UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДОРОГА К УКРАИНСКОМУ ХРАМУ

Недавно Украина отпраздновала четвертую годовщину восстановления своей независимости. Впервые празднование проходило на государственном уровне по всей территории Украины, и даже в Крыму...

Автор: Олег Соскин

Недавно Украина отпраздновала четвертую годовщину восстановления своей независимости. Впервые празднование проходило на государственном уровне по всей территории Украины, и даже в Крыму. Можно говорить уже о небольшой новейшей истории существования независимого государства. Украина сумела за эти четыре года воссоздать в полном объеме государственные институции, как на уровне Кабинета министров, так и на уровне законодательного органа власти. Можно говорить о том, что выстроены, в той или иной степени, практически все атрибуты государственной власти. Появились первые ростки гражданского общества, выражающиеся в нарождающихся политических институтах, партиях, движениях, общественных организациях, фондах. Развивается социальная жизнь общества через профсоюзы, различные самодеятельные организации. Ряд положительных результатов имеется в экономической сфере, формируются полиэкономический базис, институции частной собственности, различные формы смешанной собственности. Менее значимой стала государственная собственность. Частный сектор создает более 50% национального дохода. Это значительное достижение. Украина вписывается сегодня и в мировую систему хозяйствования, она ищет себя как на Западе, так и на Востоке. Таким образом, мы являемся свидетелями воссоздания мощного государства в Центральной Европе.

Но вместе с тем есть и определенные негативные моменты. Мы как бы затормозились в дальнейшей качественной трансформации политической и экономической системы общества. Сегодня уже видно, что развивать политическую систему на беспартийном уровне невозможно. Нельзя управлять развитием государства, общества на внепартийной, внеидеологической основе. Ответственность за развитие страны должна брать на себя та или иная партия или блок партий, которые должны приходить к власти путем демократического механизма всеобщих парламентских выборов. Правительство, созданное на так называемой внепартийной основе, под оболочкой профессионалов-прагматиков - это, по сути дела, эвфемизмы, с помощью которых невозможно осуществлять реформирование, потому что такое правительство ведет к созданию кланово-родовой олигархической системы.

Второй чрезвычайно важный момент - это дальнейшее реформирование украинской экономики. Приходит время, когда надо сделать решительный шаг в сторону развития частного предпринимательства, перейти к созданию мощнейшего среднего класса, мелких и средних собственников. Необходимо поддерживать малый и средний частный бизнес. Сегодня это практически отсутствует. Ухудшается социальное положение народа. Вместе с этим усиливается меркантильно грубый, материалистический подход к жизни, особенно среди нового поколения. Во многих слоях общества исчезают ценностные ориентации. Где же лежит главная причина всех этих нарастающих негативных тенденций?

Эти четыре года явились как бы рубежом. Необходим дальнейший качественный толчок для воссоздания европейской демократической Украины. Здесь мы подходим к самому главному, тяжелейшему вопросу, который играл колоссальную роль на протяжении всего существования Украины. Этот вопрос связан с возвращением народа Украины в лоно христианства. Только христианская мораль, только христианские принципы жизни помогли всем европейским и другим развитым странам выйти на передовые рубежи цивилизации в техническом и гуманитарном плане. Мысль большевизма-коммунизма о том, что человек по своей сути является материальным существом, которому присущи только физические потребности, уничтожает и человека, и общество в целом. Украина сегодня подошла к рубежу, за которым после восстановления политической, экономической независимости должно стоять восстановление самого главного - духовной независимости. Потому что без воссоздания духовности народа, нации, государства нельзя построить что-либо вечное. То, что на протяжении веков стоит как Софийский собор, Киево-Печерская лавра. Но возрождение духовной силы, духовной независимости невозможно без возрождения главной твердыни организации, где этот дух культивируется.

Православная церковь, которая являлась для Украины такой организацией на протяжении веков, сейчас практически разорвана на части. Фактически для этого не существует никаких объективных причин, так как различные ветви сохраняют внутри себя единство церковных и основных канонических правил. Поэтому первая задача на сегодня - это объединение этих трех ветвей: Украинской православной церкви Киевского патриархата, Украинской православной церкви Московского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. Есть ли какие-либо канонические запреты, которые не дают возможности разрешить эту проблему цивилизованно? Давайте вернемся к истории.

