информационно-аналитического обеспечения органов государственной статистики, налоговой администрации, таможенной службы, министерств транспорта, труда и социальной политики, аграрной политики, внутренних дел, информационно-аналитическую систему по вопросам чрезвычайных ситуаций, Высшего арбитражного суда и многих других. Анализ реального состояния этих компьютерных систем показывает различную степень их адекватности поставленным перед соответствующими ведомствами задачам. Одним из основных сдерживающих факторов более интенсивного построения информационно-аналитических систем министерств и ведомств является недостаточное финансирование. За четыре года на реализацию Национальной программы информатизации было выделено всего 13,3 млн. грн. В то время как в США на решение только одной частной задачи в области применения IT-технологий Министерству торговли из бюджета выделяется 45 млн. долл.
Не менее важной является задача информатизации областных, городских, районных государственных администраций и органов местного самоуправления. На сегодня существуют программы информатизации восьми областей, а также Киева и Севастополя. Качественно региональные информационно-аналитические системы представляют собой следующее: информационно-справочные — 8%, информационно-поисковые — 7%, системы автоматизированного учета — 12% и только 7% — базы данных, предназначенны[ для поддержки принятия управленческих решений. Однако их преследует тот же бич, что и НПИ, — мизерное финансирование, а то и вовсе его отсутствие.
Характеризуя ситуацию в целом, можно сказать, что сегодня в органах государственной власти существует и создается большое количество разрозненных информационных систем и ресурсов разного уровня. Насущной задачей является создание интегрированной информационно-аналитической системы государственных органов. Поэтому в НПИ есть отдельный проект «Создать интегрированную информационно-аналитическую систему органов государственной власти и местного самоуправления» (исполнитель Институт кибернетики НАНУ). Такая система должна базироваться на информационно-аналитических системах министерств и ведомств, давая максимальную возможность для совместного использования информационных ресурсов.
Этапность создания ИИАС должна быть следующей: вначале должна быть создана общая информационная среда для взаимного общения государственных органов (телекоммуникационная сеть, электронная почта), затем должен быть введен электронный документооборот, созданы межведомственные электронные информационные ресурсы и, наконец, поставлены и решены аналитические задачи. Именно такая этапность позволит решить проблему вовлечения в новые технологии широких слоев чиновников, не всегда готовых работать с компьютером. Двигаясь от простого к сложному, получая вкус от работы с электронной почтой, от того, что любой документ всегда под рукой, т.е. в компьютере, любой человек становится ярым приверженцем компьютерных технологий. Это справедливо для всех уровней иерархии государственного управления.
В качестве базы для интеграции должна использоваться информационно-аналитическая система КМУ, работы по созданию которой активизировались в 2001 году. В КМУ становится все больше сторонников идеи электронного правительства. Широкое внедрение информационных компьютерных технологий в деятельность различных подразделений секретариата КМУ должно стимулировать создание атмосферы необходимости и востребованности перехода центральных органов исполнительной власти в электронный режим функционирования. Информатизация областных администраций послужит примером для районов, районов — для ЖЕКов.
Правительство — бизнес
В основе жизни современного общества — впрочем, так было всегда — лежит экономика, а эффективное функционирование хозяйствующих субъектов — залог успешной экономики. Поэтому одна из главных задач правительства — создавать условия, максимально способствующие деятельности бизнес-структур различного масштаба и различной формы собственности. Налогоплательщик (а бизнес является основным наполнителем государственного бюджета) вправе не только рассчитывать на то, что государственный аппарат будет предоставлять нужные ему услуги, но вправе требовать этого. На первый взгляд кажется: о каких услугах может идти речь, не мешали бы — и то хорошо. Но опыт ряда стран свидетельствует об ином. В них много внимания уделяется повышению эффективности взаимодействия правительственных структур и бизнеса.
В большинстве стран серьезное внимание уделяется созданию возможности он-лайнового общения с налоговыми службами. Австралийское налоговое управление (АНУ) впервые ввело электронную форму налоговых деклараций в 1990 году, а уже сейчас около 75 % всех деклараций о доходах поступают в электронной форме. Сайты АНУ максимально облегчают общение налогоплательщиков с ними, они имеют средства обратной связи, бланки с функцией автоматизированной помощи, справочные и методические материалы. АНУ бесплатно распространяет системы бухгалтерского учета для малого бизнеса, полностью учитывающие требования налогового законодательства страны.
