UA / RU
Поддержать ZN.ua

Домашнее обучение: лазейка или перспектива?

Битву за легализацию домашнего обучения США пережили лет двадцать назад. Количество «домашних» школьников в мире сегодня исчисляется миллионами...

Автор: Мария Попова

Битву за легализацию домашнего обучения США пережили лет двадцать назад. Количество «домашних» школьников в мире сегодня исчисляется миллионами. Однако в Украине отношение к подобным нетрадиционным методам усвоения знаний пока подозрительное. «Не знаем, не пробовали», — безразлично пожимают плечами учителя среднестатистических городских школ. Так стоит ли пробовать?

И один в поле воин

Идея замены традиционного группового школьного обучения персональным, домашним, или системой экстерната, все же не совсем нова в нашей стране. Названия разные, а суть одна — не ходить в школу каждый день как на каторгу. Многих родителей такая перспектива для собственных детей просто пугает — претензий к школе, конечно, немало, но ведь привычно, одобрено, проверено... Новыми становятся только масштабы недовольства существующим в школе положением и причины, заставляющие учеников заниматься самостоятельно, посещая учебное заведение только для того, чтобы сдать экзамены по государственному стандарту.

На сегодня в Украине имеется только одна профильная школа экстернов, принимающая детей, по каким-либо причинам отказывающихся посещать регулярные занятия. Однако теоретически «заочная форма» присутствует в любой школе, и называется она домашним обучением. Другое дело, что в обычном учебном заведении необходимо документально обосновать невозможность посещения ребенком школы — а это уже бюрократия и бумажная волокита. Особенно если ваш школьник, к счастью, здоров. «Зеркало недели» писало о технологии перевода школьника в разряд заочников (notfounded /). Трудности бывают в любом деле, но в чем плюсы и минусы такой системы?

Начнем, пожалуй, с самых очевидных случаев — физической невозможности посещения. «Я закончил Киевскую школу экстернов в 2006 году, — вспоминает музыкант Александр Любарский. — Жил в Германии и ходил там в местную школу, но как-то загорелся желанием закончить параллельно и свое украинское образование. Там я каждый день посещал занятия, а по вечерам готовился к родным экзаменам — делал конспекты, решал задачи, читал книги. Потом приезжал ненадолго, все быстро сдавал и уезжал обратно. Скорее всего, это было своеобразное доказательство самому себе, что я смогу закончить украинскую школу даже самостоятельно».

Таким образом, для детей, живущих за границей или постоянно меняющих место жительства, экстернат — самый приемлемый вариант. Это же можно сказать и об особо одаренных детях, всерьез занимающихся каким-либо видом спорта или искусства, часто участвующих в соревнованиях и конкурсах.

Другой случай — дети с тяжелыми болезнями или физическими отклонениями в развитии. Они либо просто не могут ежедневно посещать школу — нагрузка на организм слишком высока, либо же боятся идти туда из-за неприязни со стороны будущих одноклассников. Для них домашнее обучение остается практически единственным выходом.

Зависть или дезадаптация?

Не стоит считать, что «заочная школа» — пристанище больных и иностранцев. Часто уйти из коллектива ребенка заставляет сам коллектив.

«Я перешел на экстернат, так как в обычной школе у меня было слишком много проблем, — делится Олег Кияшко, четырнадцатилетний экстерн-десятиклассник. — В три года я научился читать, в четыре — считать, а в пять уже знал таблицу умножения и активно занимался изучением английского языка. Были и уроки музыки, рисования. Когда же я наконец пошел в первый класс, то оказалось, что остальные дети не готовы принять мое развитие как норму. Началась настоящая травля — меня били, презирали, никто не хотел со мной общаться. Два года я провел как в аду, потом родители, видевшие всю ситуацию, перевели меня в другую школу. Там ко мне относились достаточно хорошо, но я уже был зол и обижен на весь мир за те побои и унижения, которые вынес. У меня резко ухудшилось поведение. Таким образом, сменив еще несколько учебных заведений, после четвертого класса по совету психолога я перешел в Школу экстернов. Сейчас у меня появилось хобби, которому я посвящаю практически все свободное время, — это компьютер и программирование. Оно тоже мешает ежедневно посещать занятия».

Детская жестокость — явление довольно распространенное (notfounded/). Сам Олег считает, что дети завидовали ему и были злыми в силу склада характера. Психологи же назовут это сложным случаем школьной дезадаптации. А ее причины бывают очень разными.

