UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дон Хуан Австрийский — «рыцарь свободы»

Блестящий полководец, генералиссимус, триумфатор Лепанто и король Туниса... Дон Хуан (Жуан) Австрийский (1547—1578) известен прежде всего благодаря целой галерее художественных произведений...

Автор: Сергей Махун
Дон Хуан Австрийский. Гравюра на дереве работы фон Лееста

Блестящий полководец, генералиссимус, триумфатор Лепанто и король Туниса... Дон Хуан (Жуан) Австрийский (1547—1578) известен прежде всего благодаря целой галерее художественных произведений. Назову лишь малую толику их — пьесу немца Фридриха Шиллера «Дон Жуан», повесть его соотечественника Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Дон Жуан», трагедию россиянина Александра Пушкина «Каменный гость», пьесу француза Жана Батиста Мольера «Дон Жуан», поэму англичанина Джорджа Гордона Байрона «Дон Жуан», рассказ украинца Юрия Косача «Последнее воплощение командора», одно из лучших творений Леси Украинки — драматическую поэму «Камінний господар». Помните: «Той камінь… — він не тільки пригнітає, Він душу кам’янить — Се найстрашніше…»? А еще были произведения Карло Гольдони, Проспера Мериме, Жорж Санд... В чем же притягательность образа великого соблазнителя, вольнодумца и рыцаря? Попытаемся представить историческую хронику его жизни без романтических наслоений.

24 февраля 1547 года у дочери регенсбургского бюргермейстера Барбары Бломберг родился сын. Отцом мальчика был Карл I (V), король Испании и император Священной Римской империи — к тому времени, после смерти Изабеллы Португальской, вдовец уже в течение восьми лет.

Хуана воспитывали вне двора испанского короля и немецкого императора. Лишь за год до смерти (1556 г.) Карл I, который отрекся от престола и замаливал грехи в Эстремадуре, официально признал его своим сыном. Приглашенный ко двору 9-летний мальчик сразу же стал душой и предводителем компании (обладал не по годам атлетическим телосложением, был ловок в военных и спортивных играх). Ближайшими его друзьями стали будущий испанский полководец Александр Пармский (сын сводной сестры Хуана Маргариты Пармской и Александра Фарнезе) и наследник престола — инфант, племянник нашего героя Дон Карлос — еще один излюбленный персонаж драматургов и писателей из бурного XVI века.

Отец уже на смертном одре просил сановников содействовать духовной карьере сына. Хуан учился в университете в Алкале. Там уже со всей определенностью начали проявляться такие черты характера юноши, как склонность к опасным (в том числе — амурным) приключениям, неудержимая заносчивость. В 16-летнем возрасте Хуан неоднократно участвовал в операциях испанского флота против турок и пиратов в Средиземноморье; он приводил в изумление седовласых грандов, проявляя одновременно рассудительность в принятии решений и смелость.

Филипп II, вступивший на испанский престол в 1556 году, длительное время относился к сводному брату (разница в возрасте — 20 лет!), скорее, как к сыну. Но постепенно уровень внимания к Хуану при дворе стал несравнимо большим, нежели было положено по этикету.

На юге Испании после окончательной победы объединенных сил христиан над воинами ислама (в 1492 году пала Гренада и Реконкиста была завершена) продолжали жить «выкресты» — мориски, потомки мавров, ради сохранения жизни принявшие христианство. В 1567 году Филипп II издал эдикт, по которому маврам и морискам с 1570 г. запрещалось читать, писать и говорить по-арабски. Они были обязаны одеваться по-кастильски; табу налагалось и на мусульманские музыкальные инструменты, песни и бани. Насилие над верой предков, поборы королевской администрации и действия инквизиции вызвали мощное восстание, охватившее весь юго-восток Испании. Мориски наладили связь с турками и арабами Магриба.

Промедление могло нанести серьезный удар по престижу Испании. Государство, обладавшее громадными колониями в Новом Свете и владевшее едва ли не шестой частью Западной Европы, в самом своем сердце, на значительной территории не контролировало ситуацию. Филипп II был вынужден учесть настоятельные просьбы Дон Хуана, назначив его командующим карательной экспедицией.

