UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДРЕВНИЙ КИЕВ: УМОЛКШИЕ ГОЛОСА

Несколько лет назад, прокладывая траншею на Большой Житомирской улице, строители наткнулись на человеческие скелеты...

Автор: Дмитрий Киянский

Несколько лет назад, прокладывая траншею на Большой Житомирской улице, строители наткнулись на человеческие скелеты. Приглашенные ими археологи заложили раскоп и выяснили, что обнаруженное погребение относится к XI-XII векам - древнерусскому периоду. Останки людей, живших на территории нынешнего Киева, особенно его центральной части, находили многократно. И это естественно. Ведь наши предшественники - князья и дружинники, бояре и ремесленники, монахи и скоморохи - отсюда никуда не ушли. Все они внизу, под нами - в матушке-земле, на которой теперь стоят дома, проложены улицы, разбиты парки.

О тех, кто жил на территории современного Киева много столетий назад, о наших предках, ушедших в небытие, корреспондент «Зеркала недели» беседует с крупным знатоком Древней Руси, директором Института археологии Национальной академии наук, академиком Петром Толочко.

Тени забытых предков

- К сожалению, мы не часто вспоминаем о своих предшественниках, ходивших по этой земле много веков назад, - говорит Петр Петрович, - а ведь нас связывают с ними тысячи незримых нитей: предки оставили нам в наследство великую культуру. Мы, сами того не замечая, стали продолжателями многих традиций, рожденных в Древней Руси.

- Сколько людей за тысячу лет жило на территории нынешнего Киева? Понимаю, что более-менее точно подсчитать их количество невозможно. Но хотя бы приблизительно.

- Население города в разные периоды истории было неодинаковым. На ранних этапах в Киеве насчитывалось 40 тысяч человек, потом 50. Позже количество жителей стольного града увеличилось до 100 тысяч. Затем - ближе к нашим временам - население Киева удвоилось, а после и утроилось. Но если взять «на круг», скажем, 100 тысяч и умножить на 1000 лет, цифра получится внушительная. И останки всех 10 миллионов (как минимум!) покоятся на территории, которую занимает сегодня столица Украины.

- Выходит, мы живем на гигантском кладбище?

- А почему, собственно, это вас удивляет? Подобная ситуация характерна и для других древних городов Европы - Рима, Парижа, Лондона, Москвы. Когда мы говорим, что, например, в таком-то районе Киева строить нельзя - дома будут стоять на костях, мы немного спекулируем на уважении к памяти предков. В нашей столице где ни копни - везде будут кости. Древние кладбища были на территории Софийского собора, в районе Кирилловской церкви, между нынешними улицами Богдана Хмельницкого и Прорезной и там, где сейчас разбиты надднепровские парки...

В Киеве насчитывалось почти 40 древнерусских храмов, из которых сегодня осталось только четыре. А сколько церквей - столько при них было и кладбищ. Сейчас на многих таких территориях проложены улицы и построены дома. Не забудьте еще и о том, что под рядом районов находятся пещерные, катакомбные кладбища. В 60-е годы нынешнего века некоторые из них исследовала общественная комиссия, созданная при городской газете.

- По характеру застройки ученые делают вывод, что древний Киев строился по определенному плану. Значит ли это, что в стольном граде имелось лицо, выполнявшее обязанности, как мы теперь говорим, главного архитектора?

- Да, в городе был человек, который наблюдал за строительством. Назначал его князь. Такой специалист занимал высокое положение и пользовался большим авторитетом. Еще недавно мы бы сказали, что он был «княжеской номенклатурой», - улыбается академик Толочко. - Древний Киев имел определенную систему застройки и, как мы теперь выражаемся, модульную планировку. В роли архитектурных доминант выступали Софийский собор, Десятинная церковь и другие храмы, которых было немало. Очевидно, у верхнего города была четкая радиально-кольцевая планировка. От ворот в оборонительных валах, опоясывающих Киев неправильным кругом, улицы сбегались к центру - Софийскому собору. Ну а на Подоле планировка в значительной степени зависела от особенностей рельефа.

Городники (так в древности называли архитекторов) должны были следить и за благоустройством. Как и сегодня, тогда много хлопот доставляли оползни. Раскопки на Подоле свидетельствуют, что вдоль берегов более-менее крупных ручьев вбивали дубовые сваи, а их русла обшивали досками. Сейчас мелкие речки упрятаны в бетонные желоба, а в древности они текли в деревянных. Это делалось по общему плану, и, вероятно, каждому хозяину вменялось в обязанность отвечать за подобные объекты возле его усадьбы.

- Где же городники получали необходимые знания, ведь инженерно-строительного института тогда не существовало?