Каким образом существует православная церковь во всем мире? К примеру, в работе протоиерея Сергея Булгакова «Православие. Очерки учения православной церкви», изданной по инициативе Свято-Успенской Киево-Печерской лавры в 1991 году, в главе «Единство церкви» говорится, что православная церковь сохраняет всегда внутреннее единство (т.е. то, что сегодня есть в Украине), а внешнее единство православной церкви осуществляется не как единство власти над всей вселенской церковью, что имеет место в римской церкви в лице папы римского, который контролирует все элементы церкви, но как единство веры и проистекающее отсюда единство жизни и предания. И это внутреннее единство приводит к тому, что фактически православная церковь представляет собой совокупность автокефальных независимых поместных церквей. Сегодня их в мире насчитывается пятнадцать.

По сути дела, для уклада жизни вселенской православной церкви характерно не единоначалие, а полиустройство, когда есть внутреннее единство церковных законов и, вместе с тем, организационная самостоятельность. Но тогда возникает вопрос: если Украина уже четыре года - независимое государство, почему она не может иметь свою автокефальную, организационно независимую и единую поместную православную церковь? Почему мы, будучи независимым государством, должны, вместе с тем, являться организационной частью, пусть даже на правах автономии, российской православной церкви? Сегодня у нас Украинскую православную церковь Московского патриархата возглавляет один из влиятельнейших священников всемирного православия, митрополит Владимир Сабодан. Митрополит, а не патриарх. Он сегодня не независим от русской православной церкви. Более того, если мы возьмем православный церковный календарь, изданный Русской православной церковью в 1994 году, и посмотрим состав епископата Русской православной церкви, то увидим, что митрополит Владимир является постоянным членом Святейшего Синода Русской православной церкви. То есть, он практически является подчиненным патриарха Русской православной церкви Алексия. Тем самым Русская православная церковь в своей центральной патриархии в Москве, по сути дела, попирает канонические права и все уставы церковной жизни, характерные для вселенского православия, по которым независимое государство должно иметь свою независимую поместную автокефальную церковь.

Церковь - это организм, состоящий как бы из двух частей. Внешней, организационно-материальной части, пребывающей на земле, и внутренней, которая упирается своим сводом в небесные планы, где царствует Троица в виде Бога-отца, Бога-сына Иисуса Христа и Святого Духа. Церковь и ее православная ветвь - это вечные организации, которые существуют по абсолютным законам, раз и навсегда данным Богом-отцом. И естественно, что эти абсолютные законы, которые преломляются в нашей материальной земной жизни, не подлежат модификациям, ревизии, нарушению. В абсолютных Божьих законах нет таких понятий, как законы человеческого общества, срок давности. Когда в Москве утверждают, что Украинская православная церковь не может быть независимой, самостоятельной, что мы стремимся к расколу, то возникает вопрос: а судьи кто? Давайте обратимся к историческому прошлому.

Как возникла Московская русская православная церковь? И если мы возьмем предпосылку, что Божьи законы абсолютны и не имеют срока давности в их нарушениях, то увидим, что Русская православная церковь в лице Московского патриархата с центром в Москве не канонична, она нарушила эти законы. Проиллюстрируем это на таком примере. Мы знаем, что православие пришло в Киевскую Русь в 988 году через канонические механизмы, через князя Владимира, который принял православие по всем каноническим законам от Константинополя. Здесь не было нарушено ни одного правила. На протяжении веков существовала Киевская митрополия, обладавшая колоссальными правами. Фактически Киевский митрополит был вселенским экзархом, он сам назначал своих епископов, сам определял основные течения церковной жизни на всей территории Киевской Руси. Это было Богом данным законом. Более того, когда его пытались нарушить и назначить без согласия с Константинопольским патриархом киевских митрополитов, всегда за этим следовала расплата. Фактически Киевская митрополия была церковью-матерью по отношению ко всем остальным частям.

