UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дом Тобилевичей

Обзавестись домом — все равно что родить ребенка или завести домашнее животное: поступок бесповоротный...

Автор: Наталья Вареник

Обзавестись домом — все равно что родить ребенка или завести домашнее животное: поступок бесповоротный. Впитывая каждым кирпичиком радости и трагедии хозяев, дом сам становится как бы живым существом, аккумулирующим колоссальную энергетику, которая сохраняется долгие годы.

Покупая у вдовы елисаветградского священника Якова Курлова дом с флигелем и усадьбой за 2 тыс. рублей, зажиточный эконом барских имений Карп Адамович Тобилевич явно не думал о том, что этому дому выпадет удивительная судьба.

Присмотрев в предместье Быково дом № 13 по улице Знаменской (ныне улица Тобилевича), рачительный хозяин, очевидно, прельстился огромной усадьбой, которая тянулась до соседней улицы (ныне сохранились лишь крохи земельного участка), а также видом из окон на Знаменскую церковь.

Тогда, в далеком 1872 году, покупка усадьбы могла и не состояться, если бы не старший сын Карпа Адамовича Иван (впоследствии Карпенко-Карый), который переехал в Елисаветград еще в 1865 году вместе с уездной канцелярией.

Дом Карп Адамович завещал своей единственной дочери Марии Садовской-Барилотти, после кончины которой им распоряжался муж — певец Денис Мова. Последний из потомков Тобилевичей, который жил на Знаменской, — сын Ивана Карпенко-Карого Юрий. После его смерти в 1925 году дом стал «коммуналкой», а с 1944-го по 1983 год часть дома занимала городская библиотека им. Тобилевича.

Постепенно здание приходило в упадок, ветшало, средств на ремонт у библиотеки не было. Встал вопрос о его сносе.

И тут строение, обладающее уникальной энергетикой, воззвало к совести горожан: на его защиту выступили писатели и журналисты Кировограда. Ответственный секретарь Кировоградского общества охраны памятников истории и культуры Евгения Чебаненко обратилась к тогдашнему городскому голове Василию Мухину найти средства для спасения дома. В 1993 году горисполком принял решение о ремонте и реконструкции Дома Тобилевичей для создания в нем литературно-мемориального музея И.Карпенко-Карого.

— Здесь переплелись в узел судьбы выдающихся людей — Ивана Карпенко-Карого, Надежды и Александра Тарковских, Николая Садовского и Марии Заньковецкой, Панаса Саксаганского, Евгения Чекаленко и многих других, — говорит директор музея Екатерина Лисняк. — Иногда кажется, что ощущаешь их присутствие…

Дух соперничества

На сегодняшний день образ И.Карпенко-Карого ассоциируется у большинства людей с хутором «Надежда», где еще в 1956 году основал музей внук выдающегося драматурга Андрей Юрьевич Тобилевич. В годы войны хутор «Надежда» был разрушен фашистами, но в 1982 году дом отстроили и вновь открыли музей — к 100-летию создания группы корифеев во главе с Марком Кропивницким. Знаменит хутор «Надежда» еще и тем, что там рождались все внуки и правнуки И.Карпенко-Карого. Невестка Андрея Юрьевича Тобилевича долгое время работала директором музея, а сейчас является его научным сотрудником.

Открывая в 1995 году в Кировограде еще один музей Ивана Карповича, его создатели столкнулись с проблемой: какую экспозицию в нем создавать?

Соперничать с хутором «Надежда» было трудно. Создатели решили сделать новый музей более «светским», городским, ведь жизнь семьи Тобилевичей и их окружения в уездном городе существенно отличалась от «хуторского» периода жизни.

Директор музея Е.Лисняк ездила в Москву, работала в архивах, сотрудники музея собрали общими силами более 10 тыс. экспонатов. И если музей на хуторе «Надежда» создавал внук И.Карпенко-Карого Андрей Юрьевич, то Кировоградскому музею помогал второй его внук — Назарий Юрьевич.

Существенным отличием нового музея в Кировограде является то, что он имеет статус не только мемориального, но и литературного. Его создатели не ограничились творческим наследием выдающегося драматурга, а собрали материалы о творчестве почти 150 писателей-земляков: Арсения Тарковского, Владимира Винниченко, Юрия Олеши, Евгения Маланюка, Василия Козаченко, Юрия Яновского и многих других.

