UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дорога к сердцу за старой стеной

Уже очень давно чувствовал, как во мне закипает польская кровь. Не вся, конечно, а где-то 25—40% от общего объема...

Автор: Владислав Сурнин
Казимиш Дольный. Рыночная площадь. Время — 13:02

Уже очень давно чувствовал, как во мне закипает польская кровь. Не вся, конечно, а где-то 25—40% от общего объема. Однако этого было достаточно, чтобы признать себя временно поляком и отправиться на одну из своих «исторических родин».

Почти всю дорогу до Люблина проспал, периодически просыпаясь и глядя в окно, где на каждую польскоязычную вывеску приходилось две русскоязычные, обычно с текстами «Самые дешевые ткани», «Дешевая мебель», «Распродажа» и тому подобное. В Люблине мы кого-то высадили и последовали дальше в Пулавы.

Пулавы — небольшой городок, по нашим меркам — районный центр. Гривни на злотые мы с сестрой поменять в Киеве не успели, на таможне — проспали, а здесь, как оказалось, в воскресенье и негде.

Впечатление от первого вечера: очень чисто, светло. И, что самое забавное, практически каждый встречный поляк интересовался, как куда-то пройти, нет ли у нас огонька, который час... По-польски ни я, ни сестра практически не разговариваем, поэтому отвечали уклончиво:

— Пше проше пан(и), не розумиемо.

После чего местные жители удивлялись и извинялись. А мы пришли к выводу, что стоит отделиться от тургруппы — и мгновенно становимся типичными поляками.

С утра город показался нам еще симпатичнее, чем ночью. Выяснилось, в Пулавах есть большая автобусная станция. Добраться до соседнего города — совсем недорого, в пределах четырех—шести злотых (курс составляет примерно три с половиной злотых за один доллар). До Варшавы от Пулав — 150 км, до Люблина — 50. Есть также междугородние маршрутки, они чуть дороже автобуса, но их очень много.

В польских киосках не продаются алкогольные напитки. Совершенно. Ни водка, ни пиво, ни тоники. Даже воды минеральной в киоске я не встречал, может, в Варшаве и есть, но тоже как-то не попадалось. Зато много мелких магазинчиков, где все это можно приобрести. При покупке пива документы не требовали, но если бы захотелось водочки, то будь любезен докажи, что тебе уже исполнился 21 год.

И в голову не придет искать в каком-нибудь нашем поселке городского типа а-ля Лазурное или Макаров светофоры. Если они там и есть, то сломаны или выключены. А здесь практически каждый перекресток, кроме совсем простых и неперегруженных, со светофором.

Движение в Пулавах очень интенсивное. Создается впечатление, что автомобили есть в каждой здешней семье, а в некоторых даже по два. Грязных машин не видел, ржавых, не скрою, хватает. В Пулавах и других небольших городках много такси. Почти каждая парковка оборудована местом для инвалидов, которое «простым» смертным занимать нельзя. Кстати, об инвалидах в Польше очень заботятся. В супермаркетах для них оборудованы специальные лифты, а все светофоры оснащены звуковым сигналом для слепых.

Понравились автокомиссионки под открытым небом. Ходи, выбирай! У нас ведь как: «У вас есть крыло на БМВ?» «Да есть, у нас много крыльев по $10» «А вот серое у вас есть?» «Серого нет, это очень редкий цвет, серый цвет — $50». А тут пальцем показываешь, и всего-то делов...

Городок Казимиш Дольный напомнил киевский Подол. Почему Дольный? Потому что между двух холмов расположен, большая часть улиц выстроена как бы ступенями. Заходишь в дом на первый этаж, а чтобы выйти на другую улицу, надо подняться на второй этаж.

Рыночная площадь. В 10 утра торговцев было видимо-невидимо. Но в час дня уже никого нет. День недели — вторник, не суббота и не понедельник…

Частный сектор Казимиша Дольного делится как бы на две части: бедную — простые, но аккуратные дома, и богатую. Там непременно мощеная плитка, бюстик... Кстати, здесь мостят двор так, чтобы в промежутках между плиткой была зеленая травка, а не цемент или земля. Выглядит красиво.

Варшава больше всего запомнилась… дорогой Пулавы—Варшава. Причем в основном благодаря нашему «Икарусу» и водителям, которые умудрились дважды заблудиться. Не знаю, как им это удалось, видимо, пробирались окольными путями, объезжая посты польского ГАИ или пункты экологического контроля.

В центр Варшавы — Старый город — можно попасть через ворота или мостик. А то и просто свернув с прилегающей улочки. От новой Варшавы его с одной стороны ограждает стена с надписью «по стене не лазить». Во время Второй мировой польская столица была практически полностью разрушена, поэтому многие здания построены в 50—60 годах прошлого века, хотя выглядят как старинные.

Вот — «квадратная» площадь Старого города. Толпы художников. В центре — небольшая статуя-фонтан, на которой написано: «Здесь находится сердце Варшавы». Куда ни глянь, всюду — уйма ресторанчиков и кафе. Цены безумные — пять злотых за чашечку кофе (при том, что в других весьма приличных, но не самых «центровых» местах, кофе стоит максимум два с половиной злотых) и соответствующим прейскурантом за все остальное.

«Новая» Варшава полна рекламы и автомобилей. Запомнились автоматы для парковки и телефоны. Бросаешь монетку в 50 грошей, автомат выбивает тебе чек со временем начала парковки, подсовываешь его под лобовое стекло и идешь по делам. Подземная парковка рядом с дворцом правосудия берет три злотых в час за стоянку или 80 злотых за месячный абонемент.

Припарковаться в центре города весьма проблематично — слишком много желающих. Поставить же машину в запрещенном месте нельзя. Моментально появляются полицейские и увозят её или цепляют «башмак» — в зависимости от того, как сильно мешает автомобиль движению.

Стандартные таксофоны польских городов сплошь в граффити. Главное отличие от наших — наличие клавиш «горячего» вызова полиции, скорой, пожарных. Карточку польский аппарат заглатывает и отдает только по окончании разговора, так что «выдернуть» ее раньше времени нет никакой возможности. Разбитых телефонов с оторванными трубками не попадалось. Их, если честно, и представить здесь трудно — Европа…