Ряд услуг может быть предоставлен только за счет объединения усилий нескольких государственных структур. Это касается, например, вопросов регистрации предприятий, внешнеэкономической деятельности и т.п. Для бизнеса, особенно малого, очень желательно исключить обращение в разные инстанции для решения какого-то вопроса, ведь его не интересует, как на самом деле распределены функции среди правительственных структур, чем они занимаются. Просто он хочет избежать ситуации, когда для получения решения в одной инстанции необходимо взять справки в нескольких других. Поэтому в Англии в рамках программы по созданию электронного правительства важное внимание уделяется разработке перспективной стратегии взаимодействия государственного аппарата различного уровня по совместному обслуживанию бизнесовых структур наиболее рациональными способами, которые были бы как можно более простыми, быстрыми и комфортными. Таким образом, бизнесмен, обратившись в одну государственную структуру и совершив юридически значимые действия, не должен оповещать об этом другие. За него это сделает государственная структура, имеющая компьютерное взаимодействие с другими организациями.
Те, кто пересекал границы, видели длинные очереди грузовых машин. В Чехии таможенники для ускорения обработки информации по регистрации товаров, пересекающих границу, для обеспечения связи с подателями деклараций и таможенными службами других стран создали специальную автоматизированную систему. Ее использование делает более эффективной борьбу с мошенничеством, нарушением прав интеллектуальной собственности, с нелегальным обращением наркотиков и т.п. Сегодня чешские таможенники участвуют в пилотном проекте по созданию новой единой европейской автоматизированной транзитной системы.
В Китае предприняты усилия по организации единого информационного интернет-портала, который объединил бы все информационные ресурсы страны. Более чем тремстам китайским порталам предложено участвовать в информационном взаимодействии с центральным порталом. Это было предпринято для лучшего обслуживания пользователей, прежде всего иностранных, с учетом национальных интересов Китая.
Более пяти лет назад в штате Халиско (Мексика) начали процесс информатизации, в результате которого сейчас реально происходит переход от бумажной технологии к электронной. IT-технологии позволили повысить эффективность обслуживания бизнес-структур в финансовой области, автотранспорта, сельского хозяйства, экологии.
Для успешной реализации идеи электронного правительства очень важно взаимодействие бизнеса и правительственных структур, способствующее генерации новых прорывных идей и решений. В канадской провинции Альберта существует совет представителей частных и государственных кругов. Ставя перед собой целью экономическое процветание провинции, совет разработал рекомендации по резкому увеличению сферы использования компьютерных технологий, прежде всего в направлении дистанционного обучения, телемедицины, электронной коммерции. В качестве финансовой поддержки программ в области информационных и телекоммуникационных технологий рекомендуется создание целевого фонда в размере 500 млн. долл.
Очень важна правовая регламентация действий правительственных структур в организации он-лайнового обслуживания бизнесовых структур, которая должна определять унифицированные принципы организации такого обслуживания. Во Франции в 1999 году был выпущен циркуляр премьер-министра, посвященный созданию интернет-сайтов государственных органов. В соответствии с ним каждое министерство может иметь несколько сайтов по направлениям его деятельности, на которых должны быть размещены все нормативно-правовые акты, формализованные бланки, предназначенные для обслуживания пользователей правительственных услуг. Необходимо обеспечивать своевременную актуализацию информации, размещенной на сайтах, унификацию отображения документов, интерактивность. Последнему уделяется особое внимание, как реальной возможности организации обратной связи с пользователями правительственных услуг. С учетом высокой значимости результатов информационного взаимодействия выдвигаются требования обеспечения безопасности информации, в том числе и защиты персональных данных.
Бизнес в Украине, так же как и в других странах, в своей повседневной деятельности нуждается в услугах государственных структур. Организация он-лайнового режима работы государственного аппарата позволит значительно ускорить бизнес-процессы в нашей стране. Помимо этого такой подход позволит деперсонифицировать взаимоотношения представителей бизнеса и государственных чиновников. Последствия такого шага, вероятно, нет необходимости пояснять. В ряде ведомств уже существуют компьютерные системы, ориентированные на работу с хозяйствующими структурами. Министерство аграрной политики разработало и поддерживает в актуальном состоянии систему, обеспечивающую ценовой мониторинг аграрного рынка Украины, а также информационно-аналитическую систему расчета оптимальной структуры кормопроизводства. Для обслуживания интересов транспортных организаций Министерством транспорта вводится в действие информационно-аналитическая система «Прогноз», предназначенная для представления заинтересованным лицам информации о грузовых потоках через границы Украины. Госкомстандарт имеет ряд баз данных, содержание которых представляют интерес для большого количества субъектов рынка. Следует также отметить последние инициативы налоговой администрации по организации он-лайнового режима работы с налогоплательщиками.
В целом ряд ведомств технологически принципиально готовы работать с бизнес-структурами в он-лайновом режиме. Существуют соответствующие компьютерные системы, прикладные программы, базы данных. Среди таких ведомств можно назвать министерства труда и социальной политики, внутренних дел, образования и науки, здравоохранения, экологии и природных ресурсов, таможенной службы. Но главное — это отношения бизнес-структур с местной властью. И здесь ведомства должны сыграть свою лидирующую, методологическую функцию.