В музее есть воистину редкостные экспонаты. Среди них — фото Николая Садовского в роли Николая в «Наталке-Полтавке» (это был его дебют в 1871 году в российской труппе Ашкаренко в Кременчуге), пластинки с записями голосов Арсения Тарковского, Юрия Олеши и Демьяна Бедного, редкие фотографии молодых И.Карпенко-Карого и М.Садовской-Барилотти.

Трагедии старого дома

В каждом доме есть потаенные уголки, чердаки и подвалы, где живут трагедии его былых обитателей. Не избежал этой участи и дом Тобилевичей.

Одна из них — трагедия первого хозяина дома Карпа Адамовича, который считал себя урожденным шляхтичем, дворянином второго разряда и упорно добивался, чтобы его фамилию признали «благородной». Карп Адамович долгие годы вел судебную тяжбу о возвращении их роду дворянства, и когда, казалось, иск уже был выигран, кто-то из канцеляристов обнаружил, что в старинных бумагах значится фамилия ТобЕлевич. Из-за одной этой буковки истцу в дворянстве отказали, и он едва не заболел от горя. Все документы, герб и грамоту Карп Адамович спрятал на дно сундука — с глаз долой. Никто из домочадцев не смел упомянуть об этом, чтобы не расстраивать отца.

Когда много лет спустя И.Карпенко-Карый написал на основе этой семейной истории знаменитую комедию «Мартын Боруля», он отважился прочитать ее отцу. Говорят, старик заплакал, слушая пьесу.

Трагедия с дворянством затронула и самого драматурга. Взявший псевдоним «Карый» в честь Гната Карого, побратима Назара Стодоли из пьесы Т.Шевченко, молодой Иван Тобилевич именно на этом любительском спектакле познакомился со своей будущей первой женой Надеждой Тарковской, которая играла Галю. Однако невеста из благородного рода Тарковских была слишком хороша и для И.Тобилевича, и тем более для И.Карпенко-Карого, о чем ему немедленно намекнули родители девушки. Драматургу пришлось долго добиваться руки своей любимой.

Страсть отца добиться дворянства перешла к сыну, хотя мало кто об этом знает.

Рассказывает директор Музея И. Карпенко-Карого Е. Лисняк:

Многие представляют Ивана Карповича Тобилевича ярым революционером, ссыльным, хотя отчасти так оно и есть. Но не все знают, что он 18 лет проработал в полицейском управлении и активно продвигался по служебной лестнице. Мы нашли в архивах так называемый «формулярный список» — его личное дело. Из него узнали, что И.Тобилевич был награжден орденом Св. Станислава III степени. Если бы ему дали орден I степени, он бы получил дворянство, а так чуть-чуть недотянул. Стать дворянином ему, очевидно, очень хотелось. «Революционная» биография драматурга началась в 1883 году, когда его уволили со службы, это тоже одна из трагедий этого дома…

Одной из предпосылок краха чиновничьей карьеры И.Тобилевича стало присутствие в доме юного Александра Тарковского — младшего брата жены драматурга Надежды Карловны и будущего отца знаменитого поэта Арсения Тарковского. Юноша прожил в доме Тобилевичей десять лет, поскольку остался сиротой, когда его родители умерли от холеры. Старшая сестра забрала ребенка на воспитание, а позже секретарь полицейского управления Иван Тобилевич защищал, сколько мог, юного народника от ареста. Но это не помогло — Александра все же сослали в Сибирь…

Одноклассником юного Тарковского по реальному училищу был Евгений Чекаленко, квартировавший некоторое время в доме Тобилевичей. Он входил в кружок творческой интеллигенции Елисаветграда, одним из основателей которого был Иван Карпович.

Позже Евгений Чекаленко станет известным украинским меценатом, издателем и общественным деятелем, на его средства будут издаваться известные киевские газеты «Рада» и «Громадська думка», а также книги начинающих украинских писателей Михаила Коцюбинского и Владимира Винниченко…

Период с 1879-го по 1883 год стал фатальным для И. Карпенко-Карого. Казалось, над домом Тобилевичей сгустились тучи, а удары судьбы следовали один за другим.

В 1879-м умирает мать Ивана Карповича — Евдокия Зиновьевна. В 1881-м по Елисаветграду прокатилась волна еврейских погромов. Многие еврейские семьи нашли спасение в усадьбе Тобилевича — вместе с детьми и домашним скарбом прятались во флигеле на чердаке.

Весной 1882-го от скоротечной чахотки умирает Надежда Карловна Тарковская, здоровье которой было подорвано многочисленными родами. В том же году от последствий солнечного удара умирает десятилетняя дочь И. Карпенко-Карого, Галя.

