UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДРУЖБА ДРУЖБОЙ, А ХРАМЫ ВРОЗЬ

«Зеркало недели» уже обращалось к теме спорных вопросов вокруг церковного недвижимого имущества в Украине...

Автор: Евгений Гуцул

«Зеркало недели» уже обращалось к теме спорных вопросов вокруг церковного недвижимого имущества в Украине. Раньше («ЗН» № 27 от 20 июля 2002 г.) мы рассматривали один из конфликтов, разгоревшийся вокруг бывшего культового здания (Доминиканский собор) во Львове, на которое одновременно претендовали греко-католическая община и светское просветительское учреждение, музей. В том материале было выдвинуто предположение, что на храм вполне могут заявить свои претензии те, кому он принадлежал до 1939 года. И особенно не претендуя на роль оракулов, мы спрогнозировали, что сумятица в законодательстве относительно бывшего церковного имущества волей-неволей приведет к межконфессиональным трениям. События в обозначенной сфере развивались именно таким образом.

Нынешние отцы-доминиканцы, узнав, что возведенный их предшественниками-братьями храм желают полностью взять под свой контроль верующие восточного обряда, попытались было заявить о своих правах. Однако в конце нынешней зимы областной властью Доминиканский собор был-таки передан греко-католической общине. Хотя тот порядок, в котором это было сделано, вступает в противоречие с некоторыми законодательными актами. К примеру, музей, на балансе которого до сих пор пребывало культовое сооружение, не получил взамен других площадей.

Возрадоваться с прихожанами церкви Пресвятой Евхаристии (как сейчас называется Доминиканский собор) могли бы греко-католики всей конфессией, если бы начало этого года не было омрачено новым церковно-имущественным скандалом. Инициатором стала греко-католическая община церкви св. Ольги и Елизаветы (бывший «латинский костел» св. Эльжбеты) в том же Львове. Нет, на этот раз верующие воевали не с каким-либо учреждением культуры или просвещения. Греко-католики в данном храме официально поселены уже с 1990 года. Выживать кого-либо у них не было потребности. Церковная община восстала против братьев своих во Христе, римо-католиков, и продемонстрировала отличный от позиции руководства УГКЦ взгляд на проблему взаимоотношения церквей-сестер. У общины, «парафіяльного уряду» и трех священников церкви св. Ольги и Елизаветы возникло опасение, что этот храм у нее могут отобрать римо-католики. Эта триада сделала все, чтобы довести до сведения общественности информацию о реваншистских планах РКЦ. В частности, один из священников церкви о. Гарат процитировал корреспонденту «ЗН» следующий фрагмент из выступления епископа УГКЦ Игоря Возняка перед приходской аудиторией: «Блаженнійший Любомир має намір просити римо-католицьких єпископів залишити передані церкви в оренду нашим людям на 50 років». Видимо, епископ таким образом пытался «успокоить» греко-католическую паству, которая каким-то образом прознала о негласных усилиях РКЦ. Относительно достоверности высказанного Игорем Возняком о. Иван Гарат божится, что не лжесвидетельствует. А с самим епископом автору данной статьи так и не удалось встретиться, несмотря на все многочисленные и весьма настырные попытки. Из остальных иерархов УГКЦ также никто не нашел времени пообщаться с представителем «ЗН». Столь же герметичными оказались и функционеры РКЦ.

Отцы церкви св. Ольги и Елизаветы при обосновании опасений насчет гипотетического выселения греко-католической общины из освоенного храма ссылаются на вполне конкретный и некогда секретный документ, созданный в стане римо-католиков. Не замечаемая раньше в претензиях на церковное имущество Львовская Архидиецезия Римско-Католической Церкви обратилась к главе Львовской областной государственной администрации с просьбой, датированной 26 июля прошлого года, бесплатно вернуть в собственность РКЦ порядка сорока объектов. Львовская Архидиецезия РКЦ обосновывает свои притязания Указом Президента Украины от 21 марта 2002 года «Про невідкладні заходи щодо остаточного подолання негативних наслідків тоталітарної політики колишнього Союзу РСР стосовно релігії та відновлення порушених прав церков і релігійних організацій».

