UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДВА ИМЕНИ, ОДНА СУДЬБА

Чечетка без ног Алексей Петрович Маресьев родился 20 мая 1916 года в тихом приволжском городе Камышине...

Автор: Леонид Порицкий

Чечетка без ног

Петр Шемендюк
Алексей Маресьев

Алексей Петрович Маресьев родился 20 мая 1916 года в тихом приволжском городе Камышине. Окончил восемь классов, школу фабрично-заводского ученичества, а затем три курса рабфака. В 1934 году восемнадцатилетний токарь по комсомольской путевке был направлен на Дальний Восток строить Комсомольск-на-Амуре, где работал механиком-дизелистом. В свободное время Алексей занимался в местном аэроклубе. Вскоре Маресьева направили в Читинскую летную школу. В 1937 году он успешно завершил учебу и получил летное удостоверение. В этом же году был призван в армию. Сначала служил на Сахалине, потом его направили в Батайскую (г.Батайск, вблизи Ростова-на-Дону) военную авиационную школу пилотов. После окончания учебы как один из лучших курсантов был оставлен в школе на должности летчика-инструктора. Здесь и застала его война. А через некоторое время летный отряд, сформированный из инструкторов школы, отправился на фронт.

...4 апреля 1942 года командир звена 580-го истребительного авиационного полка (Северо-Западный фронт) лейтенант Маресьев, имевший на своем боевом счету четыре сбитых самолета противника, в районе Демянского плацдарма (Новгородская область) сам был сбит летчиком люфтваффе. Советский самолет стремительно пошел вниз. Счастье еще, что деревья несколько смягчили удар о землю. Выброшенный в секунду катапультой из машины пилот упал в сугроб и потерял сознание. Леденящий холод заставил очнуться. Жив! Первая же попытка встать на ноги причинила острую боль: при падении из кабины самолета ступни обеих ног были разбиты.

Несмотря на голод, начавшуюся гангрену, твердая мысль — не сдаваться! — не оставляла Маресьева. Когда силы почти иссякли, он стал перекатываться со спины на живот и снова на спину. И так, волоча бесчувственные ноги, двигался на восток, откуда все отчетливее доносились орудийные выстрелы, по ночам виднелись сполохи пожаров. На восемнадцатые сутки (!) жители села Плавни Валдайского района нашли летчика. Сумели переправить в госпиталь, где ему ампутировали голени обеих ног. Пережить черную полосу Маресьеву помогли товарищи по несчастью, лежавшие в палате. Крепла решимость: человек не имеет права прекращать борьбу, пока сердце бьется в груди.

Алексею пришлось учиться ходить на протезах. И несмотря ни на какие трудности, его ни на минуту не покидала мысль о том, чтобы вернуться на фронт, в авиацию. Самым трудным оказалось сломить упорство врачей, которые, ссылаясь на различные инструкции, не хотели пускать его в действующую армию. Однако Алексей научился даже танцевать на протезах, и строгая медицинская комиссия не смогла ему воспрепятствовать. Он встал в боевой строй. Мало кто знал, ценой каких огромных усилий давался ему каждый вылет.

Свой новый боевой счет Алексей открыл 6 июля 1943 года в небе над Курской дугой. А вскоре заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиаполка (Брянский фронт) гвардии старший лейтенант Маресьев, летая на Ла-5, сбил еще два немецких самолета. В годы войны он совершил 86 боевых вылетов. В августе 43-го был удостоен звания Героя. В 1944—46 гг. работал в управлении высших учебных заведений Военно-воздушных сил.

...Не искал Алексей Маресьев легкой, спокойной жизни и в послевоенное время. Имя его было, как говорится, на слуху. Прочитав «Повесть о настоящем человеке», а затем посмотрев фильм, снятый по этой книге, молодежь потянулась к нему. Он ощущал это при каждой встрече. И охотно согласился стать наставником, когда ему предложили должность начальника авиационной подготовки в Московской спецшколе ВВС, которая была первой, но очень важной ступенькой для поступления в летные училища. Несколько лет подряд на учебной «спарке» он «вывозил» ребят в небо, передавая им свой опыт и знания. С его помощью многие осуществили мечту, став первоклассными пилотами.

