На недавнем чемпионате страны по велотреку, проходившем в Киеве, в центре внимания оказались, конечно, сборная Украины в командной гонке преследования, экс-чемпион мира, и одессит Василий Яковлев, победивший в двух номерах программы. И это понятно. Дружный квартет вот уже несколько лет пребывает в мировой элите. Да и Василий еще в начале 90-х годов обосновался в ней. Затем была чреда взлетов и падений. Но в прошлом сезоне одессит стал вице-чемпионом мира в групповой гонке по очкам, недвусмысленно заявив об олимпийских притязаниях. Предстоящие Игры для Василия будут, кстати, уже третьими. Но вернемся к разомлевшему от жары овалу киевского трека.
Вначале Василий победил в своей любимой групповой гонке. Благо и конкурент достойный нашелся. Киевлянин Александр Клименко, из той самой команды в гонке преследования, не дал фавориту превратить выступление в легкую прогулку. А на следующий день, уже объединившись, они снова вышли на дорожку. И были на голову сильнее остальных в парной гонке. После финиша Василий охотно согласился побеседовать, правда, обронив: «Только я неразговорчивый...»
— Подобно яркому метеору, будучи еще совсем молодым, 20-летним, ты стремительно взлетел на высокую орбиту. Чемпион СССР, участник Барселонской олимпиады... В следующем сезоне получил «бронзу» мирового чемпионата. И что, так легко и закрутились два колеса удачи?
— Как все начиналось у меня? Старший брат по отцу занимался велоспортом. Увлек и меня. Да так что глаза загорелись. Но поскольку ростом не удался, то пришел в Одесскую ДЮСШ «Колос» к Виктору Тимофеевичу Тросину через год. Чем приглянулся тренеру? Ну, не ростом, конечно... Характером, наверное.
В 86-м году во Львове выиграл трехдневную групповую гонку. Это была первая серьезная победа. Причем обошел соперников, что были постарше. И подружился с ними. А спустя год не повезло: случилась тяжелая травма, и сезон пропал...
Словом, не так уж легко и просто оказался на пороге большого спорта. А переступил его в 89-м. Тогда в Москве на кубке Союза выиграл у Дмитрия Нелюбина, самого олимпийского чемпиона! Это был огромный скачок. Попал на чемпионат мира, но там уступил. Ведь был еще юниором. Так что радовался двум серебряным медалям, в индивидуальной и командной гонках преследования, на мировом первенстве среди ровесников.
— Но юниорские штанишки становились тесноваты. Наступал черед серьезных международных гонок. И предстояло определиться со специализацией. Как это произошло?
— Дебютируя на чемпионате мира, ехал индивидуальную гонку преследования. А в групповую пришел чисто случайно. В начале 90-х в этом виде на всесоюзных соревнованиях была очень напряженная конкуренция ряда сильных центров. Выступал в групповых гонках и я, попадал в финал. Лидером же был Александр Гонченков. Но он отобрался на Олимпиаду в индивидуальной гонке. График же турнира Игр был плотным. Так что пришлось мне ехать групповую гонку. До того лишь раз побеждал в ней на этапе Кубка мира.
Приехал в Барселону, глаза разбегаются, нервы на пределе. К тому же еще упал... Так что урок получил хороший. Тот опыт пригодился уже на следующий сезон. На чемпионате мира настраивался на хороший результат и выиграл «бронзу».
— На Олимпиаду в Атланту ты ехал уже не зеленым новичком. Итогом стало четвертое место. Не обидно ли, ведь совсем немного не хватило до медали?
— Еще бы! Очень жесткая была гонка. Незадолго до финиша мы с канадцем отъехали от группы. И хотя не знал, сколько у меня очков, все же верил в медаль. А посмотрел на табло... Всего на очко (!) обошел меня австралиец. Никогда нельзя расслабляться. Ибо нет предсказуемых ситуаций.
— А теперь вспомним о прошлогоднем чемпионате мира, твоей серебряной гонке. Насколько удалась она?
— Невероятно плотный состав, много равных по силам. За два промежуточных финиша до окончания гонки я лидировал, а перед последним впереди были трое-четверо. Затем из них выделился швейцарец Бруно Ризи. Мне необходимо было обойти его, но помешал чех, уже не претендовавший ни на что... Тут вот что еще важно: побеждает тот, у кого больше сил остается плюс везение.
— И тебя, и твоих именитых партнеров редко можно увидеть дома. Месяцы напряженной подготовки и нескончаемый шлейф разных гонок. Как складывается у тебя сезон? И, кстати, сколько примерно километров накручиваешь за год?
— Да где-то около 30 тысяч (за 17 лет занятий Василий в общей сложности одолел почти 10 земных экваторов. — Авт.) С ноября по февраль пропадаю в Крыму: общефизическая подготовка, сборы, подкатываюсь к сезону. И затем — в Италию. По тамошнему календарю участвую в разных шоссейных гонках. Выступаю и на этапах Кубка мира, готовясь к мировому чемпионату. Причем работа на шоссе строится с учетом особенностей трековых гонок.
— Ты взвалил на плечи еще одну обузу. Имею в виду парную гонку. Причем на крупных соревнованиях она проходит на другой день после групповой. Не тяжело ли?
— Сложно. Обычно еду в паре с Александром Феденко (Черкасщина — Киевщина). Так было и в Киеве, когда в прошлом году победили на всеукраинских играх. Затем на мировом чемпионате мы оба выложились в своих видах. В парной же гонке с тактикой угадали, но сказалась усталость. Все же олимпийскую путевку получили. Почему тут ехал с Клименко? Так решил тренер. Главное же — найти взаимопонимание с партнером и определиться с тактикой.
...В начале июля Василию исполнилось 27 лет. С тех пор, как впервые переступил порог велосекции, он, конечно же, подрос. Однако и ныне не поражает богатырской статью: невысок, худощав и жилист. Но там, на дорожке, все решают другие качества. Это, помимо высочайшего уровня подготовки, и неукротимая сила воли, умение мужественно переносить неудачи, извлекая из них бесценные крупицы опыта, характер, одним словом. И Василию его не занимать. В Сидней он поедет одним из фаворитов, реальных претендентов на медаль. Что ж, удачи тебе на олимпийском треке!