Шел декабрь 1569 года. В хорошо укрепленной крепости Галера засели основные силы морисков (более 6000). Дон Хуан, имевший 24000 солдат королевской армии и почти 4000 волонтеров со всех уголков Испании, решил действовать — несколько кровопролитных приступов завершились захватом и разрушением Галеры. Весной 1570 года Дон Хуан последовательно захватывает важнейшие крепости провинции Рио д’Альмансора, охваченной восстанием. Восстание морисков было жестоко подавлено. В большинстве своем они были изгнаны из Испании в Северную Африку (почти 70 000 вывезли алжирские пираты); десятки тысяч морисков и мавров обезглавили или сожгли по приговору инквизиции.

В 1568 году Филипп II разрешил еще один внутриполитический кризис. Его вызвал своим поведением неуравновешенный наследник престола Дон Карлос. Затеи его подтолкнули отца к непростому решению — Дон Карлоса подвергли заключению, где он «внезапно» умер (сей факт и послужил замечательной канвой для писателей). Ставки Дон Хуана росли — испанский король еще не имел наследника мужского пола. Только в 1578 году, спустя 10 лет, у него родится сын Филипп, будущий король Испании Филипп III.

Дон Хуан фактически становится наследником престола. Король (набожный католик и полная противоположность ему по темпераменту) продолжает поручать принцу самые сложные задачи, но окружает шпионами. А наш герой-сердцеед по-прежнему в зените славы. Готовится возглавляемая им морская экспедиция в Восточное Средиземноморье.

Турецкая империя в 1570 году развязала очередную войну с целью захвата острова Кипр (владение Венеции). Борьбе с османской угрозой мешало соперничество Венецианской республики и Габсбургов. Но папе римскому в 1571 году удалось создать широкую коалицию, которая получила название «Священная лига». Ее участниками стали Испания, Португалия, австрийские Габсбурги, Венеция, Генуя, некоторые итальянские княжества, Мальтийский орден. Даже на Запорожье отправили эмиссаров папского престола. Долго уговаривать казаков не пришлось — их походы в Молдавию (вассал Порты), в Крым и на южное побережье Черного моря сыграли значительную роль в отвлечении сил воинов ислама.

«Победа у Лепанто положила конец реальному комплексу неполноценности христианства и не менее реальному турецкому преимуществу», — писал Фернан Бродель, французский историк. Битва эта состоялась 7 октября 1571 года у мыса Скрофа при входе в Патрасский залив Ионического моря. Это было последнее крупное сражение гребных флотов в мировой истории. Турецким флотом командовал Али-Паша, флотом объединенных сил христиан — Дон Хуан Австрийский.

Флот христиан состоял из 203 галер и 6 галеасов, турок — из 210 галер и 65 галиотов. Качественно флот союзников обладал значительным преимуществом: были срезаны носы галер, на которых устроены щиты и траверзы; турецкая артиллерия серьезно уступала по технико-тактическим данным. Но самое главное — янычары имели всего лишь 2,5 тысячи аркебуз, остальные воины были вооружены луками без защитного снаряжения; у христиан же каждый воин имел огнестрельное оружие и доспехи. На большинстве турецких судов было до 30—40 солдат, тогда как у их врагов — более 150; общее преимущество в живой силе было почти двукратным.

Начался бой в 11 утра. Дон Хуан решился расковать гребцов-христиан, вручив им оружие. Молодой человек (ему всего лишь 24 года!) имеет неоспоримый авторитет — он на шлюпке с поднятым крестом проходит вдоль линии судов, обещая от лица папы римского отпущение грехов.

