UA / RU
Поддержать ZN.ua

Добро пожаловать к нам, Новый год!

Все, кто сюда приезжает, остаются здесь навеки. Потому что место у нас такое - райское. Не знаю, живут ли здесь ангелы, но то, что они здесь частенько прогуливаются, отдыхая от своих забот, - это точно!

Автор: Марианна Гончарова

Когда кто-нибудь приезжает в наш край, ему нужно много сил и мужества, чтобы не ополоуметь от впечатлений. И даже когда Новый год к нам приходит, думаю, тоже очень удивляется и завистливо недоумевает.

Дело в том, что в нашем приграничном городе издавна в мире и понимании живут румыны и евреи, поляки и украинцы, и армяне, и татары, и русские, и даже узбекская семья, и даже коряки, чем мы особенно гордимся. Тут учительница однажды сказала на родительском собрании одной маме: "Что это ваша дочь щурится все время? Надо бы ей зрение проверить". А мамаша как возмутится: "Какое еще зрение?! Коряки мы!" Вот.

Все, кто сюда приезжает, остаются здесь навеки. Потому что место у нас такое - райское. Не знаю, живут ли здесь ангелы, но то, что они здесь частенько прогуливаются, отдыхая от своих забот, - это точно! Люди же у нас - просто чудо. Работать - так работать. Отдыхать - так отдыхать. Свадьбы - круглый год. Детей - в школах тесно! Крови так перемешались, что никто уже не может точно сказать, кто какой национальности.

Нет, есть, конечно, и адские смеси. Наш старинный городок издавна славился своими пьяницами. Хоть и малочисленными, но уникальными. Например, есть один дядя. По фамилии, например, Цирюльник. Он наполовину румын, наполовину еврей. При этом, надо сказать, ему достались не лучшие половины. И когда на него находит приступ национального самосознания, то в нем самом разыгрывается гражданская война. В отдельно взятом организме. Одна половина дает бой другой половине. Правда, когда они вдруг объединяются, эти две половины - румын и еврей, тогда они яростно вопят в одно горло: "Украина для украинцев!"

И на стене своего дома он старательно малюет подозрительные молниеподобные символы разной степени тяжести. Талантливый, собака! Если бы не пил, хороший художник получился бы. Его родственники с одной и другой стороны, румыны и евреи, в такие дни стараются с ним не спорить и не встречаться взглядами, боятся, что он притащится с погромом.

А так - ничего. Не до политики в нашем городке. Тут один кореец приехал. И затеял организовывать общину корейскую, мол, нацменшинства, стал корейские права качать. Сам себя председателем общины назначил. А в общине, кроме него, еще трое: его жена Ли, специалист по тертой морковке, и два сына, Чук и Гек, - симпатичные, круглолицые. Вышел наш кореец к мэрии. С плакатом: мол, дайте помещение для офиса общине корейского народа здесь, у вас, на границе с Румынией, Молдавией и прочими окнами в Европу. А на него никто и внимания не стал обращать, все заняты. Только Юсуф Батырович, уважаемый наш единственный узбек, мудрый человек (пошли ему его Аллах многих дней жизни!) подошел к нему и деликатно пристыдил: как тебе не стыдно, уважаемый кореец? Люди вон работают все, а ты тут бездельничаешь. Ну, кореец тот и не прижился у нас. Уехал куда-то дальше митинговать. Мы все потом месяц озадаченные ходили - зачем приезжал, что хотел?

Прошел у нас тут как-то слух, что продают погранзаставу. У нас ведь все продают: заводы, корабли, танки... Реверансы делают в сторону демократии, воздушные поцелуйчики посылают, а сами тихонько продают, продают, продают... Вот кто-то и пустил слух: "А слышали? Заставу продают". Народ у нас хозяйственный, предприимчивый, денежный, побежал интересоваться: а за сколько? С пограничниками или без? И продают ли с заставой кусочек границы? Коридорчик. Маленький такой, сантиметров двадцать, чтоб хватило сгонять в Румынию и назад.

Начальник заставы капитан Бережной как увидел толпу у ворот - заставу в ружье, стал своему генералу звонить: мол, тут митинг какой-то, революция, непонятно чего хотят... Когда выяснили, разогнали всех по домам. Народ разочарованный ушел, хотелось им не столько заставу, сколько тропиночку в Румынию прикупить. У многих это давняя была мечта - такую тропку иметь. А все потому, что когда Молотов и Риббентроп земли, как яблочный пирог, делили, о людях совсем не думали, семьи разделили так, запросто. В Румынии мать осталась, в Украине - дети, или с одной стороны Прута один брат, с другой - второй...

