UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ДРУГ КЛИНТОНА» ВИКТОР ПЕТРЕНКО

В число лучших олимпийцев ХХ века, по мнению экспертов, опрошенных Ассошиэйтед Пресс, вошли два представителя Украины: Сергей Бубка и Виктор Петренко...

Автор: Нина Сотник

В число лучших олимпийцев ХХ века, по мнению экспертов, опрошенных Ассошиэйтед Пресс, вошли два представителя Украины: Сергей Бубка и Виктор Петренко. Но если первый время от времени выступает с парламентской трибуны и представляет нашу страну в авторитетных международных организациях, то имя легенды фигурного катания в Украине несколько подзабыли — последние восемь лет Виктор Петренко живет, тренируется и выступает в Соединенных Штатах. Однако 13 декабря олимпийский чемпион и чемпион мира среди мужчин вновь порадует киевского зрителя своими «Ледовыми шоу».

— Виктор, в Одесской областной детской больнице вашим именем назвали отделение. Как вам удалось стать «живым классиком»?

— Благодаря друзьям. В марте 2001 года в штате Коннектикут мы провели благотворительное ледовое шоу «Победа для детей». Участвовали в нем чемпион мира и Олимпийских игр Брайан Бойтано, олимпийские чемпионы Оксана Казакова и Артур Дмитриев, американка Саша Коэн, которая вскоре после этого завоевала олимпийское «золото», чемпионка Италии Сильвия Фонтан и, конечно же, бывшие одесситы чемпион Европы Вячеслав Загороднюк и чемпион Израиля Михаил Шмеркин. Тогда мы собрали свыше ста тысяч долларов, а Фонд помощи детям Чернобыля приобрел оборудование для отделения интенсивной терапии новорожденных. Самое современное медицинское оснащение закупалось по заказу самих эскулапов, что, по словам главврача больницы, было чуть ли не единственным случаем гуманитарной помощи, когда больница получила именно то, в чем нуждалась. Например, аппарат искусственной вентиляции легких дает возможность выхаживать младенцев весом в 500 граммов.

— Руководитель Фонда помощи детям Чернобыля Надия Маткивська считает, что благодаря вам смертность новорожденных там уменьшилась на тридцать процентов.

— То благотворительное шоу было не единственным. Потом мы акцию повторили. В целом медики получили около 260 тысяч долларов, которые пошли на модернизацию клиники. Почему такая идея возникла? Я знал о бедственном положении медицины на родине. Моя дочка родилась в Америке, где детишек лечат с применением последних разработок науки и техники. Мне хотелось дать шанс и младенцам моего родного города.

— Под вашу популярность в Америке уже не впервые собирают финансы для Украины. Помню, девять лет назад большой резонанс вызвал ваш визит с Оксаной Баюл в составе украинской делегации на самом высоком уровне…

— Да, то была уникальная поездка! После Олимпиады в Лиллехаммере, когда мы только прилетели в Борисполь, вместо билетов в Одессу нам вручили приглашение поехать в Штаты. «Какая Америка? Я домой хочу, меня там родные ждут, любимая, — пытался отказаться я. — А в Штаты я действительно поеду — у меня контракт на выступления в шоу Champions on Ice, но это будет немного позже». Нет, уважаемый, отвечают, ты поедешь сейчас, потому что об этом договорились президенты Украины и Соединенных Штатов. Оказалось, что Билл Клинтон попросил Леонида Кравчука во время предстоящего визита в США с бизнесменами включить в состав делегации и нас с Оксаной.

Интересной оказалась встреча с двумя президентами в Белом доме. Как водится, ее программа была расписана в мельчайших деталях. Мы ожидали начала аудиенции в помещении, примыкающем к Овальному кабинету. По сценарию первой должна была войти Оксана Баюл. Но когда открылась дверь, и мы увидели ярко освещенный софитами кабинет, недавняя героиня Олимпиады запаниковала.

— Не пойду! — вцепилась она в косяк.

— Ты должна. Вперед!

— Нет!

Еще немного, и мы бы сорвали протокольное мероприятие. Тогда я нарушил процедуру и вошел первым. Навстречу мне сразу устремился Клинтон: спортивный, подтянутый, с широкой улыбкой — олицетворение американского успеха. Издали протянул мне руку:

— Я тебя знаю, по телевизору видел!

