UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДОМ С ДВУМЯ НЕИЗВЕСТНЫМИ

Дом с двумя неизвестными Заметки одесского краеведа Он по праву считается одной из достопримечательностей нашего города, хотя этого и не скажешь с первого взгляда...

Автор: Семен Лившин

Дом с двумя неизвестными

Заметки одесского краеведа

Он по праву считается одной из достопримечательностей нашего города, хотя этого и не скажешь с первого взгляда. Неказистый снаружи, он еще более зауряден внутри.

Самое раннее упоминание о месте, на котором он построен, восходит еще к Плинию-старшему. В письме к другу он убеждает его в том, что лучше жить в провинции у моря. Можно предположить, что речь идет именно о Черном море (Понт Эвксинский по старому стилю).

Не обошли своим вниманием этот дом и такие видные представители мировой культуры, как Эразм Роттердамский, Анри Бейль, Стендаль и другие. К сожалению, сейчас рукописи, в которых этот дом упоминался, утрачены, и нам остается полагаться лишь на воспоминания современников, которых пока обнаружить не удалось.

Загадочный дом памятен любителям не только литературы, но и музыки. Он связан с именем выдающегося композитора Мейербера, автора оперы «Гугеноты». Ее очень любит один из нынешних жильцов этого дома - человек армянской национальности, и каждый раз, когда он узнает о выигрыше команды «Арарат», он ставит на полную громкость пластинку с записью первого акта. Глядя, как при этом осыпается штукатурка, невольно вспоминаешь: архитектура - это всего лишь застывшая музыка.

Но подлинного расцвета слава «дома с двумя неизвестными» достигла в 20-90-е годы двадцатого столетия. Кстати, своим названием здание обязано тому, что до сих пор не известно, кто и зачем его построил. Зато его литературная судьба сложилась на редкость удачно. По единодушному мнению исследователей, это едва ли не единственный дом в нашем городе, где не произошло ни одного исторического события, где не бывал ни один выдающийся писатель или поэт.

Особенно часто здесь не ступала нога А.Куприна. Характерно, что И.Бунин не бывал здесь дважды: в 1899 и в 1902 годах. В память об этом на доме не установлена мемориальная доска. Регулярно не посещали этот дом Гоголь, Бабель, Олеша, Ильф, Багрицкий. Есть достоверные сведения о том, что на чердаке этого дома много раз не собирались на свои ежемесячные заседания участники литературного кружка «Волшебный фонарь».

Литературные традиции прошлого успешно продолжаются здесь и сегодня. Только в минувшем и в первой половине нынешнего года этот дом благополучно миновали многие известные писатели наших дней. Что, естественно, не могло не найти отражения в их творчестве. Рядом подрастает талантливая молодежь, и отрадно, что ни один из представителей молодой поэзии и прозы в своих творческих исканиях пока не забрел по этому адресу.

Казалось бы, все тайны этого интересного здания уже открыты. Но время и кропотливые изыскания преподносят все новые и новые сюрпризы. Так, недавно на стене, примерно на уровне цоколя, обнаружилось выбитое: «Петя + Маша = любовь». Быть может, это отзвук одного из ранних вариантов «Евгения Онегина», где Гремина зовут Петр? Тогда кто же Маша - Мария, любившая Мазепу, или Маша, за которой ухаживал Дубровский? А может быть, она просто - Мария? Однозначно ответить на этот вопрос еще трудно, специалисты-цоколеведы пока расходятся во мнениях. Но ясно одно: этому дому суждено подарить истории еще немало тайн и загадок.

Такова вкратце судьба этого дома. Остается добавить, что здание, о котором шла речь, воздвигнуто в середине семьдесят пятых годов нашего столетия и нуждается в капитальном ремонте стен, канализации и водосточных труб, о чем и сообщила редакции группа жильцов - энтузиастов этого дела.