UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дюк Нюкем или Лара Крофт?

Уроки не сделаны, в комнате беспорядок. Наспех проглатывается ужин — и снова к компьютеру. Сын часами просиживает перед монитором...

Автор: Валерия Савченко

Уроки не сделаны, в комнате беспорядок. Наспех проглатывается ужин — и снова к компьютеру. Сын часами просиживает перед монитором. В ответ на уговоры и просьбы оторваться от игры звучит бесконечное: «Сейчас. Еще минуточку. Только перейду на новый уровень и сохранюсь…» Время от времени доносятся эмоциональные возгласы: «Ура! Убил!», «Не уйдешь!» или что-то подобное. Как-то в пылу очередных компьютерных баталий выдал новый боевой клич: «Банзай, камасутра!». Я, сдерживая смех, поинтересовалась, что означает сей возглас. Ребенок совершенно искренно пояснил: «Вперед, в атаку!»

Ограничения и запреты приводят к тому, что мальчик экономит деньги на школьных обедах, а затем тратит их на компьютерные клубы или же идет к другу, у которого дома стоит такая же «машинка». К слову, недавно в нашей школе среди младших классов психологи провели тест на мотивацию к учебе, одним из вопросов которого был: «Что вам больше всего нравится в школе?». Дети ответили практически единогласно: компьютер.

То, что их так привлекают компьютерные игры, — естественно и объяснимо. Тревожит другое. Как сделать так, чтобы это увлечение не переросло в зависимость? Как определить, чего больше от таких игрушек — пользы или вреда? И вообще, что мы, «непродвинутые» в этом плане родители, знаем об этих играх?

— Один из принципов позитивной психологии: нет абсолютно плохого, нет абсолютно хорошего, — комментирует проблему психолог Светлана РОЙЗ. — Среди навыков любого современного человека должно быть владение компьютером. Это необходимость. А поколение детей, которое мы уже привыкли называть поколением «Индиго», похоже, уже рождено с этими компьютерными навыками. Например, мой трехлетний ребенок совершенно свободно запускает нужные ему программы, печатает, рисует электронным пером в профессиональных графических редакторах. И он не исключение. Сейчас это норма. Это требования цивилизации.

— «Зависимость» от Интернета или патологические проявления в киберпространстве возможны в том случае, когда реальная жизнь изолирована от виртуальной, — продолжает Светлана Анатольевна. — Сетевые действия человека становятся миром в себе, тщательно оберегаемой заменой реальности или бегством от нее. Виртуальное пространство превращается едва ли не в отдельную часть сознания — закрытую зону, где отыгрываются подавляемые фантазии и конфликты. При этом ощущение реальности теряется. С клинической точки зрения, патологические зависимости берут начало в личной жизни человека и являются отражением пережитых им стрессов и конфликтов. Они представляют собой попытку контроля над депрессией и беспокойством, свидетельствуя о чувстве незащищенности и внутренней пустоты.

Кстати, на сегодняшний день не существует психологического или психиатрического диагноза «интернет» или «компьютерная зависимость». В последнюю версию «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам» (DSM-IV), устанавливающего стандарты классификации типов душевных болезней, не вошла ни одна из этих категорий. Хотя, с другой стороны, также известно, что компьютерная «вовлеченность» приравнивается к наркозависимости. Итак, склонность может быть здоровой, патологической или совмещать в себе оба эти понятия. Увлеченность, преданность делу, желание отдавать ему как можно больше времени становится путем для приобретения новых знаний, реализации творческого потенциала и самовыражения. Даже некоторые нездоровые пристрастия могут включать в себя эти положительные характеристики. Но в по-настоящему патологических склонностях равновесие нарушено — негативные факторы перевешивают позитивные.

Первый прием с родителями «вовлеченного» (не люблю слово «зависимого» — это уже диагноз) начинается с вопросов: Сколько времени ваш ребенок проводит у компьютера? Как давно это происходит? Назовите несколько событий в жизни ребенка за последние месяцы? Сколько времени вы проводите вместе со своим ребенком? В какие игры играет ваш ребенок и что вы знаете об этих играх? Кто впервые показал ребенку компьютерную игру?