В Елисаветград тайно приезжает известный общественный деятель Александр Русов с семьей. Иван Карпович дает им приют во флигеле, несмотря на то, что жена Русова Софья была под надзором полиции и не имела права переезжать в другой город. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения полиции: осенью 1883 года особым предписанием министра внутренних дел Ивана Карповича увольняют со службы.

Оставшись без средств, он хватается за предложение М.Старицкого отправиться с его труппой на гастроли в Новочеркасск, где Ивана Карповича догоняет приказ о высылке на три года. Ему придется зарабатывать на жизнь работой переплетчика, подвергаясь обыскам и унижениям…

Музы дома Тобилевичей

Душой этого дома были женщины — мама И. Карпенко-Карого Евдокия Зиновьевна, которая хотя и происходила из крепостных помещиков Золотницких (Карп Адамович Тобилевич выкупил ее и взял в жены), была не чужда высокого искусства. В девичестве ей не раз приходилось бывать с хозяевами в театре, она была знакома с репертуаром, а «Наталку-Полтавку» даже выучила наизусть. Именно мать привила детям любовь к сцене — не случайно любимый спектакль Евдокии Зиновьевны был первой постановкой украинской труппы.

Второй музой дома Тобилевичей была Мария Садовская-Барилотти, сестра И. Карпенко-Карого. Известный композитор Петр Нишинский, приехавший в Елисаветград в 1875 году на премьеру «Вечерниц», был очарован ее прекрасным лирико-драматическим сопрано. Он аккомпанировал молодой Марии и сказал, что ее судьба — сцена. Несмотря на то, что родители не одобряли ее выбора, Мария все-таки стала актрисой. К сожалению, она ушла из жизни совсем молодой…

Третья муза — Надежда Тарковская, в честь которой назван и знаменитый хутор «Надежда», доставшийся ей в приданое от родителей.

Но главной «музой» старого дома можно, без сомнения, считать загадочную Марию Заньковецкую, которая хотя и не была его постоянной обитательницей, но оставила в доме неизгладимую память о себе.

Рассказывает заместитель директора Кировоградского Краеведческого музея Светлана Колесник:

Не берусь утверждать, что М. Заньковецкая жила в доме Тобилевичей, но она, безусловно, не раз там бывала, поскольку весь 1882 год проживала в Елисаветграде, куда ее вызвал Николай Садовский, брат И. Карпенко-Карого. Здесь она впервые выступила на профессиональной сцене, сыграв роль Наталки-Полтавки.

Елисаветградская страница личных отношений М. Заньковецкой и Н. Садовского — самая драматичная, ведь будущая звезда сцены практически сбежала в Елисаветград от своего супруга, который неоднократно обещал ей дать согласие на театральную деятельность, но каждый раз забывал о своих обещаниях. Не дал он ей и развода, вынудив ограничиться гражданским браком с Н. Садовским.

Увлекающийся сердцеед Николай Карпович, возможно, от этого не страдал — их отношения были сложными на протяжении долгих лет. Уже в преклонном возрасте Н. Садовский пришел в домик Марии Константиновны просить прощения, но она его так и не впустила. Когда он ушел из жизни, М. Заньковецкая попросила положить на его гроб ладанку — знак прощения, а в 1934 году была похоронена на Байковом кладбище рядом с Николаем Садовским…

Встретимся через полтора века…

Полтора века назад из окон дома Тобилевичей был виден уездный Елисаветград: 4580 дворов, 86 тысяч жителей, юнкерское кавалерийское училище, мужская и женская гимназии, три типографии, девять книжных магазинов…

С тех пор город изменился, а вот увековечить память семьи корифеев оказалось проблемой. Именем Тобилевича названа только бывшая Знаменская, а бюст И.Карпенко-Карого есть лишь на хуторе «Надежда», его установили еще в 1969 году.

В декабре 2006 года исполняется 150 лет со дня рождения Николая Садовского. Работники музея И. Карпенко-Карого надеются, что на праздник съедутся потомки семьи Тобилевичей. Марина Арсеньевна Тарковская уже пообещала приехать в Кировоград. Возможно, приедет и известный режиссер Андрей Жолдак, который является потомком рода Тобилевичей.

Есть у Тобилевичей потомки в Киеве и даже за рубежом — в столице Моравии Брно. Это дети самой младшей дочери И. Карпенко-Карого Ирины и чеха по фамилии Студнич, который преподавал в то время в Елисаветграде. Жаль, что они до сих пор не отозвались на все попытки земляков установить связь.

Но есть надежда, что они все-таки встретятся…