В ответ я протянул:

— И я тебя знаю, тоже по телевизору видел!

Все засмеялись, обстановка разрядилась, и дальше общаться стало совсем легко.

Вице-президент Альберт Гор пригласил нас к себе домой. Я играл в бильярд с его детьми. Те позвали в гости школьных друзей, так что компания была большая и веселая.

Этому визиту придавали большое значение. Мы ездили по стране, встречались с бизнесменами, представителями диаспоры. Там опять мне пришлось вызывать огонь на себя, поскольку у Оксанки с украинским языком были проблемы. Да и у меня, честно говоря, не очень — какая там мова была в Одессе в советское время.

— Пришлось вспоминать все школьные знания?

— Если бы я чаще посещал уроки! Ведь с одиннадцати лет то разъезжал по международным соревнованиям, то не вылезал с родимой «Льдинки».

— В восьмидесятые годы на этом катке побеждали в основном вы с братом Владимиром?

— Была такая тенденция. Володя младше на два года, и в спорте шел по моим стопам. Я стал чемпионом мира среди юниоров, потом соревновался со взрослыми. Он в 1988 году победил на чемпионате планеты среди юниоров. У брата были большие перспективы в фигурном катании. Например, он великолепно справлялся с обязательными упражнениями, на что у меня не всегда хватало терпения. К сожалению, в спорте никто не застрахован от травм. Володя травмировал позвоночник, и от соревнований вынужден был отказаться.

Сейчас он тренирует фигуристов. Живем в одном городе — Симсбери, штат Коннектикут. Видимся часто, работаем на одном катке. У Владимира двое детей. Жена родом из Харькова. В юности Алена занималась художественной гимнастикой. На спортивном шоу в Германии они и познакомились.

— А родители ваши где живут: в Америке или в Украине?

— Правильнее сказать — между Одессой и Симсбери. Они активно помогают воспитывать внуков. Их трое, получается целый детский сад.

— Несколько лет назад я брала интервью у бронзовых призеров Европы по спортивным танцам Ирины Романовой и Игоря Ярошенко. Ребята рассказали, что вы очень помогли, когда они тренировались в Штатах. Сообщили и о том, что в вашей семье родилась дочка.

— Да. Виктории уже шесть лет, в этом году пошла в школу. Занимается фигурным катанием, и на льду умеет делать такие вещи, которые я в ее годы только осваивал. Тренирует ее бабушка, Галина Змиевская. Может быть, кто-то не знает — моя теща.

— Но главное, что она воспитала чемпионов мира и Олимпийских игр Виктора Петренко и Оксану Баюл.

— Да, поэтому в начале девяностых годов ее пригласили поработать в Соединенных Штатах. «А где же я буду тренировать учеников? — спросила она. «Если получим ваше согласие, то специально построим каток с искусственным льдом». Так мы и оказались в Штатах.

— Галина Змиевская не тренирует украинских спортсменов?

— Пока нет. Но поскольку сейчас мы сотрудничаем с руководителями Госкомспорта и Федерации фигурного катания, то, надеюсь, положение изменится.

— Как с бытовыми условиями у известного фигуриста?

— Нормально, живем в собственном двухэтажном доме.

— Ваша жена тоже занималась фигурным катанием?

— В раннем детстве. Потом закончила балетную школу, сейчас помогает мне советами как профессионал. Ставит программы и другим спортсменам, причем как юным, так и зрелым.

— По Одессе не скучаете?

— Каждый отпуск хотя бы пару недель провожу в родном городе. Купаюсь в Черном море, что бы ни говорили об экологическом неблагополучии. А когда мне хочется окунуться в одесскую атмосферу, отправляюсь на Брайтон-бич.

— Какие у вас хобби?

— Поскольку мало бываю дома, люблю просто отдохнуть в семейной обстановке.

— Поделитесь секретом, как вам удается выглядеть точно так же, как и десять лет назад.