Кто зачем ходит в школу

Все чаще современные родители начинают сомневаться в рациональности школьных подходов к детям. За последнее десятилетие количество учащихся на дому школьников выросло в несколько раз — сейчас в Украине таких насчитывается около 15 тысяч, а качество их знаний, согласно тестированиям, в большинстве случаев значительно превосходит показатели сверстников. Однако незакрытым остается вопрос общения и социальной адаптации, так называемой социализации.

Именно она и является основным аргументом сторонников традиционных школ. Ведь учебное заведение позволяет ребенку не только приобретать знания, но и привыкать к обществу других людей. Школа расширяет круг общения, обучает маленького человека жить рядом с другими людьми, учитывая их интересы. В общем, становиться из человеческого существа членом общества. Если ребенок не посещает школу, нужно обязательно компенсировать ему потери в общении.

«Противникам экстерната стоит оглянуться вокруг, чтобы увидеть миллионы социально неадаптированных граждан, посещавших школу, но так и не научившихся строить элементарные отношения. Уверена, это один из стойких мифов», — утверждает психолог Яна Лан, чья дочь Соня заканчивает экстерном уже седьмой класс. По ее мнению, недостаток школьных друзей целиком компенсируется друзьями по месту жительства и совместным увлечениям, на общение с которыми остается даже больше времени, чем при постоянной учебе.

Я сам!

Если не считать свободного графика посещений, то основным достоинством самостоятельного обучения эксперты единогласно признают приучение ребенка к дисциплине. И не к «заставлятельной» дисциплине от звонка до звонка, а к равномерному, самостоятельному планированию собственного времени и сил. Это очень пригодится во взрослой жизни, где никто никого не заставляет.

Уровень ответственности повышается — никто не заставит, но о результатах спросят. Возможно, первые месяцы ученику будет сложно свыкнуться с отсутствием строгой «училки» с указкой в руке, всегда в приказном порядке планирующей твой день. Ребенок будет просто наслаждаться свободой от занятий — не мешайте ему. Напоминайте о грядущих экзаменах, но не слишком уж навязчиво — иначе ответственность перейдет на вас. Поговорите, совместно распланируйте график учебы. После первой же «сессии» ребенок сам начнет предварительно готовиться и учиться, осознает, что домашнее обучение — это не отсутствие такового, а просто самостоятельная работа.

«Мне изначально понравилось эффективное использование времени. Оно не теряется на бессмысленные посиделки в классе, и это сильно дисциплинирует учеников», — подтверждает бывший экстерн Александр Любарский.

Также у ребенка есть возможность выбирать предметы, которые интересны ему в данный период жизни. Это не полная профилизация — просто ученик может за один год сдать весь курс, предположим, физики, биологии и математики, не отвлекаясь на другие предметы, а на следующий погрузиться в гуманитарные дисциплины. Это позволяет не тратить энергию на постоянное переключение, не врабатываться каждый раз заново в тот же материал.

Альтернатива школе — есть

Учитывая тенденцию общества к индивидуализации подходов в воспитании, можно предсказать, что домашнее обучение будет развиваться и в дальнейшем. Безусловно, родители видят свое чадо исключительным и знают его лучше любого учителя. Некоторые глубоко вникают в занятия, домашние задания делают вместе чуть ли не до выпускного класса. Так стоит ли отягощать свои родительские обязанности еще и тем, чтобы думать, «на какой козе подъехать» к классному руководителю, учителям, ровесникам? Ни одна школа не возьмет на себя ответственность за те или иные последствия «недовоспитанности и недоученности» ребенка. И даже если ученик хромает по математике — не учителя математики стыдят, а родителей в школу вызывают. Хотя учит-то как раз вроде бы школа...

Как ни крути, а элементы домашнего обучения все равно присутствуют — это и воспитание, и внеклассные задания, и самостоятельная работа на каникулах. Родителей обязывают помогать, объяснять, поддерживать. А зачастую им еще приходится залечивать эмоциональные травмы, которые наносит школа, тратить время, деньги, усилия на ненужные вещи, отбывать школьные повинности.

Хотя, думается, вряд ли школы когда-нибудь исчезнут как социальный институт. Домашнее обучение подойдет не всем детям, и далеко не у всех родителей хватит времени, сил, желания на помощь собственному ребенку. Гораздо легче отдать его в руки квалифицированных педагогов, позволяя ему в то же время достаточно общаться со сверстниками. Мы давно забыли, что само слово «школа» буквально переводится как «досуг, общение, беседа». Ответственность за выбор школы для своего ребенка всегда будет стоять перед родителями. Так пусть будет альтернатива и самой школе.