Догадываетесь, к каким выводам приходит сам родитель, отвечая на эти вопросы? Мы, родители, должны признаться: это мы вручаем ребенку пульт от телевизора, запускаем компьютерную игру, чтобы поспать подольше, заняться домашними делами, отдохнуть, поболтать по телефону. Это мы, подавляя его инстинкт искателя (чтобы чего не натворил, не сломал, не навредил себе), толкаем его в более безопасную позицию — зрителя, игрока. Это нам некогда с ним играть — ведь у всех компьютерных игр есть некомпьютерный, реальный эквивалент: напольные, настольные, спортивные и т.д. игры. А основной способ познания, социализации наших детей — игра. Для них — это создание модели мира, в которой он — ребенок — значим. Если в реальной жизни малыш не чувствует своего потенциала, он будет его искать и реализовывать другим способом.

— Большинство увлеченных в виртуальное пространство — мальчики, — считает психолог. — Они испытывают большее давление социальной среды, чем девочки. К мальчикам часто применяют фразу: «Ты должен!», подавляют проявление эмоций: «Не реви, как девчонка!». Для них более характерен «уход в себя» — для регенерации, накопления сил, осмысления. Если в реальной жизни нет этой «зоны плодотворного одиночества», которая необходима нам всем, она будет создаваться искусственно. Не стоит забывать, что в мужском подсознании «сидит» инстинкт завоевателя. Игры — возможность его «проживания».

Недавно я работала с семилетним мальчиком. Он панически боялся темноты. Оказалось, что «его» темнота «заселена» героями игры Resident Evil. (Эта игра очень реалистична и относится к играм-ужасам.) Как вы думаете, кто купил и включил ему эту игру? Как часто хочется сказать: «Родители, включайте, пожалуйста, мозги!»

— Ваши основные советы родителям.

— Принимать и любить ребенка безусловно. Работать с его самооценкой, признавать право на личное пространство (как в материальном, так и в «виртуальном» мире).

Выработать с ним один язык, войти в его модель мира — узнать об играх все, что возможно: о разработчиках, о целях, о героях. Попросить ребенка научить игре. Важно стать с ним союзниками. А для этого нужна в первую очередь искренность и принятие. Уже на этом этапе родители заметят, что ребенок все меньше испытывает потребности в «виртуальи».

Безусловно, нельзя говорить о том, что компьютерные игры приносят исключительно вред. Благодаря им дети знакомятся с компьютерными технологиями, развивают усидчивость, целеустремленность и новые навыки (например, владения мышкой). Игры зачастую помогают трансформировать агрессию и страх.

Из опыта своей работы могу сказать, что легче всего из виртуального мира «выходят» дети, увлеченные стратегическими играми. Учитывая синергетичность и системность мышления такого ребенка, можно переключить его на настольные стратегии, шашки, го, шахматы, моделирование.

Для детей, увлекающихся спортивными играми, — игра, как правило, компенсация незащищенности и замена работы с телом, а также возможность снять напряжение. В этом случае подойдут всевозможные единоборства, картинг и т.д.

Какими бывают игры

Для того чтобы вы были подкованы и могли на равных общаться с вашим ребенком, советую приобрести несколько компьютерных журналов (например, «Шпиль», «Страна игр») или порыться в Интернете. Там можно многое узнать о компьютерных играх. В настоящее время большой популярностью пользуются следующие игровые жанры.

Adventure — приключение, где цель известна, но не известны конкретные способы ее достижения. Обычно играющему предоставляется возможность исследовать окружающий его мир, подбирать и использовать различные предметы, общаться с окружающими его живыми и неживыми существами и т.д. Такая исследовательская деятельность не терпит суеты и спешки, требует времени, внимания, размышлений (Lara Croft, Grim Fandango, Blade Runner).

RPG — Role Playing Games. Разновидностью «приключенческих» игр являются «ролевые». В них ребенок может выступать в качестве любого персонажа игры, а за остальных в это время играет компьютер. Особо популярны сюжеты различных детективных расследований (Dragons and Dungeons, Baldur’s Cate, Might and Magic 6).

Arcade (аркадные) — игры с постоянным заданием, требующие выполнения однотипных задач (вырабатывают усидчивость, силу воли, целеустремленность). Игра держит в постоянном напряжении. Действие постоянно, нет времени на размышления («Супербратья Марио», «Суперсонник», «Принц Персии», Balls of Steel).

Стратегические (Strategy Games). Из самого названия уже следует, что играть в них надо не торопясь и хорошо продумывая собственную стратегию. Ролевые игры подразумевают постоянное развитие игрока. Примером могут служить стратегические планы ведения войн, разработки экономической политики и др. (Civilisation, Warcraft, Starcraft, «Казаки»).