В Киеве, благодаря пониманию руководством города значимости информационных технологий, достаточно много сделано для создания баз данных, локальных компьютерных сетей в управлениях КМДА, отработаны технологии создания так называемых инфоматов, предназначенных для оперативного информирования с использованием интернет-технологий. Основа для внедрения интерактивных информационных технологий во взаимоотношениях с бизнесом создается. Необходимо систематизировать и стабилизировать этот процесс.
Правительство — граждане
Известная формула «Государство — это я» давно канула в Лету. В наше время все органы государственной власти, весь государственный аппарат призван обслуживать интересы общества в целом и его граждан в частности. Демократизация общественных процессов, признание приоритета общечеловеческих ценностей приводят нас к пониманию того, что во главу угла необходимо прежде всего ставить интересы граждан. В гражданском обществе должен соблюдаться баланс интересов всех социальных групп при одновременной защите интересов каждого гражданина.
Абсолютно естественно желание граждан в любое время обратиться в органы власти, особенно к органам местного самоуправления, и быстро получить соответствующие услуги. В Германии Федеральное министерство экономики и технологий провело конкурс на разработку концепции предоставления населению он-лайновых услуг. Основной целью является создание таких условий, когда гражданам будет предоставлен одинаковый доступ к информации и услугам всей административной структуры государства, а муниципалитет будет открыт круглосуточно и без выходных.
Бремен как один из победителей этого конкурса разработал концепцию, базирующуюся на идее горизонтальной и вертикальной интеграции предоставления услуг. Особое внимание при этом уделяется правовым аспектам этого вопроса. При этом важное значение имеет применение цифровой подписи. Именно ее использование и средств криптозащиты дают реальную возможность осуществить автоматизированную обработку бланков, заполненных гражданами дистанционным образом. Одним из выходов из этой ситуации бременцы видят в использовании банковских карточек, в которых будут интегрированы функции платежа и подписи. Понимая, что внедрение такой системы потребует больших затрат, авторы концепции предполагают подключить к этой системе и другие города, а также интегрировать в нее и предоставление иных услуг, например продажу билетов.
Для населения является удобным, когда существует единая точка «контакта» с правительственными учреждениями. В Португалии в апреле 1999 года был реализован проект по созданию универсального электронного учреждения с мощностью по обслуживанию более 3000 граждан ежедневно. Система дистанционно предоставляет услуги по записи актов гражданского состояния, услуги нотариуса, регистрации транспортных средств, оплаты коммунальных услуг, оказание социальной помощи.
Государственная почта Франции La Poste разработала программу предоставления нетрадиционных услуг с помощью информационных технологий — услуги электронной коммерции, электронного перевода денег и многого другого. Для этого необходимо оснастить все 14 тыс. отделений связи La Poste современными компьютерами и серверами, стандартным программным обеспечением.
В США в соответствии с президентским меморандумом государственные структуры обязаны облегчить гражданам доступ к их информации. Планировалось к концу 2000 года обеспечить внедрение до 500 он-лайновых услуг. В частности, проект Open Meeting дает возможность подавать предложения и получать отзывы на них в интерактивном режиме при помощи электронной почты. Эта система позволяет значительно упростить процедуры массового опроса населения по самым различным вопросам. Американские чиновники считают, что мощным катализатором возрастания спроса со стороны населения является улучшение качества услуг, предоставляемых коммерческими интернет-компаниями. В Америке он-лайновые услуги применяются даже в процессе переписи населения. В экспериментальном порядке уже 55 тыс. граждан заполнили бланки переписи. А перепись 2010 года вообще планируется провести в безбумажном варианте.
Различные правительственные программы по использованию информационных компьютерных технологий для обслуживания населения как центральными органами исполнительной власти, так и органами местного самоуправления имеются или разрабатываются в Англии, Франции, Южной Африке, Бразилии, Ирландии и во многих других странах.
В Украине в 2000 году был издан указ Президента Украины «О мерах по развитию национальной составляющей глобальной информационной сети Интернет и обеспечения широкого доступа к этой сети в Украине» и в прошлом году еще два на тему развития информационных технологий. Этими указами предусмотрено широкое использование интернет-технологий для обеспечения информационного взаимодействия органов исполнительной власти с населением и бизнес-структурами. Кроме того, первым указом была предусмотрена разработка государственной программы развития этой сети в Украине как составляющей Национальной программы информатизации. До сих пор эта государственная программа, подготовленная в свое время Государственным комитетом связи и информатизации Украины совместно с другими ведомствами, остается на бумаге. В программе есть проект, посвященный созданию электронного правительства, базирующегося на проектах информатизации как КМУ, так и ведомств.