Многие из тех почти сорока бывших «римо-католических объектов» сегодня находятся в распоряжении УГКЦ. Только во Львове, как признал сам глава УГКЦ владыка Гузар, греко-католики пользуются минимум 12 римо-католическими храмами. Костел св. Эльжбеты в списке письма кардинала Яворского также фигурирует. Правда, из всего контекста письма трудно понять однозначно, желает ли РКЦ вернуть себе этот храм. В одном месте послания светскому областному руководству говорится, что взамен уже занятого греко-католиками костела св. Эльжбеты римо-католики требуют вернуть костел св. Марии Магдалины (расположенный в нескольких кварталах от храма св. Ольги и Елизаветы), в котором сейчас находится концертный (органный) зал. В другом месте письма кардинал Марьян Яворский говорит: «Львівська Митрополія РКЦ не відмовляється, а претендує на все вище вказане майно, яке належало Церкві до незаконного переходу у власність Держави незважаючи на те, кому це майно Держава передала. Тому просимо урегулювати в першу чергу майнові питання там, де є діючі релігійні організації РКЦ, які позбавлені законних прав користуватися своїм майном». (Орфография цитируемого сохранена.) К слову, вот это «в першу чергу» открывает дополнительный поворот событий в будущем относительно бывшей храмовой недвижимости РКЦ: надо полагать, что будет и «друга черга».

Первая очередь для РКЦ уже выполняется. УГКЦ дала согласие забрать свою общину из львовского «костела Стрітення», в котором первоначально действовала духовная семинария РКЦ. В прилегающем к этому костелу доме «собирает чемоданы» ГНИИ метрологии измерительных и управляющих систем «Система» (до войны здесь размещалась резиденция львовских римо-католических митрополитов). «Системе» переехать на соседнюю улицу вызвалась помочь сама РКЦ. Для общины из «церкви Стрітення» руководство Львовского областного УМВСУ без видимых корыстных причин решило передать бывший костел Казимира, используемый училищем милиции не по прямому назначению. Благо, милицейское учебное заведение оказалось почти рядом с «костелом Стрітення». Но на этом, похоже, безболезненное переперераспределение сакральных ресурсов и закончится. Скорее всего, УГКЦ придется отказаться от намерения вселиться в помещение бывшего монастыря кармелиток, которое сегодня пока что занимает телефонная станция и которое, в соответствии с договоренностями между УГКЦ и городскими властями, должна была занять очередная греко-католическая община. Сегодня РКЦ тверда в намерении возобновить свой суверенитет над данным комплексом помещений.

Отслеживать судьбы всей спорной недвижимости между двумя католическими церквями, наращивая количественные показатели, нет смысла. Гораздо интереснее попытаться понять качественную, то бишь юридическую, сторону вопроса. Тот же владыка Гузар по данному поводу на одной из пресс-конференций высказался следующим образом: «Сьогодні маємо вже більш зрівноважене, але не цілком ще ясне законодавство». Ощущая вот эту правовую незавершенность в вопросах церковного имущества, греко-католики пытаются как-то самостоятельно доказать свое право на уже используемые ими римо-католические храмы. Руководство УГКЦ свое владение бывшими «латинскими храмами» оправдывает, прежде всего, кардинальным изменением религиозно-демографической ситуации во Львове за последние 60 — 70 лет. Дескать, до начала Второй мировой войны поляки, которые были римо-католиками, во Львове составляли большинство. Численное превосходство поляков-«латинников» к 1939 году обусловило и численное преобладание на религиозной карте города римо-католических храмов. Сегодня же, согласно видению УГКЦ, когда римо-католики в городе оказались в существенном меньшинстве (львовян-поляков — 20 тысяч, львовян-украинцев — 600 тысяч), то конфессии-меньшинству и не нужно столько храмов, а возросшие ряды греко-католиков ощущают острый дефицит в сакральных квадратных метрах. (Разумеется, руководство УГКЦ дает себе отчет в том, что не все львовяне-украинцы являются греко-католиками, и не все римо-католики в городе обязательно должны быть поляками.) Одним словом, греко-католики ничего против решения городских властей, которые с 90-х годов начали передавать «польские костелы» под «украинские церкви», не имеют. Другое обстоятельство, которому греко-католики придают статус аргумента: многие греко-католические храмы в Украине, построенные до 1939 года, ныне эксплуатируются православными.