- Мы подчас очень примитивизируем жизнь своих предшественников. А построить Софию или Десятинную церковь было легко? Разве для этого не требовалось специального образования? На первых порах в древнем граде работали византийские мастера. Вот у них-то и учились наши строители и архитекторы. Это вполне естественно. Прошло некоторое время, и на Руси появились свои специалисты очень высокой квалификации, даже по нынешним меркам. Сейчас в Киеве есть главный архитектор - Сергей Бабушкин. Так вот, начиная с IX-X веков свой Бабушкин был практически при каждом князе.

- Согласно многим источникам, в Киевской Руси было немало образованных людей. Где в те времена можно было учиться?

- Уже начиная с княжения Владимира Святославича (вторая половина Х века) существовали школы, куда отдавали детей, как тогда говорили, «на учение книжное». Но обучали их не только грамоте. Эти школы готовили не дьяконов и пономарей, подчеркивал в свое время академик Б.Греков, а государственных деятелей, которые могли на равных общаться с представителями европейских стран.

Кстати, некоторые князья знали по пять языков. Так, сын Ярослава Мудрого Всеволод, кроме древнерусского и греческого (языка жены-гречанки), очевидно, владел половецким или печенежским и какими-то еще сопредельными наречиями. «Сидя дома, изумеи 5 язык», - говорил о нем Владимир Мономах. Иными словами, за границу он не ездил. Школы, где можно было освоить несколько языков, находились в Киеве. Однако не один же он сидел там «за партой». Рядом с ним были дети киевской знати. Впоследствии из этих боярских отпрысков выходили и воеводы, и тысяцкие, и те же городники.

Особенно процветало «учение книжное» при Ярославе Мудром. Это были своеобразные древние интернаты при некоторых монастырях. Боярские жены пролили немало слез, когда их любимых чад отрывали от семьи. В данном отношении любвеобильные мамаши, жившие тысячу лет назад, ничем не отличались от нынешних. Такую школу, вероятно, прошел и сам Мономах, бывший прекрасным литератором, даже публицистом. Об этом свидетельствует его знаменитое «Поучение» детям, где их отец рассказывает о своей жизни, о том, как надо беречь родную страну, заботиться о смердах, неустанно трудиться и, не передоверяя все дела своим помощникам, вникать в них самому. В труде Мономаха содержатся философские обобщения. Князь хорошо понимает, что жизнь далеко не бесконечна, что сегодня ты живешь, а завтра - «в гробе». Поэтому, считает он, следует творить добрые дела.

- А сколько языков знал Ярослав Мудрый, ведь само его прозвище говорит об интеллекте и образованности?

- Точно сказать не берусь, но несколько - наверняка. Народная молва полушутя окрестила Ярослава Мудрого «тестем Европы». Одна из его дочерей была замужем за французским королем, другая за норвежским, третья за венгерским. Но Ярослава можно было назвать и «свекром Европы». Ведь один его сын женился на дочери могущественного императора Византии Константина Мономаха, а второй - на немецкой принцессе. Представьте себе, какой авторитет должен был иметь этот князь, живший в первой половине ХI века, чтобы короли европейских стран почитали за честь с ним породниться.

- В последнее время некоторые коллеги-журналисты пытаются поставить под сомнение исторические заслуги Ярослава Владимировича, доказывая, что Мудрым его-де сделали наши историки...

- Их нигилистическое оригинальничание ничего, кроме досады, не вызывает. Исторические факты со счетов не сбросишь, как бы этого ни хотели любители литературного и исторического эпатажа.

Разведенные королевы

- В летописях в основном говорится о деяниях светских и духовных правителей. Но ведь историю делали не только князья и митрополиты... Сохранились ли сведения о каких-то других лицах, например боярах или монахах?

- Да, мы знаем кое-что о жизни некоторых монахов, например Нестора-Летописца - автора знаменитой «Повести временных лет...». А до него был летописец Никон Печерский, прозванный Никоном Великим. Есть подозрение, что это не кто иной, как митрополит Илларион, ушедший после своего «разжалования» в монастырь и ставший историографом. Еще нам известно о крупном летописце Сильвестре, который в Выдубецком монастыре редактировал «Повесть временных лет...».

Если же говорить о боярах, то были целые династии, состоящие при князьях, - им служил отец, потом сын, затем внук. К примеру, летопись донесла до нас имя боярина Вышаты, состоявшего при Ярославе Мудром. В 1043 году он с княжеским сыном ходил в поход на византийцев. Предпринятая ими кампания окончилась неудачей. Вышата попал в плен и был отпущен лишь через несколько лет. Есть известие, что дружинники, плененные вместе с ним, вернулись на Русь ослепленными. А сын Вышаты - Ян Вышатич прославился как информатор первых киевских летописцев. Записывая с его слов какие-либо предания, они непременно отмечали: «Как сказал Ян Вышатич». По некоторым сведениям, он умер девяноста лет от роду и для многих был, если можно так выразиться, живой историей. По существу, прожив почти все XI столетие, он являлся связующей нитью между Х и ХII веками. Ян Вышатич и сам многое видел, и от отца немало слышал.