К сожалению, понимание электронного правительства только как режима информационной открытости деятельности министерств и ведомств, которое широко распространено у нас, в целом дискредитирует саму идею. Действительно, в ряде министерств и ведомств созданы интернет-сайты, в той или иной степени предоставляющие подробную информацию об их деятельности, о нормативно-правовых актах, кое-где организован интерактивный режим общения при помощи электронной почты. И все, мы уже готовы отчитаться о построении электронного министерства, комитета.
Вместо выводов
Даже краткий обзор событий, связанных с созданием электронного правительства, свидетельствует о пристальном внимании, уделяемом этой проблеме в разных странах. А что же в Украине? В последнее время представители правительства, отдельные политики, пресса говорят о необходимости появления электронного правительства. Однако не всегда даже в компьютерных изданиях электронное правительство представляется как полнофункциональная система. Зачастую все сводится к наличию веб-сайта, носящего в большинстве случаев информационный характер, и, как максимум, речь может идти еще и об организации интерактивного режима общения при помощи электронной почты. Конечно, на безрыбье и рак рыба, но нельзя изначально упрощать решение достаточно сложной и предельно важной для государства проблемы. Тем более что решение этой проблемы должно отвечать духу и букве Концепции административной реформы в Украине.
Все, кто задумывается об электронном правительстве, должны понимать, что прежде всего речь идет об информатизации всех управленческих процессов в органах государственной власти всех уровней, об информатизации межведомственных взаимоотношений, о создании компьютерных систем, способных поддерживать все функции взаимодействия этих органов с населением и бизнесовыми структурами. Невозможно говорить о том, что услуга будет реализована в он-лайновом режиме, например прием налоговых деклараций или выдача каких-то справок, если в ведомствах не автоматизирован соответствующий процесс или нет электронного документооборота.
Как уже упоминалось, в рамках Национальной программы информатизации предусмотрен широкий спектр проектов, направленных на информатизацию органов законодательной, судебной, исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. Кроме того, в ней предусмотрены проекты, имеющие общегосударственное значение. Это создание системы информационных ресурсов по самым различным направлениям — цифровые карты, земельный кадастр, реестр населения, самые разнообразные реестры, в том числе и реестр научно-технической информации, стандарты по информационным технологиям и многое другое. Выполнение программы в полном объеме является одной из важнейших составляющих построения электронного правительства. Одновременно необходимо говорить и о реализации региональных программ, так как центр тяжести общения с бизнесом и населением лежит на региональном уровне
Кроме того, необходимо понимать, что электронное правительство — это не модная игрушка, а важнейший, реальный инструмент демократизации нашего общества, который может помочь решить много проблем, в том числе снять социальное напряжение в нашем обществе. А оно создается из-за вызывающей раздражение неудовлетворенности от многократных посещений офисов различных структур вплоть до ЖЭКов. Но это означает, что, по крайней мере, для населения должны быть созданы условия реального доступа к современным информационным технологиям. Речь идет и о возможности физического доступа, и о владении тривиальными знаниями и навыками в области использования компьютеров. Исходя из реалий, сложившихся в нашей стране, решение проблемы видится в создании пунктов коллективного доступа к Интернету. Последние могут быть реализованы на базе библиотек, почтовых отделений либо других пунктов массового обслуживания населения.
Компьютерную грамотность населения можно повысить только за счет усилий средней школы. Информатизация школ, учебного процесса должна стать, помимо всего остального, квинтэссенцией нынешней школьной реформы. Желательно внедрение информационных, мультимедийных технологий в учебный процесс по всем школьным предметам, а не просто организовать компьютерные классы в школах. Государство должно осознать это как самую приоритетную задачу и поддержать ее всеми возможными способами и средствами. Наряду с этим возникает и проблема компьютерной грамотности чиновников. Ее решение несколько проще — как правило, чиновники имеют высшее образование. Один из возможных способов решения этой проблемы продемонстрировал винницкий губернатор. Каждому чиновнику была дана возможность пройти курс компьютерного обучения, а затем по результатам аттестации предоставлен выбор: знаешь, умеешь — остаешься, если нет — не обессудь.
Вообще говоря, в нашей стране достаточно трудно будет перейти в режим электронного правительства, поскольку оснований для внутренней мотивации чиновников в этом процессе немного. Только создание общей атмосферы востребованности работы с широким использованием современных компьютерных технологий с одной стороны и политической воли с другой сформирует условия для быстрого создания электронного правительства. Медлить нельзя, информационные технологии непрерывно развиваются — как бы не остаться на обочине.