С юридической помощью на сторону УГКЦ встала группа видных общественных деятелей Галичины, состоящая из директора Львовской научной библиотеки им. В.Стефаника НАНУ и доктора исторических наук Ларисы Крушельницкой, лауреата национальной премии имени Т.Шевченко в области литературы Романа Иванычука, директора Института экологии Карпат, академика НАНУ Михаила Голубца, репрессированных советской системой Юрия Шухевича и Ивана Геля. Эта группа также обратилась с письмом, но — с открытым и адресованным кардиналу Яворскому. (Текст этого письма разослан в местные редакции и корпункты.) В этом послании также обращается внимание на то, что малочисленность римо-католиков во Львове не дает им оснований претендовать на дополнительные культовые помещения.

Коллектив авторов открытого письма вообще ставит под сомнение правомерность употребленного в конфиденциальном письме главе ОГА термина «повернення». В качестве доказательства приводится подписанное еще в сентябре 1944 года между СССР и ПНР соглашение, касавшееся определения польско-советской границы и выравнивания этнической ситуации. Вследствие чего, никто (очевидно, имелась в виду РКЦ) не в праве требовать возвращения бывшего церковного имущества или оплаты аренды иной конфессии за использование такого имущества и в нынешний момент. В открытом письме приводится пространная аргументация, почему такой обмен не был справедливым в отношении украинцев.

Возможное перераспределение храмов общественными деятелями расценивается как унижение национального достоинства украинцев, подобное тому, которое имело место при превращении поляками военных захоронений на Лычаковском кладбище во Львове в величественный пантеон славы польского оружия. Галицкие общественные деятели однозначно увязывают появление письма кардинала Яворского с политическим и национальным вопросами. РКЦ упрекают в том, что она никак не перерастет свой статус миссионерской церкви. Римо-католические священники называются «откровенными носителями польских интересов». Духовенство РКЦ обвиняют в том, что оно демонстрирует негативное отношение к потребностям украинских церквей, в частности, и к УГКЦ.

В искренности авторов открытого письма сомневаться не приходится. Однако стороннему наблюдателю может показаться, что их усилия как будто самой УГКЦ и ни к чему. Поскольку главный повод (остановить кардинала Яворского в его имущественных притязаниях), ради которого открытое письмо создавалось, фактически отрицается иерархами УГКЦ. На одной из своих публичных лекций владыка Гузар сказал, что у греко-католиков с римо-католиками «на тему имущества как такового, собственно, таких споров нет». Однако в данной формулировке владыки, хоть и не содержится резких оценок, все же просматриваются несовпадения взглядов обеих католических церквей. Может быть, «легкие разночтения» темы имущества и заставили греко-католическое руководство пытаться как-то договориться с римо-католическим руководством.

Как продвигаются переговоры между сторонами — загадка. В пресс-службе владыки УГКЦ корреспонденту «ЗН» удалось узнать только то, что обе конфессии приступили к формированию, условно говоря, рабочей группы, стремящейся достичь взаимоприемлемого компромисса. Из представителя курии Львовской Архидиецезии РКЦ автору данной статьи по телефону с большим трудом удалось вытянуть информацию, что эта самая рабочая группа сделала перерыв в своих встречах. Из чего ваш покорный слуга заключил, что диалог дается очень нелегко. Обе церкви предельно неохотно дают какие-либо комментарии по этому поводу. Оно и понятно.

