UA / RU
Поддержать ZN.ua

Два профессора

Вспоминая выдающийся научный потенциал искусствоведов Андрея и Олега Грабарей

Автор: Иван Верстюк

Моя первая заинтересованность византологией, т.е. наукой об истории и культуре Византии, пришла вместе со знакомством с классическими трудами в этой сфере таких известных специалистов, как Федор Успенский, Николай Скабалланович, Антон Карташов, Георгий Флоровский. Их влияние накладывалось на уже имеющийся слой противоречивых догадок и немного наивных гипотез о феномене Византийской империи, которые оставили после себя еще школьные уроки по истории. Советская (а с ней и постсоветская) историческая наука не очень-то уважала византийскую тематику как слишком касающуюся религиозной тематики. Поэтому еще в 1990-е, когда автор этих строк учился в школе, о Византии на уроках говорилось немного - только о ее отношениях с Киевской Русью. И уж совсем ничего о ее историческом развитии.

Олег Грабарь родился 3 ноября 1929 года в Страсбурге, где его отец в то время преподавал в университете. После окончания исторического отделения Парижского университета, в 1948 году получил степень бакалавра древнейшей истории. В том же году переехал в США, где стал студентом Гарвардского университета. Свое обучение в Гарварде Олег Грабар окончил, получив в 1950-м бакалаврский диплом по средневековой истории с отличием. В том же году получил еще два бакалаврских диплома Парижского университета - по средневековой истории и современной истории. Далее решил продолжить образование в Принстонском университете, где начал серьезно изучать исламское искусство. В 1953-м получил в Принстоне степень магистра, а в 1955-м - докторскую степень по восточным языкам и литературам, а также истории искусства. Через пять лет Олег Грабар стал гражданином США.

Окончив учебу, Олег Андреевич начал читать лекции в Мичиганском университете. С 1969-го по 1990 год был профессором искусства Гарвардского университета, где в 1977-1982 годах возглавлял факультет искусств. С 1980-го по 1990-й он занимал должность профессора образовательной программы Ага Хан (основанной принцем Ага Ханом IV, имамом мусульманской общины исмаилитов-низаритов, насчитывающей, по разным оценкам, от пяти до 15 млн. последователей), целью которой было исследование исламского искусства и архитектуры.

С 1990 года был профессором в Школе исторических исследований известного Института высших исследований (Institute for Advanced Study), в котором до своей смерти в 1955 году работал гениальный Альберт Эйнштейн. В конце 1960-х Олегу Грабарю предлагали музейную должность в Лувре, от которой он отказался, опасаясь, что тогда ему пришлось бы больше заниматься различными бюрократическими вопросами, а не собственно исследованием искусства. Сотрудничал он и с Украинским исследовательским институтом в США.

Рассказывая о своей преподавательской деятельности, Олег Грабар вспомнил интересный случай. В Мичиганском университете в течение пяти или шести лет он преподавал исключительно то, чем сам углубленно занимался, - исламское искусство. Этот курс был предметом свободного выбора студентов, и на него записывалось, как правило, пять-шесть человек, поскольку Грабар не был известным преподавателем. Дабы исправить эту ситуацию, его старший коллега Джордж Форсайт предложил ему стать членом группы преподавателей, которые по очереди читали лекции по введению в общую историю искусства - этот курс ежегодно слушали до 200 студентов. Грабар согласился, и впоследствии не только студенты познакомились с невероятно интересным лектором, но и сам лектор открыл для себя новое видение интеграции исламского искусства в искусство мировое.

Олег Андреевич - автор около 20 книг и 120 публикаций в ведущих научных журналах. За свою жизнь он совершил немало путешествий по исламскому миру. В 1960-1961 годах возглавлял Американскую школу восточных исследований в Иерусалиме. В течение девяти лет руководил раскопками средневекового исламского города Каср аль-Хайр аль-Шарки в пустынной части Сирии. Как результат этой работы в соавторстве с Ренатой Холод, Джеймсом Кнустадом и Уильямом Трусдейлом появился двухтомный труд «Город в пустыне, Каср аль-Хайр Восточный» (1978 г.). Архитектурным формам Каср аль-Хайр Восточного была дана новая интерпретация, принципиально отличная от предыдущих. Вспомним также такие работы Олега Грабаря, как «Эпические образы и современная история: иллюстрации Великой Монгольской Шахнаме», «Посредничество орнамента», «Силуэт священного: ранний исламский Иерусалим», «Исламское искусство и архитектура (650-1250)» (совместно с Ричардом Эттинхаузеном и Мэрилин Дженкинс-Медайной), «Купол Скалы». Кроме того, совместно с Гленом Боуэрсоком и Питером Брауном Олег Грабар подготовил сборник статей «Поздняя античность: путеводитель по постклассическому миру». О его четырехтомном сборнике статей «Исследуя исламское искусство» уже упоминалось. Добавим, что Олег Грабар является также автором ряда статей во всемирно известной энциклопедии «Британника». Кроме мастерского владения материалом, в своих работах он демонстрирует еще и превосходные творческие навыки, превращая многостраничные анализы в чрезвычайно увлекательные путешествия по миру исламской эстетики. Ученый пытался передать читателям объективное видение исламского искусства, лишенное разрушительных стереотипов и предубеждений, нередко интерпретируя общеизвестные факты и явления.

Не стало Олега Грабаря совсем недавно - 8 января 2011 года. До сих пор жива его жена Терри Грабар - профессор английского языка. У них с Олегом Андреевичем двое детей - Николас и Анна-Луиза, которая умерла в 1988 году, и трое внуков. Некролог в связи со смертью ведущего мирового специалиста в области исламского искусства был напечатан в «Нью-Йорк таймс».

В предисловии к редактируемому Олегом Грабарем сборнику статей «Поздняя античность: путеводитель по постклассическому миру» говорится: если у читателя возникнет желание продолжить изучение данного периода, исследовать неизведанные научные темы, на которые указано в публикуемых работах, а также исправить возможные ошибки, авторы сборника будут считать поставленную ими цель достигнутой. Думаю, аналогично можно подытожить и весь научный потенциал Андрея и Олега Грабарей, потому что они больше всего хотели, чтобы исследования, которым они положили начало, были продолжены в будущем согласно сформулированным ими принципам и определенным ориентирам.