UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ДРУГИЕ» МАТЕРИ И «ДРУГИЕ» ДЕТИ

«Управление социальной защиты населения Киевской областной государственной администрации не им...

Автор: Ирина Буяковская

«Управление социальной защиты населения Киевской областной государственной администрации не имеет законных оснований предоставить помощь одинокой матери, поскольку она не является пенсионером или инвалидом (здесь и далее подчеркнуто автором)…»

(Из ответа №03-159
от 01.03.1999 г.
на коллективное обращение одиноких матерей г.Бровары)

В Украине женщины и мужчины имеют одинаковые права и обязанности, и по нашим законам различий между женщинами разного социального положения нет. Когда женщина остается с ребенком, общество воспринимает это как ее прямую обязанность.

Указом Президента Украины Л.Кучмы в 1996 году была принята Национальная программа «Дети Украины», главная цель которой — обеспечить права ребенка родиться здоровым, выжить и иметь условия для всестороннего развития, расти защищенным социально и психологически.

В 2001 году указом Президента действие этой программы продлено на период до 2005 года. Документ призван создать надлежащие условия для всестороннего полноценного развития детей, улучшения их положения и защиты прав.

Но мы, одинокие матери, получаем государственную помощь на ребенка в размере 11 грн. 80 коп. в месяц. Можно ли прокормить, одеть, купить необходимые лекарства заболевшему ребенку, оздоровить, заплатить за коммунальные услуги, оплатить необходимые школьные расходы, музыкальное образование и прочее за такую мизерную сумму? Задавшись целью разобраться в этом вопросе, мы обратились к первоисточникам.

В соответствии со ст.46 Конституции Украины, «…помощь, являющаяся основным источником существования, должна обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом». Ст. 53 ІІ раздела закона Украины «О государственной помощи семьям с детьми» от 21.11.1992 г. гласит: «Помощь на детей в возрасте до 16 лет (учащихся — до 18 лет) предоставляется в размере 50% минимальной заработной платы на каждого ребенка, если среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи за предыдущий квартал не превышает трехкратного размера минимальной заработной платы».

В ст.59 (глава 8 раздел ІІ) этого же закона с изменениями и дополнениями читаем: «Помощь на детей одиноким матерям предоставляется в размере:

100 процентов минимальной заработной платы — одиноким матерям (вдовам, вдовцам) из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бывших воспитанников детских домов (школ-интернатов), имеющих детей в возрасте до 16 лет (учащихся — до 18 лет);

50 процентов минимальной заработной платы — одиноким матерям, имеющим детей в возрасте до 16 лет (учащихся — до 18 лет)...»

Минимальная заработная плата сейчас 118 грн., и наши дети должны были бы получать в соответствии с законом от 21.11.92 года 59 грн. ежемесячно.

Но в п.4 постановления КМ Украины №14 от 12.01.2001 г. «О размерах государственной помощи семьям с детьми в 2001 году» читаем: «... одиноким матерям, которым назначена помощь на детей, в том числе одиноким матерям из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей... — 20 процентов от размера минимальной заработной платы». То есть это составляет 23 грн. 60 коп. ежемесячно.

А в таблице размеров и видов государственной помощи на ребенка (которой пользуются в облуправлениях социальной защиты) встречаем иные цифры:

Таких корректив нет ни в Конституции Украины, ни в Законе «О государственной помощи семьям с детьми», ни в постановлении КМ Украины № 915 от 27.05.99 г., ни в постановлении КМУ №14 от 12.01.2001 г.

Но ведь у наших «других» детей нет льгот в оплате ни за пребывание в детских учреждениях, ни за кружки, обучение в музыкальных школах и тому подобное, ни за медицинское обслуживание и лекарства, ни за коммунальные услуги, а помощь мы получаем в минимальном размере, —равном размеру временной помощи на несовершеннолетних детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, или в случае, если взыскание алиментов невозможно.

Не все одинокие матери имеют право обратиться за адресной социальной помощью малообеспеченным семьям, так как в соответствии с постановлением КМ Украины № 238 от 22.02.1999 г., действующим с 01.04 1999 года, на это имеет право одинокая мать, если она является пенсионеркой и у нее есть ребенок в возрасте до 16 лет (если он учится, — до 18 лет).

Правительственным постановлением среднемесячный совокупный доход повышен до 50 грн. на человека. Моя семья состоит из меня и моей шестилетней дочери, наш совокупный доход не превышает 100 грн. (2 человека х 50 грн. = 100 грн.), поэтому мы, как малообеспеченная семья, получаем через управление социального обеспечения государственную помощь в размере 11 грн. 80 коп. Если государственные виды помощи и моя заработная плата не будут превышать 100 грн. в месяц, я должна получать разницу: 100 грн. — (все виды помощи + зарплата).

Но живы мои родители-пенсионеры, и в общую сумму дохода мне необходимо внести пенсию моих родителей, так как я прописана вместе с ними. Отсюда расчет такой: 200 грн. (то есть 4 человека х 50 грн.) — (все виды помощи + моя заработная плата + пенсия моих родителей). Теперь, в соответствии с постановлением о предоставлении адресной социальной помощи, я и моя дочь не являемся малообеспеченной семьей.

Одинокая мать может обратиться за финансовой помощью в городской (районный) совет. Но в нашем городе такую одноразовую помощь из средств местного бюджета при их наличии и возможности получают лишь неработающие матери.

Думаю, многие одинокие матери работают и ищут возможность обеспечить существование своей семьи. Если же совокупный доход превышает 50 грн. на человека, то одинокая мать лишается государственной помощи малообеспеченной семье. Прибавьте еще изменения в законодательстве. Если в первом полугодии 2000 года ваша семья как малообеспеченная получала государственную помощь в размере 7 грн. 40 коп. ежемесячно, а в декабре уже 8 грн. 04 коп. и ваш совокупный доход превысил 50 грн. на человека, то в I-ом полугодии 2001 года вы не сможете получать этот вид государственной помощи в размере 11 грн. 80 коп. И возвращать придется долг не 44 грн. 40 коп. (7 грн.40 коп. х 6 месяцев), а 70 грн. 80 коп. (11 грн. 80 коп. х 6 месяцев). Кроме удивления возникают и закономерные вопросы: почему при начислении помощи во внимание принимается такой длительный срок — шесть месяцев, почему отсутствует гибкое реагирование на изменения, где находятся по полгода эти суммы, в то время как одинокая мать ждет возобновления назначения госпомощи?

Чтобы разобраться, на какую государственную помощь имеют право одинокие матери, мы неоднократно обращались к различным должностным лицам. На обращение к председателям комитетов Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, охраны здоровья, женщин, детства ответа не получили.

Почему наши дети — дети одиноких матерей — в своей стране принадлежат к категории «других»? Не потому ли, что женщина осмелилась родить и вырастить будущего гражданина одна?