UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДЛЯ КОГО И ВОДОПРОВОД — ДИКОВИНКА

Процесс «проедания» семейного бюджета, который наблюдается на протяжении довольно длительного п...

Автор: Татьяна Галковская

Процесс «проедания» семейного бюджета, который наблюдается на протяжении довольно длительного периода времени, является одним из наиболее опасных признаков снижения уровня жизни населения, — говорится в опубликованном на днях национальном докладе «О положении семей в Украине» по итогам 2000 года. Как отмечается дальше, наименее обеспеченные семьи практически все средства тратят на питание, удовлетворяя при этом свои потребности в лучшем случае на уровне физиологических норм.

Средняя украинская семья оставляет в продуктовых магазинах и на базарах 64,9% своих доходов. Траты на хлеб превышают общие траты на непродовольственные товары, включая как товары ежедневного спроса, так и одежду, обувь и бытовое оборудование. Средняя украинская семья выделяет на непродовольственные товары около 21 грн. в месяц на человека, в то время как на хлеб — 22,5 грн.

Энергетическая ценность питания почти 30% населения не достигает принятых мировых стандартов ВОЗ (2100 ккал — это при рациональном питании), а 36% — нормативов Минздрава Украины. При этом о рациональности питания не задумываются не только бедные семьи, но и более-менее обеспеченные. Анализ рациона питания населения показал, что с повышением благосостояния увеличивается потребление все того же хлеба, хлебопродуктов и картофеля, а не более полезных овощей, фруктов и соков.

Часть трат на услуги сократилась более чем на 2%. При этом самыми весомыми остаются траты на жилищно-коммунальные услуги — 6,9% от общих расходов. Несколько меньшими были траты на транспорт — 1,6% общих расходов, услуги связи — 1,4%, на медицинские услуги и оздоровление — 1,8%. Меньше всего расходует население на услуги образования и воспитания — 0,9% общих расходов, бытовые услуги — 0,9%, а также культуру и спорт — 0,1%.

Если говорить о наличии в отечественных семьях бытовых товаров длительного потребления, то картина складывается следующая. Оказывается, для многих семей недостижимой роскошью являются даже такие привычные предметы, как холодильник или телефон. Последний имеется лишь у 42,9% семей, а первый — почти у 90%. Стиральные машины есть у 71,7% семей, цветные телевизоры — у 65,9%. 24 семьи из 100 имеют автомобиль, 7 из 100 — видеокамеру, а 5 из 1000 — спутниковую антенну.

По расчетам специалистов, большинство украинского населения проживает и в значительно меньшем по площади и менее комфортабельном жилье, нежели в развитых странах. Так, в европейских странах на каждого жителя приходится 25 кв.м общей площади, в США — 30 кв.м. В Украине же насчитывается 116 тыс. коммунальных квартир, в которых проживает по 2—3 семьи, не связанные родственными отношениями.

Оставляет желать лучшего и наличие современных удобств в большинстве квартир и частных домов. В сельской местности лишь 24,8% семей проживают в домах с водоснабжением, в том числе всего 0,6% имеют горячую воду или газовую колонку; канализацией оборудованы только 19% домов. Каменный век!

Между тем, в тех же США люди давным-давно не тратят по 70—80% семейного бюджета на питание. Самая большая сумма семейного бюджета американской хозяйки — около 40% — уходит на жилье, в том числе на его покупку, аренду или страховку. Отопление, снабжение газом и электроэнергией, водопровод, канализация и уборка мусора обходятся в 5%. Еще 4,8% американцы выкладывают за уют — от мебели и занавесочек на окнах до домашнего инструмента и ремонта.

Много уходит на транспорт — 17,6% всех затрат. Однако если у нас в понятие «транспорт» входит стоимость проезда на метро или автобусе до работы и обратно, то у американцев — аренда и страховка автомашин, покупка запчастей и бензина, а также ремонт и прочие «прелести», связанные с содержанием личного авто.

На еду и питье, включая алкогольные напитки, американцы выделяют всего около 17%. Еще где-то 5% уходит на медицинские услуги, причем лишь те, которые оплачиваются из собственного кармана.

На возможность отдохнуть и потешить домашних любимцев приходится еще 6%. Столько же на образование и связь, в том числе сотовую. Чуть меньше 5% «съедают» одежда, обувь и украшения. Но и после всего у американцев остается в карманах около 4% «на прочие расходы».