Метание молота люблю с детства. Так уж случилось, что попал первоначально в группу тренера Владимира Ефремова, который работал с метателями. И лет десять простоял потом около круга на Черепановой горе в Киеве, где тренировались «молотошники». Кто нынче знает вообще, что такое Черепанова гора? А ведь это очень просто. За табло на стадионе «Олимпийский», которое напротив Бессарабских ворот, находится возвышение, которое как раз и называется Черепановой горой.
Здесь сам научился метать молот на третий разряд, здесь на моих глазах росли и выходили на олимпийские вершины Георгий Дыбенко, Александр Канаки, Дмитрий Егоров, Николай Редькин и множество других знаменитых и безвестных «молотошников». Молот — это условное название ядра, прицепленного к стальному тросу с треугольной несгибаемой ручкой. Длина молота от нижней части ядра до ручки составляет четыре фута, которые в мои годы трактовались, как 122 см, а теперь при той же длине в футах переводятся, как не более чем 1215 миллиметров. Стоит ли этому удивляться, если федерация футбола трактует высоту футбольных ворот как 2 метра 44 см, а федерация волейбола те же восемь футов переводит, как 2,43 м?
Очень важно знать, что при вращении молота развивается чудовищная центробежная сила и каждый лишний сантиметр длины дает прибавку в результате не меньше метра. Поэтому все стараются любыми, в том числе не самыми честными способами, молот удлинить.
В пятидесятые годы ядро делали из бронзы, наливали туда ртути, кажется, только до золота дело не дошло. В те времена мечтой каждого был результат 60 метров, которого впервые достиг на ХV Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году венгр Йожеф Чермак. Тогда стандартными были три поворота, но уже появился ленинградец Александр Шехтель, разрабатывающий возможность четырех и пяти поворотов, и не очень сильный метатель, москвич Владимир Гарин, использовавший практически четыре поворота первым в мире, а также львовянин Евгений Сюч, тоже делавший более трех поворотов.
Сейчас четыре поворота — обычная техника всех сильнейших метателей, но недостижимый пока мировой рекорд 86 метров 74 см установил в августе 1986 года в Штутгарте бывший киевлянин, ученик Анатолия Бондарчука, переехавший в Москву, а потом вообще в Берлин и Париж, Юрий Седых. Он стал двукратным олимпийским чемпионом и только бойкот советским правительством Олимпиады 1984 года в Лос-Анджелесе лишил его третьей золотой медали.
А метание молота даже без Седых и профессора Бондарчука осталось одним из козырных видов украинской легкой атлетики. Сейчас в Сидней прибыли три наших богатыря-молотошника. Это призер Атланты Александр Крикун и четвертый в 1996 году Андрей Скварук. Оба они делают четыре поворота, оба имеют результаты за 80 метров, являющиеся ныне мерилом мирового класса метателя. С ними едет Владислав Пискунов, молодой талант, ухитряющийся делать в круге целых пять поворотов и, пожалуй, на данный момент самый перспективный среди них.
Беда только в том, что в мире за восемьдесят метров сегодня, в 2000 году, умеют метнуть этот тяжелый и опасный снаряд 18 человек. Кроме уже названной нашей тройки, это француз Жилль Дюпре, венгр Тибор Гешек, еще один француз Кристоф Ипалле, россиянин Василий Сидоренко, которому 39 лет, белорусские спортсмены Вадим Девятовский и Игорь Астапкович, американец Ланс Дил, чех Владимир Малька и даже японец Койи Мурофуши. Победить, быть призером, может любой из них, а также кто-то из еще не названных спортсменов.
Разумеется, мы желаем успеха нашим атлетам. Хорошо бы увидеть их всех обнявшихся на пьедестале почета! Счастья вам, ребята!