Работая с молодежью, Маресьев понял, что ему подчас не хватает знаний. И сделал все, чтобы восполнить пробелы. Сначала окончил Высшую партийную школу, затем аспирантуру при Академии общественных наук. Защитив диссертацию, стал кандидатом исторических наук.

...В сентябре 1956 года учредительная конференция избрала руководство новой общественной организации — Советский комитет ветеранов войны (СКВВ). Председателем его стал маршал А.Василевский, а ответственным секретарем — Маресьев. Всем было ясно, что основная часть работы ляжет именно на его плечи. Поэтому в перерыве группа журналистов подошла к Алексею Петровичу выяснить, готов ли он к такой должности. Ведь дело-то новое, и опыта ни у кого нет.

— Будем работать. Не боги же горшки обжигают, — спокойно и, как всегда, немногословно ответил Маресьев.

Перед комитетом стояла важная по тем временам задача — наладить связи с национальными ветеранскими организациями и вступить во Всемирную федерацию бывших фронтовиков (ФМАК). Поначалу представителям СКВВ был определен статус наблюдателей. Маресьев и другие члены делегаций настойчиво добивались, чтобы мировая общественность услышала голос и советских фронтовиков, освобождавших многие страны Восточной и Центральной Европы. Наконец, их выступление состоялось на Римской ассамблее ФМАК. Вслед за этим последовал целый ряд совместных акций, за что СКВВ получил знамя Всемирного совета мира и Почетную грамоту «Посол мира». А Маресьев был избран одним из вице-президентов Международной федерации борцов Сопротивления. Помимо Золотой Звезды Героя Алексей Петрович был награжден девятью орденами, пять из которых — за личный вклад в развитие ветеранского движения.

Штурвал держал одной рукой

Петр Семенович Шемендюк родился 29 июня 1916 года в селе Липняжка ныне Добровеличковского района Кировоградской области. Тринадцатилетним пареньком приехал в Одессу, где через год окончил строительное училище. Работал плотником, вскоре назначили бригадиром. На строительство нового города Комсомольск-на-Амуре отправились всей бригадой.

«Нелегко было обживать эти земли. Зимой ударили лютые морозы. Пронизывающие холодные ветры, казалось, насквозь продували легкие бараки. Иногда их заносило под самую крышу снегом, и тогда строители выбирались на работу через чердачные окна. Вместе с суровой таежной зимой на стройку пришла цинга...

— Ничего, выдержим, — обычно отвечал Петр, хотя сам уже еле держался на ногах. И все же, как ни крепился, тяжкий недуг свалил и его.

...По вечерам, когда усталые товарищи возвращались с работы, они жарили на рыбьем жире сухари, перетирали их в порошок и кормили больного.

Теплые руки друзей помогли Петру встать на ноги, а к весне, когда начал таять снег, он впервые вышел из барака на улицу. Посмотрел на небо и глазам своим не поверил — до чего оно чистое и ясное! Низко, над самой тайгой, пролетел самолет.

— Это наш, аэроклубовский, — пояснил кто-то из товарищей. Взволнованно забилось сердце. И хотя юноша еще не оправился как следует от болезни, в мыслях его зрело твердое решение — он тоже будет летать. Летать!..

Через несколько дней Петр был на аэродроме. Рядом с ним стоял невысокий крепыш. Он так же, как и Шемендюк, мечтал стать летчиком.

Парень, не отрываясь, смотрел, как шли на посадку самолеты, а затем повернулся к Петру, улыбнулся и протянул руку:

— Давай знакомиться. Алексей Маресьев»

Так описывает первую встречу будущих асов Л.Шапа в книге «Когда оживают легенды».

Вскоре Шемендюк пошел на завод. Вечерами учился в аэроклубе. Вместе с Маресьевым на летном поле небольшого аэродрома постигали они искусство управления самолетом.

И вновь Петра вызвали в горком комсомола. Нужны добровольцы. На этот раз — путевка в Читу, в летную школу. Алексей Маресьев и Петр Шемендюк поехали вместе.

В третий раз эти два летчика встретились уже в Батайской военной школе пилотов. После окончания учебы младший лейтенант Шемендюк был направлен в полк. А потом началась война.