Тактические просчеты и незнание местности привели к тому, что турецкие корабли обошли и окружили левый фланг христиан (венецианцы адмирала Барбариго). Но во время абордажного боя сказалось преимущество последних в живой силе и вооружении. Окружение не обеспечило успеха. С 12 по 14 часов в центре столкнулись флагманские галеры Дон Хуана и Али-Паши. После гибели последнего, уничтожения и захвата галер центра мусульман, казалось, результат боя был предрешен. Но алжирский король Улуг-Али, командовавший левым флангом, сделал последнюю попытку уравнять шансы. Его 61 галера и 32 галиота неожиданно повернули к центру христиан и смяли его правый фланг. Дон Хуан не растерялся: последовательно начал сжимать тиски окружения — в бой вступил резерв маркиза Круца (30 галер). Генуэзцы графа Дория (58 галер), потерявшие было ориентиры, начали приближаться с юга. Улуг-Али решил, что лучше бежать с 13 судами, нежели попасть в плен. Только 48 кораблей турок избежали печальной участи.

Потери мусульман были огромны — 30 тысяч воинов. Но, учитывая имеющиеся силы и возможности — ближайшие морские базы незамедлительно начали строительство кораблей и подготовку экипажей, — турки уже в кампании 1572 года, действуя очень осторожно, достигли успеха. Союзники же занялись спорами относительно последующих планов и, в конце концов, разошлись по своим портам. Кипр, захваченный турками еще до битвы при Лепанто, отвоевать так и не удалось. Любопытно, что Сервантес, автор бессмертного «Дон Кихота», был участником сражения, которое он назвал «величайшей битвой всех времен и народов, едва ли такая когда-либо повторится». Сервантес возглавлял взвод мушкетеров на галере «Маркиза», где был дважды ранен и лишился руки.

Победа окончательно вскружила голову Дон Хуану, дав основания Филиппу II еще с большими подозрениями воспринимать его успехи. Осенью 1573 года во главе испанской эскадры бастард высаживается в Тунисе, захватывает столицу и разрушает порт Бизерта. Планам Дон Хуана противодействовали не только мусульмане, но и старший брат, отказавшийся признать его «королем Туниса». Едва ли он желал силой оружия королевских войск вознести на трон неугомонного воина. В 1572 году Дон Хуан получает назначение в Италию; постоянные разъезды и дуэли становятся стилем жизни принца. На «амурном фронте» он продолжал одерживать победу за победой. Наш герой становится участником многочисленных дуэлей; этот любитель острых ощущений заколол десятки ревнивых мужей.

В ноябре 1576 года Дон Хуан получает свое последнее назначение. Он становится королевским наместником в нидерландских провинциях — жемчужине испанских Габсбургов (современные Голландия и Бельгия). Но в Брюсселе принц был окружен врагами; там царила атмосфера недоверия и ненависти к испанцам, чему способствовала деятельность агентов принца Оранского и английской королевы Елизаветы I. Дон Хуан пытался примирить многочисленные партии в Нидерландах, издав «Гентское умиротворение», провозгласив в своем «Вечном эдикте» (Edictum реrреtuuм) в феврале 1577 г. следующую программу: «Удаление испанских войск, терпимость к ереси, созыв Генеральных штатов. Южные провинции (современная Бельгия) признали его наместником, но принц Оранский, возглавлявший северные провинции, не согласился, поскольку не доверял испанскому миролюбию — и вполне справедливо» (О.Егер «Всемирная история», т. 3. «Новая история»).

Положение крайне обострилось. В июне 1577 года он оставляет Брюссель и во главе немногочисленной, но хорошо вооруженной армии захватывает важные крепости Намюр и Шарльмон. Постепенно Дон Хуан создает базу для возвращения власти. Однако «нож в спину» он получил из Мадрида. Филипп II назначает генерал-губернатором восставших провинций Маргариту Пармскую. Несмотря на очередную блестящую победу над оранжистами у Истембля 31 января 1578 г., постепенно вокруг лагеря испанцев в Намюре сужается кольцо окружения. И вот в конце июля 1578 г. Дон Хуан потерпел первое в жизни поражение. Испанцы начали отступать на юг к границам Франции, в их войсках разразилась эпидемия чумы.

Дон Хуан отдавал себе отчет, что его планы рухнули. В сентябре 1578 года 31-летний принц заболел чумой и 1 октября умер. Так оборвалась исполненная приключений жизнь этого уникального человека, вошедшего в историю в качестве блестящего победителя османского флота у мыса Лепанто и неугомонного завоевателя женских сердец.