Если спорность позиций вокруг имущества одна и другая церкви стараются не освещать, то по части «обрядовой принадлежности» иерархи обоих церковных направлений более общительны. Хотя откровения по этой части не имеют широкого хождения. Так, скажем, далеко не самая тиражная газета «Вірую», «благосклонная к УГКЦ», в ноябре 2002 г. перепечатала интервью кардинала Любомира Гузара, данное польскому католическому еженедельнику Tygodnik powszechny (№ 46, 17. 11. 2002.). В этом интервью лидер греко-католиков отметил, что сотрудничество между обеими католическими церквями не является удовлетворительным и что даже имеются межцерковные напряжение и конкуренция. Владыка признал, что во время визита Папы Римского в Украину наряду с общим оргкомитетом существовали два отдельных оргкомитета, от УГКЦ и РКЦ. Причин всех этих недоразумений владыка Гузар видит несколько. Во-первых, он считает, что римо-католикам не хватает уважения относительно УГКЦ. Во-вторых, как и упомянутая группа выдающихся общественных деятелей Галичины, владыка нарекает на то, что РКЦ никак не идентифицируется как украинская церковь. (Видимо, христианам еще не время следовать завету апостола, провозгласившего почти две тысячи лет назад, что уже, мол, нет ни эллина, ни иудея.) Развивая в том же интервью тему конкуренции, владыка УГКЦ прозрачно намекает на проявления прозелитизма в деяниях РКЦ. В частности, греко-католическое руководство обеспокоено тем, что римо-католические священники, нарушая церковное право, заключают смешанные браки, в которых женихами являются греко-католики. Кардинал Яворский в печатном органе РКЦ «Парафіяльна газета» (№ 4, январь 2003 г.), естественно, отвергает подобные претензии.

Церковную общину подвигло на «восстание» еще одно обстоятельство — политика. Греко-католики нередко являются и рьяными патриотами, если не сказать — националистами. Бывший костел св. Эльжбеты, отданный греко-католикам, был не просто построен еще до Первой мировой войны римо-католиками. До начала ХХ века главным доминантным в архитектурном отношении сооружением Львова считался греко-католический храмовый комплекс св. Юра в барочном стиле. Он, расположенный на высоком холме, был виден чуть ли не со всех сторон старого города. В 1911 году поляки освятили римо-католический храм неоготического стиля, который своими высоченными шпилями архитектурно переакцентировал городскую среду. Это и был костел св. Эльжбеты. Сегодня украинские архитекторы ломают голову, как «переакцентировать» обратно сторону хотя бы ближайшее к храму пространство города. Для этого рядом с сакральным строением польского происхождения задумано установить грандиозный памятник Степану Бандере. Таким образом, выступление прихожан церкви св. Ольги и Елизаветы — это составная некоего общего усилия не пропустить реставрацию «польской оккупации».

Несмотря на всю сложность взаимоотношений УГКЦ (украинцев) и РКЦ (поляков), руководство церквей-сестер настроено оптимистически. Пятого мая во Львове обнародовано «Послання ієрархії Києво-Галицької митрополії Української Греко-Католицької Церкви до українського і польського сусідніх народів-братів у Христі». В этом документе, появившемся по инициативе главы УГКЦ блаженнейшего Любомира кардинала Гузара и примаса Польши Юзефа Кардинала Глемпа, оба славянских народа призываются к взаимному прощению и примирению. Хочется надеяться, что это обращение и возымеет на тех, кому оно предназначается, позитивное влияние. До сих пор подобные попытки оставались без внимания народов. Пятнадцать лет назад, как говорится в последнем послании, блаженнейший кардинал Мирослав Иван Любачивский и примас Юзеф кардинал Глемп обменялись декларациями украинско-польского взаимного прощения…