— Обычно отшучиваюсь, что много времени провожу на льду, потому и сохранился хорошо. Питаться стараюсь только натуральными продуктами, отказываюсь от мучного. Избегаю заведений сети быстрого питания, так называемых «фаст фудов». И дочери запрещаю их посещать. Веду активный образ жизни. С удовольствием играю в футбол. Собрал группу из бывших соотечественников, и гоняем мяч.

— Разве для фигуриста это не опасно?

— Опасно. Приходится скрывать от тренера. Но уж очень нравится этот вид спорта. Внимательно слежу за успехами земляков. Болею за шевченковский «Милан», переживаю за Реброва.

— С кем из украинских спортсменов поддерживаете отношения?

— С Сергеем Бубкой. Когда выступал в Ницце, пригласил его с семьей на ледовое шоу. Потом Сергей показал мне город. Очень уважаю этого человека, авторитетного не только в спортивных кругах. Его мудрость, жизненная философия для меня — образец для подражания.

— А сильнейшие фигуристы планеты образцом для подражания считают вас. И сверхпопулярный нынче именитый спортсмен Евгений Плющенко, и двукратный чемпион мира среди юниоров Даниил Бранцев кумиром с детства и поныне называют Виктора Петренко. Российские газеты, не очень жалующие Украину, пишут не иначе как «в гости к Казаковой с Дмитриевым приедет сам Виктор Петренко», ссылаются на ваше мнение как на истину в последней инстанции.

— Дело в том, что в России фигурное катание пользуется большой популярностью. Там проводятся туры Гран-при, ледовые шоу. Например, в октябре я выступал на «Ледовой олимпиаде» в Санкт-Петербурге, которую во второй раз организовал Артур Дмитриев. С Артуром мы дружим давно, вместе входили когда-то в сборную Союза, а затем СНГ. Наверное, не все помнят, что на Олимпиаде-92 соревновалась команда Содружества, и олимпийским чемпионом я стал, представляя СНГ.

— Виктор, на зимних Олимпийских играх 1994 года, где впервые принимала участие Украина, «планировалась» ваша победа. Вас тогда подвела оригинальная программа?

— Да, полторы помарки стоили мне медали. Я занял четвертое место. Слабым утешением было то, что другие фавориты соревнований — Курт Браунинг и Брайан Бойтано — в турнирной таблице оказались еще ниже.

— Тем не менее ваш успех у публики оставался оглушительным. Особенно неистовствовали представительницы прекрасной половины.

— С тех пор ничего не изменилось. Поклонницы визжат, бросают на лед цветы, мягкие игрушки, размахивают сине-желтым флагом, плакатами с сердцами и надписями «I love you, Victor».

— Наверное, они солидарны с вашим бывшим соперником Куртом Браунингом, который сказал: «Что касается эстетики, очень люблю смотреть, как катается Виктор Петренко». Но ведь и венценосные особы посещают ваши выступления?

— Да, на чемпионате мира в Норвегии нас предупредили, что в первом ряду будет сидеть королева и ей нужно поклониться. Я так и сделал. А когда мне подарили цветы, преподнес королеве букет.

— Ее лицо оператор показал крупным планом, ее величество была растрогана. А сейчас каков ваш среднестатистический зритель?

— В Америке фигурное катание считается семейным развлечением, поэтому приходят мамы-папы и даже бабушки (что для них нетипично) с детишками. Уже десять лет я выступаю в традиционном шоу Champions on Ice и вижу, что и в Америке, и в Европе, и в Японии такие туры вызывают большой интерес публики.

— Кого из мировых звезд мы сможем увидеть на украинском льду?

— Таких колоритных спортсменов, как чемпионы Франции Филипп Канделоро и Сурия Бонали, россиян Оксану Казакову и Артура Дмитриева, Анжелику Крылову и Олега Овсянникова, Марию Бутырскую. Все они стояли на высших ступеньках турниров самого высокого ранга. Очень обрадовался возможности выступить на родине Вячеслав Загороднюк.

— А Оксана Баюл?

— Она два года не стояла на коньках, поэтому к декабрю войти в форму не сможет. В следующий раз, может быть.

— Как вы оцениваете уровень нынешнего фигурного катания в стране?

— Считаю, что Елена Грушина и Руслан Гончаров — одни из лучших в спортивных танцах в мире.