Нет, все-таки, город, где мы живем, уникален. Через наши места всегда, -слышите? - всегда проходила дорога из России в Европу и наоборот. Торговый и пассажирский пути. А также из России в Молдавию, Румынию, к Черному морю… Через наш город проходят все эстафеты, марафоны, автопробеги и олимпийский огонь.

Все смешалось, люди из разных краев, что поселились тут, научили друг друга хорошему: своим традициям и обычаям, как лучше строить, как готовить еду, что петь, во что наряжаться, как принимать гостей, научили хорошим манерам, отмечать национальные праздники, а главное, радоваться жизни. Словом, глобализация на отдельно взятой маленькой территории, в отдельно взятом маленьком городе.

Замечу еще: люди у нас, на первый взгляд, действительно несколько странные… Например, очень любят работать. Нигде не любят, а у нас - ну прямо как муравьи, особенно строить и облагораживать. Вот вы, когда отпуск берете, что делаете? Покупаете шлепанцы, шорты, купальник, сборник кроссвордов - и на моря. А наш человек что? Он берет отпуск и, не мешкая, немедленно покупает себе цементу целый грузовик, а то и два, кирпичей гору, досок, бревен, других стройматериалов и сооружает дом.

Вот, допустим, отпуск, купили все для новой стройки. Вечером ходят-ходят вокруг этого богатства, нетерпеливо потирают руки, и прямо душа вибрирует: "От поработаем! Ну и поработаем! Скорей бы утро!"

И, что таить, бывали нередкие случаи, когда человек срывался, да, срывался, не выдерживал такого напряжения… и начинал работать ночью. Утром соседи вставали, а у него уже опалубка готова под новый дом и сам сидит растерянный и виноватый. Но счастливый. Родственники и соседи ему: "Ну что ж ты, Федя, ты ж обещал, что мы к тебе поработать придем, ну обещал же! У нас же совсем дома работы не осталось! Как ты мог?!" Обижаются, завидуют… Ищут, где бы еще поработать, пока отпуск…

Да наконец выстраивают дворец, терем, такая красота неописуемая, дворик - плиточкой, цветы везде, львы с кольцами в носах на воротах. А сами всей семьей поселяются в крохотной времяночке рядом с новым домом, затаиваются и ждут, выглядывая регулярно в окно - не идут ли к ним гости. А как только гости во двор, они свой новый дом нараспашку - нате! Заходите! Любуйтесь! Будьте как дома! Вот какая красота!

Потом им надоедает, и никак нового отпуска дождаться не могут, чтоб еще один дом построить или новый колодец выкопать, или бассейн…

И так у нас все. А национальность, верней, корни можно определить, только когда что-нибудь празднуют. Вот тогда где-то на рассвете можно услышать песни на разных языках, бабушкины и дедушкины протяжные и тоскливые песни…

А пару лет назад вообще семья турков по соседству поселилась. Хорошие предприимчивые ребята, лаваш армянский пекут, хачапури грузинские, лепешки узбекские, французские круассаны, прибалтийский хлеб с изюмом, интересовались, не знает ли кто технологию выпечки мацы…

Влились в нашу культуру очень быстро, друзей завели, выпивать научились… Затейники…

Звонит один из них к нам домой, говорит так витиевато:

- Здравствуй в веках, Марианна-ханум, свет очей твоего мужа, уважаемого Аркадия Кузьмича, да продлятся дни его за то добро, которое он сделал, когда добыл нам секрет выпечки молдавского калача с изюмом и завитушками!

- Марианна-джаным, а муж и повелитель твой, Аркадий-бей, дома е-е-есть? Это Адам, скажи, звонит, чтобы спросить его что-то важное, только не приставай с расспросами, не для твоих глупых ушей, женщина…

Адам значит по-турецки "человек".

Да… Чудное, загадочное место… Да ладно! Разве у нас в Украине такой городок один? По всей стране таких городков насыпано, рассыпано - иди, живи, дружи, работай и празднуй. Потому что такая страна у нас - теплая и щедрая. Столько красивых талантливых людей миру подарила. А сколько еще подарит! Так что мы все ждем тебя, Новый Год. У нас на тебя большие планы. Ты не бойся, у нас здесь прекрасный, добрый, гостеприимный и очень надежный край. Люди, которые здесь живут, уверены, что даже если ангелы здесь не живут, то, отдыхая от своих забот, частенько здесь у нас прогуливаются.