- Мы со школьной скамьи помним о былинных богатырях-защитниках Руси. Что положено в основу былин? Можно ли, к примеру, утверждать, что Владимир Красное Солнышко - это Великий Киевский князь Владимир Святославич - креститель Руси?

- Безусловно. Большинство былинных героев, в частности Алеша Попович, Микула Селянинович, а уж тем более Илья Муромец, - вполне реальные люди. Они, естественно, героизированы и наделены сверхъестественной силой. Но я уверен, что это не собирательные образы. Их прототипы существовали в действительности. Кстати, как известно, мощи Ильи Муромца покоятся в Киево-Печерской лавре.

- Несколько лет назад его мумию исследовали два киевских профессора-рентгенолога Т.Топчий и ныне покойный В.Милько. Так вот, они обнаружили ярко выраженные изменения в пояснично-крестцовом отделе позвоночника, что позволяет предполагать: Илья Муромец в течение какого-то времени не мог ходить и был прикован к постели. А ведь в легенде говорится, что богатырь болел и пролежал 33 года, после чего выздоровел и отправился сражаться с врагами. Кроме того, при рентгеновском исследовании мумии ученые выяснили, что витязь страдал редко встречающимся заболеванием гипофиза, которое проявляется так называемым акромегалоидным синдромом, ставшим причиной характерного изменения его внешности. У легендарного богатыря были огромные стопы ног и кисти рук. А на его большом, широком лице выделялись выпуклые губы и крупный нос...

- Думаю, недаром у слов «былина» и «быль» один и тот же корень.

- До сих пор мы говорили в основном о мужчинах. Но, наверное, кроме прославленной княгини Ольги, и другие женщины оставили след в нашей древней истории?

- Можно вспомнить Янку Всеволодовну - сестру Владимира Мономаха, основавшую в Киеве в 90-е годы ХI века Андреевский, или, как его еще называли, Янчин монастырь и открывшую при нем школу для девиц из боярского окружения ее отца - князя Всеволода. Как пишет историк В.Татищев, они обучались «пению, швению, писанию и иным полезным ремеслам».

Родную сестру Янки - Евпраксию выдали замуж за германского императора, который ей изменял, развратничал и заставлял молодую жену сожительствовать со своими друзьями и собутыльниками. В конце концов Евпраксия обратилась в Церковный собор. Подробности, которые она там приводила, были такими, что святые отцы чуть не падали в обморок. Собор признал, что она права, и разрешил развестись с развратником-мужем, после чего Евпраксия возвратилась в Киев и постриглась в монахини.

Очень известной в то время женщиной была и племянница Янки и Евпраксии - дочь Владимира Мономаха Евфимия. Ее выдали замуж за венгерского короля Коломана, от которого у нее родился сын. Но престарелый монарх заподозрил Евфимию в неверности и отправил домой. Тут, при дворе киевских князей, она воспитывала сына Бориса Коломановича, который затем претендовал на венгерскую корону и участвовал в походах на эту страну, но своей цели не добился.

- Останки людей, о которых вы рассказали, покоятся на территории нынешнего Киева. Но известно ли, где их могилы?

- Да, все они тут, под нами. Но где именно - мы не знаем. Сегодня нет и в помине большинства церквей и монастырей, в которых были похоронены князья и их близкие. Остались саркофаг Ярослава Мудрого в Софии и могила Юрия Долгорукого в Киево-Печерской лавре (да и то условная). В Софийском соборе были погребены Всеволод Ярославич и Владимир Мономах. Но где их могилы, никто уже не ведает.

По роду своих занятий я, пожалуй, больше общаюсь с людьми, чьи голоса умолкли много веков назад, чем с ныне живущими современниками. Я мысленно слышу разговоры, которые вели между собой наши предшественники, знаю всех киевских князей. Они для меня - живые люди. Я написал книгу о Владимире Святом и Ярославе Мудром. А сейчас задумал рассказать о тайнах великокняжеского двора. В древнем Киеве было, конечно, много возвышенного, благородного и героического, но немало и суетного, и низменного, интриг и коварства. Наших предков, их жизнь и деяния не нужно идеализировать.

Эти люди не канули в небытие. Остались их мысли и дела. Мы строим свое независимое государство на мощном фундаменте тысячелетней цивилизации. И подчас только диву даешься, как прошлое неожиданно проявляется в нашей сегодняшней жизни. Без тех, чьи голоса умолкли много веков назад, она была бы намного беднее.