После того, как возникло Московское царство, а татаро-монгольское иго подорвало основы Киевской Руси, была практически уничтожена Византия и Константинополь подпал под мусульманское иго. Этим воспользовалась уже окрепшая к тому времени московская часть церкви. 15 декабря 1448 года на Соборе епископов в Москве она поставила своего первого собственного митрополита. Это было сделано без согласия Киевского митрополита и Константинополя. Более того, в 1458 году Московский собор формализировал этот самовольный акт сепаратизма. Возникла самостоятельная Московская митрополия, которая, по сути дела, призрела все церковные каноны. Эта митрополия существовала как самостоятельная церковь, которая не была освящена и признана вселенской.

Так продолжалось до 1589 года, когда московская церковь провозгласила себя патриархией. Это был вынужден признать Вселенский патриарх, дав свое формальное согласие. Киевская митрополия остается самостоятельной до 1688 года. После Переяславской рады на нее осуществлялось мощнейшее давление. В 1686 году московские послы принуждают царьгородского патриарха Дионисия передать Киевскую митрополию Москве. По сути дела, она была продана «за три сорока соболей и двести червонцев». В результате Киевская митрополия, которая всегда была независимой церковью-матерью, вдруг сама превратилась в церковь-дочь. Решение 1686 года было отменено в 1687 году, и именно это решение послужило причиной того, что в 1687 году собор Константинопольской церкви лишил патриарха Дионисия его патриаршего престола. Одним из главных обвинений против него было то, что решение 1686 года не являлось каноничным. Но самое интересное, что это неканоничное решение от 1686 года было подтверждено в 1924 году. 13 ноября 1924 года был принят патриарший и синодально-канонический томас, который признал православную церковь Польши автокефальной. В этом томасе говорится о том, что Польша, став независимым государством после того, как она вычленилась из Российской империи, получила все права на то, чтобы церковь стала автокефальной, поместной, независимой. Делаются ссылки на церковные вселенские соборы. Там говорится, что устройство церковных дел должно соответствовать политическим и общественным формам. Это 17-е правило Четвертого Вселенского собора, правило 38-е Шестого Вселенского собора. Права, которые затрагивают церковные дела и особенно дела парафии, должны соответствовать политическим и административным переменам. Таким образом, мы видим, что это является канонической базой для создания в Украине независимой автокефальной единой поместной православной церкви. Вторым элементом базы является то, что первое отделение от нашего престола Киевской митрополии, а польская митрополия была частью этой Киевской митрополии, как и Литва, ее присоединение к Святой московской церкви происходило не по правилам. Кроме того, даже при осуществлении этой автономии были нарушены соглашения 1686 года. Киевский митрополит, как Вселенский экзарх обладавший автономными правами, был незаконно лишен этих прав при переподчинении Москве. Митрополит Киевский даже по решению 1686 года должен был избираться по принятому уже порядку, то есть нашим поместным собором, как во времена, когда он был Вселенским экзархом от Константинополя. Утверждение Киевского митрополита в Москве не должно было считаться обязательным. И, отправляя богослужение, мы должны поминать во всех церквах прежде всего Вселенского патриарха, а потом уже патриарха Московского. На протяжении всех этих веков это правило не соблюдалось. Оно и сейчас не соблюдается - митрополит Владимир был поставлен нам все-таки из Москвы. И в церквах во время богослужения не упоминается имя Вселенского патриарха, как это должно быть по решению того же 1686 года. Таким образом, мы с вами видим, первое: московская церковь попрала Божьи абсолютные законы, по которым строится христианская церковь, в том числе православная, при создании своей митрополии и своей патриархии. Второе, московская церковь преступным образом присоединила к себе Киевскую митрополию и вырвала ее из лона Вселенского патриарха. Причем еще и за плату. Третье, московская церковь нарушила даже те положения, которые она подписала со Вселенским патриархом в 1686 году по отношению к Киевской митрополии. Четвертое, в нынешней ситуации, когда московская церковь настаивает на том, что мы не имеем права на независимость и автокефалию, она тем самым попирает вообще все церковные права, устои и правила, которые существуют во вселенской православной церкви. Это римская церковь управляет из единого центра, и все ее части несамостоятельны. А православная вселенская церковь, имея внутреннее единство, одинаковость правил, богослужения и всего прочего, представляет собой на внешнем уровне такое полиативное образование из 15 поместных автокефальных церквей на сегодняшний день.

