UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В свое время Томас Джеферсон, один из творцов американской державы, считал, что общественные школы будут сплачивать нацию и развивать принципы демократии...

Автор: Игорь Иванович

В свое время Томас Джеферсон, один из творцов американской державы, считал, что общественные школы будут сплачивать нацию и развивать принципы демократии. Однако за последнее десятилетие резко увеличилось количество детей, обучающихся не в школах, а дома. Роль педагогов в этом случае играют сами родители. Немалую помощь им оказывают всевозможные учебные программы, передаваемые по специальным телеканалам, радиостанциям FM и в Интернете. Если в 1994 году таких детей было 345 тысяч, то нынче их число приближается к миллиону. Чем же вызвано это явление?

Основная причина заключается в том, что многие родители уверены в больших возможностях домашнего обучения. На втором месте стоят различные религиозные соображения. Затем отмечаются плохие условия образования в местных общественных школах, сугубо семейные причины и натянутые отношения с конкретными школьными учителями. Замыкают данный перечень проблемы с поведением учащихся и серьезные болезни детей.

Исследования показывают, что домашнее обучение обеспечивает несколько лучшую подготовку учащихся. Это подтверждают и результаты приема выпускников общественных и домашних школ в высшие учебные заведения. К примеру, знаменитый Массачусетский технологический институт принял каждого третьего из поступавших «домашних» и лишь каждого шестого из учащихся общественных школ. Конечно, в какой-то степени это можно объяснить и тем, что дома чаще учатся дети более образованных и зажиточных родителей.

Нельзя забывать, что зачастую более способный, но своеобразный ребенок может не встретить понимания со стороны учителей и соучеников. Так, учителя Томаса Эдисона посчитали его недоразвитым, после чего он начал учиться дома. Финал известен — Томас стал выдающимся изобретателем Америки.

Конечно, у пап и мам возникают немалые трудности. Ведь не каждому дано быть педагогом, да и времени на это требуется много, особенно в старших классах. Родителям приходится самим садиться за книги и вспоминать законы физики и теоремы геометрии.

А как относятся ко всему этому общественные школы? Казалось бы, должен превалировать популярный у нас принцип «баба с воза…» Однако это не так. Дело в том, что, лишившись части учеников, школы одновременно теряют и существенную часть денег, поступающих из бюджета штата. К примеру, во Флориде 41 тысяча детей (1,7%) учатся дома. Это приводит к потере школами штата 130 миллионов долларов. Кстати, из приведенных цифр нетрудно вывести, что на школьное обучение одного учащегося во Флориде тратится более трех тысяч долларов в год.

Легализация домашних школ в США началась только в 80-х годах благодаря так называемым «консервативным христианам». Нынче домашнее обучение разрешено во всех штатах.

Но выполняют ли «домашние педагоги» школьные программы полностью? Тут следует отметить, что в США значительно более гибкая система образования, причем некоторые предметы выбираются самими учащимися или родителями.

Если папа с мамой планируют продолжать образование ребенка в определенном колледже, то, конечно, они особое внимание станут уделять нужным в дальнейшем предметам. Выходит, можно отбросить ряд дисциплин, второстепенных, по мнению родителей? Здесь все зависит от законов конкретного штата.

В некоторых штатах, например, в Техасе, контроль за домашними школами очень слабый. В других штатах, например, в Орегоне, учащиеся домашних школ должны сдавать стандартные экзамены за 3-й, 5-й, 8-й и 10-й классы.

«Домашние» ученики находятся под более жестким контролем. Если 38% обычных школьников смотрят телевизор более трех часов в день, то среди «домашних» их всего 3%.

Однако есть и явные недостатки такого метода обучения. Это и отсутствие общения со сверстниками, и затруднения с физической подготовкой. По этой причине часть родителей договариваются с руководством общественных школ о посещении их детьми спортивных занятий и соревнований. Кстати, в этих случаях школе несколько увеличивают финансирование.

Исследования психотерапевтов показали, что «домашние» ученики более дисциплинированны и любознательны, но менее склонны к соревновательности и конкуренции. Проверка по стандартным тестам также дает некоторое преимущество «домашним». Правда, это можно объяснять не только недостатками общественных школ, но и различным, так сказать, контингентом учащихся. Будущее покажет, продолжится ли рост домашнего образования и какими гражданами вырастут ученики таких школ.