Теперь дадим слово Петру Семеновичу:

«В серьезный переплет попал 1 августа 1943 года, когда группа наших «яков» прикрывала наземные войска в Орловской области. Сначала на бреющем прошлись над дорогой, забитой гитлеровской техникой, превратили несколько танков в чадящие факелы. Потом откуда ни возьмись — вражеская авиация Завязался воздушный бой, в котором мне удалось сбить двух «фоккеров». И вижу, что в хвост одному из наших заходит «мессер», вот-вот откроет огонь. Резко беру ручку на себя, одновременно ногой топлю педаль и бросаю машину наперерез. Тут-то и получаю внезапный удар в борт. Едва успеваю покинуть моментально вспыхнувший «ястребок».

Говорят, в предсмертном поединке за жизнь человек способен иногда на невозможное. Так было и в ту минуту, когда перебитая левая рука летчика беспомощно повисла. Перед глазами поплыли темные круги. Неужели конец? Шемендюк схватился правой рукой за ручку фонаря, пытаясь открыть его. Но тщетно. Лишь ценой огромных усилий заклинивший фонарь поддался.

С большим трудом, совсем близко от земли, раненый пилот выбросился из кабины и раскрыл парашют...

Очнувшись, Петр попробовал подняться, но сразу ощутил страшную боль в левой руке. Зубами оторвал от парашюта кусок шелка и кое-как перевязал разбитую руку. Попытался снять шлемофон — не удалось: кровь запеклась на голове сплошной коркой. Он не помнит, сколько прошло времени, пока добрался до уцелевшей на окраине села избушки. Постучал в дверь. Вышла старушка.

Евдокия Михеева, жительница деревни Дьячье, принесла воду, перевязала раны. Вскоре Петр был доставлен в прифронтовой госпиталь. Потом он лежал в других военных госпиталях — Липецка, Москвы, Казани. За это время ему сделали четыре операции, но, увы, спасти руку врачи не смогли, ее ампутировали.

Еще раз дадим слово Петру Семеновичу:

«...Когда очнулся после операции, уже без левой руки, сильно затосковал, не скрою. Знаете, что спасло? Как-то заполнили палату врачи и сестры госпиталя, приковыляли ходячие больные. Пришли поздравить меня с присвоением звания Героя Советского Союза, причем моя фамилия значилась в Указе от 24 августа 1943 года вместе с Алексеем Маресьевым».

Так общая награда увенчала схожие судьбы двоих людей из поколения крылатых!

До ранения за два года войны на советских истребителях «Як-1» и «ЛаГГ-3» Петр Семенович Шемендюк совершил 261 боевой вылет, в 40 воздушных боях лично сбил 13 и в группе шесть самолетов противника.

После госпиталя Шемендюку предложили демобилизоваться: инвалид. Он отказался. Пошел на курсы при высшей офицерской школе. По окончании его назначили помощником командира 130-й истребительной авиадивизии. Летать не пришлось, но работал для неба: готовил молодежь, дни и ночи пропадал на аэродроме.

«Товарищ Шемендюк настойчиво добивается совершенствования летного состава в воздушных стрельбах и боях путем тренировки на земле и в воздухе, путем показа работы лучших воздушных бойцов. В Восточной Пруссии с 18.10.1944 по 1.05.1945 года, выполняя боевые задачи, летным составом, которым руководил майор Шемендюк, произведено 128 воздушных боев, сбит 81 самолет противника. Уничтожен на земле 41 вражеский самолет».

Это строки из реляции на Петра Семеновича. 18 июня 1945 года Шемендюк был отмечен очередной наградой — орденом Отечественной войны 1 степени.

Конец войны застал Петра Семеновича в Кёнигсберге. После демобилизации ему предложили работу в тресте. Попробовал, вроде получилось. А вскоре руководство пришло к выводу: оказывается, Семенович хорошо «тянет». Работал до 1983 года, а затем приехал в Херсон на должность директора Музея истории комсомола. Много сил и энергии пришлось потратить. Но когда почти все было готово к открытию музея, обком комсомола принял решение... его закрыть. А Петр Семенович начал работать в Фонде реабилитации инвалидов. Лишь в прошлом году ушел на заслуженный отдых.

9 мая 2000 года на Красной площади в Москве Герои Советского Союза открыли церемониальный марш Парада Победы. Среди них была и украинская делегация. За знаменем, в первой шеренге, шел и Петр Семенович Шемендюк. К этому времени он был отмечен еще одной высокой наградой Украины — орденом Богдана Хмельницкого 3-й степени.