Для воссоздания единой независимой поместной православной автокефальной церкви у нас есть все основания: исторические, церковные и канонические, политические, организационные. Чтобы решить эту задачу, необходимо, во-первых, изменить характер государственной власти в Украине. Никто не говорит, что надо соединять церковь и государство. Но во главе государства должны стоять верующие люди, чтобы насытить общество духовным началом. Трансформация власти, конечно, должна начаться прежде всего с Президента, как с руководителя государства. Поскольку в Украине около 30 миллионов православных и на протяжении многих веков она была православной страной, то во главе ее должен стоять православный Президент. Так же, как во главе Польши, которая была католической страной, стоит католический президент. Конечно, должна быть свобода вероисповедания, но есть традиция, духовная установка и духовное начало. Мы должны помнить о том, что Киев входит в четверку величайших христианских городов. Было только две реки, где происходило массовое крещение христиан, - Иордан и Днепр. Обладая такими святынями, государственная власть в нашей стране может быть только православной. И как князь Владимир в 988 году сделал выбор в сторону православия, так сейчас Президент Кучма должен сделать шаг от большевистского грубого атеизма в сторону воссоздания православия, возрождения духовности в Украине в форме единой независимой автокефальной православной поместной церкви. Это должно быть внутренним решением. Верховный Совет тоже должен стать на этот путь. Если наши коммунисты, социалисты являются патриотами, они должны пройти через покаяние. Будучи атеистами, они ничего не создадут. Это субъективный, внутренний фактор.

Второй, внешний - это та пуповина, которая нас держит, - Русская православная церковь с центром в Москве. Если сегодня она является не просто политической организацией, как мы видим, а в самом деле живет по абсолютным Божьим законам и является братской церковью, то она должна добровольно отказаться от узурпации украинской православной церкви и выступить инициатором предоставления ей автокефальной независимости. Я думаю, что если руководство России заботится о добрососедских отношениях с Украиной, оно должно оказать влияние на то, чтобы руководство Русской православной церкви с центром в Москве как можно быстрее сделало этот шаг. Если этого все же не произойдет, необходимо собирать общий собор всех православных ветвей - Украинской православной церкви Киевского патриархата, Украинской автокефальной православной церкви, Украинской православной церкви Московского патриархата. Пригласить Вселенского патриарха и других патриархов всех пятнадцати автокефальных поместных церквей и избрать своего патриарха. Сегодня самым влиятельным является митрополит Владимир Сабодан. Для него наступает момент исторической истины. Ему Богом дается единственный уникальный шанс, которого никто не имел на протяжении многих веков в Киевской Руси и в Украине, стать первым патриархом единой независимой автокефальной поместной православной церкви. Он должен подняться до понимания этой очень сложной задачи, испытания. С помощью каких-то мелких перебежек и движений не удастся решить эту проблему. Сегодня наступает момент, когда два человека в государстве - Президент Леонид Кучма и предстоятель Украинской православной церкви Московского патриархата Владимир Сабодан - должны принять для себя эти очень сложные исторические решения - возглавить процесс воссоздания единой независимой автокефальной поместной украинской православной церкви. Надо прекратить играть, не надо ссылаться на то, что нет канонических правил. Они есть, и мы это доказали. Надо прекратить ссылаться на то, что мешают политики, что церковь может сама договориться. Не договорится она сама. Надо просто открыто обратиться к народу, открыть свои помыслы к Богу и идти этим путем. Не надо бояться, если твои помыслы чисты.

И только тогда будет решена задача воссоздания единой украинской православной автокефальной поместной церкви, когда этой церкви будут переданы все наши святые места, такие, как Андреевский собор, святая София, Киево-Печерская лавра, будет воссоздан златоверхий Михайловский собор, Десятинная церковь. Только тогда в Украине начнется возрождение экономическое, политическое и социальное. И если эти два человека на пороге третьего тысячелетия от рождества Христова не выполнят этой миссии, то я думаю, что это будет для них упущением того шанса, за который они должны будут отчитываться после физической своей смерти. Их место займут те, кто решит эту задачу. Сегодня Украина стоит перед чрезвычайно важным выбором в своем развитии: станет ли она снова христианской православной демократической страной в сердце Европы или же фактически превратится в азиатскую казарму, где будет править бал большевистский зверь.