Квесты — «бродилки» — относятся к разряду интеллектуальных, развивающих игрушек. Кстати, часто дети, играющие в них, легче осваивают навыки чтения (там много текстов-пояснений).

Симуляции (Simulations) включают в себя моделирование как относительно небольших объектов (катеров, подводных лодок, самолетов, космических кораблей), так и более крупных (отдельных предприятий, городов, стран, планет и целых планетных систем). Во всех случаях играющему предоставляется возможность добиваться каких-либо целей путем определенных воздействий на различные системы, обладающие сложным поведением, и наблюдать за их реакцией в ответ на такие воздействия. (Тренажеры, симуляции различных навыков European Air War, Independence War, Counter-Strike, Need for Speed).

Спортивные игры (Sport Games) часто требуют хорошей реакции и быстроты действий играющего. Примерами могут служить всевозможные «олимпиады», «многоборья», не слишком сложные «авто- и моторалли», «горные лыжи», «теннис», «гольф» и др. (Race — трассы, гонки; Fighting — единоборства).

Shooting — «стрелялки» (Wolfenstein 3D, Doom 1-3, Quake 1-3, Resident Evil, Unreal, Mortal Combat)

Обучающие игры (Learning Games). Цель — научить играющего чему-либо полезному: быстрому счету, чтению электронных схем или дорожных знаков, иностранному языку, печатанию на машинке, оптимальному взаимодействию с деловыми партнерами или учреждениями и др. Отдельный подкласс обучающих игр образуют «тренажеры», выполняемые чаще всего в типовом классе «симуляции».

Horror — игры ужасов (как и фильмы ужасов) — Resident Evil, Silent Hill.

На что следует обращать
особое внимание

Согласно новой классификации компьютерных игр, утвержденной Европейской федерацией интерактивного программного обеспечения (ISFE), компьютерные игры делятся на пять возрастных категорий: от трех лет, от семи, от 12 и старше, от 16 и от 18 и старше. Последние определяют не сложность игр, а то, подходит ли их содержание геймерам разных возрастов. Помимо этого для маркировки игр используются шесть специальных символов, сообщающих о том, есть ли в играх ненормативная лексика, сцены насилия, употребления наркотиков, ужасов, дискриминации и сексуальная тематика.

Кстати, Независимый американский институт по изучению влияния средств информации на семью (National Institute on Media and the Family) обнародовал списки популярных сейчас компьютерных игр, которые счел не рекомендуемыми детям и подросткам.

В первую десятку «несемейных» игр попали все хиты нынешнего сезона: Half Life 2, Doom 3, Grand Theft Auto: San Andreas, Halo 2, а также Resident Evil: Outbreak, Psi Ops: the Mindgate Conspiracy, The Guy Game, Leisure Suit Larry: Magna Cum Laude, Mortal Kombat Deception и Rumble Roses. Специалисты по воспитанию детей считают, что в этих играх присутствует избыточное количество сюжетов, эксплуатирующих темы насилия, нарушений законодательства и тему секса.

Всем этим играм ассоциация ESRB (совет по рейтингу развлекательного ПО), без рейтинга которой игра не может попасть в продажу, уже присвоила рейтинг M. Рейтинг M (mature) обозначает, что пользоваться продуктом могут только лица старше 17 лет. В пресс-релизе института отмечается, что те из упомянутых игр, которые активно эксплуатируют «взрослую» (adult) тему, заслуживают более жесткого рейтинга AO (Adults Only) и больших ограничений на продажи, но ESRB все равно присвоил им рейтинг M.

Тем не мненее, как сообщает сайт журнала CNN Money, в настоящее время специалисты по социальным проблемам выявили, что лишь около половины родителей обращают внимание на рейтинги игр и руководствуются им при выборе продуктов. Также в работе лишь в половине случаев на рейтинги обращают внимание работники торговых учреждений. Об этом уже были поставлены в известность ведущие функционеры предприятий розничной отрасли, которые пообещали организовать кампанию по дополнительному обучению продавцов.

Институт также опубликовал десятку «самых безопасных» в морально-нравственном отношении игр. Среди них известные стратегии SimCity 4 и RollerCoaster Tycoon 3, новая версия Prince of Persia, квест Myst, а также несколько спортивных симуляторов и игр о мультипликационных персонажах, одна из которых назвывается Sly 2: Band of Thieves («Слай-2: банда воров»).