UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДЛЯ ЧЕГО УКРАИНЦАМ ПРЕСС-РЕЛИЗЫ

В январе я посетил несколько мероприятий, посвященных интересным личностям украинской истории. О...

Автор: Артем Коваленко

В январе я посетил несколько мероприятий, посвященных интересным личностям украинской истории. От каждого из них осталось чувство полного разочарования, которое стимулировало желание взять в руки клавиатуру и облечь мысли в электронный вид документа Microsoft Word. Отмечу, все нижеследующее — мое личное мнение, прежде всего как человека, который посетил мероприятия по собственному желанию во внерабочее время.

Закон Гиппократа

«Не навреди!» — говорил грек своим ученикам. Именно поэтому в медицине так остро стоит вопрос профессиональной подготовки. Ведь от этого зависит будущее конкретного человека.

Об этом я думал, сидя в конференц-зале дома Союза писателей на Банковой. В его стенах «Просвіта» должна была начать «круглый стол» памяти митрополита Иллариона (Ивана Огиенко). Митрополит (он же первый ректор Каменец-Подольского университета в 1918 году, министр образования УНР) сделал нашу культуру старше на столетие, сохранив языческие мифы. Это титаническая фигура, и поэтому я ждал от мероприятия чего-то захватывающего. Темпераментной дискуссии профессоров-литературоведов, например.

На это надеялись и приглашенные докладчики. Но их, а также прессу, ждал сюрприз. Вместо дискуссии в доме на Банковой провели классный час для учеников ПТУ. Журналисты, а их собралось немало, были шокированы. На внеклассные часы, замаскированные под научные «круглые столы», их, очевидно, еще не приглашали.

Не теряя надежды разобраться, в чем же дело, одна из журналисток попросила пресс-релиз. В ответ модератор (не побоюсь этого громкого слова) произнес пространную речь. Г-жа репортер, поняв, что релиза просто нет, начала нервничать. Раздражительность распространилась на всех присутствующих. Журналисты поочередно уточняли фамилии участников, переписывали их друг у друга. Как следствие, большинство представителей четвертой власти оставили «круглый стол» через десять минут, так и не услышав о мифологических изысканиях Огиенко. Кстати, о них никто и не упомянул. Зато господин модератор утешил присутствующих своим собственным стишком об оболтусах.

Естественно, должного освещения в широкой прессе фигура митрополита Иллариона не получила. Что касается меня, то репортажа я так и не сделал. Во-первых, Огиенко заслуживает более весомого и качественного повода. Во-вторых, есть такое понятие, как формат СМИ.

Для журналиста все мероприятия — это прежде всего работа. Причем в течение дня таких событий может быть несколько, и перемещаются журналисты, главным образом, на своих двоих. Поэтому следовало отнестись к ним с элементарной вежливостью.

Я не знаю, обеспечены ли общества, считающие себя знаменем украинского национально-культурного развития, компьютерами. Но правила хорошего тона требуют наличия пресс-релиза. Это словно привычка чистить зубы утром и вечером. Если их не чистить, то количество людей, желающих с тобой побеседовать, резко уменьшается. Наконец, раздаточный материал и является проявлением уважения к людям, которые будут рассказывать о мероприятии. Наличие материалов означает, что организаторы действительно готовились к событию. Пресс-релиз позволяет избежать двусмысленности, ошибок в фамилиях. Как говаривал мой товарищ-политолог, событие, о котором не известили «иерихонские трубы» телевидения и радио, не состоялось.

То есть пресс-релиз — это способ повлиять на конечный вид сообщения о себе. И если общества пренебрегают элементарными требованиями к подготовке, я спрашиваю: неужели им безразлично, как будут говорить об украинской культуре?

Эпоха художественной самодеятельности приближается в Украине к своему логическому завершению. Сейчас сложились условия, когда сотни людей, учреждений, предприятий ежедневно конкурируют между собой за теле- или радиоэфир, газетную площадь. Непрофессиональная подача материала (то ли о Тарасе Григорьевиче, то ли о Богдане Михайловиче) в глазах потребителей дискредитирует уже не «модераторов», а саму культуру, язык, историю.

Как гора родила мышь, или «Грабли бродят по Европе»

Другой случай. Энтузиасты устроили пресс-конференцию, где рассказали о поисках настоящего места погребения Богдана Хмельницкого. Я немного разбираюсь в истории и могу сказать, что они удачно интерпретировали факты. Здесь и разведка, и шпионы, и подкоп под саркофаг гетмана, и пещеры Черкасщины, и карты с загадочными знаками. Детектив! Голливудский блокбастер! Тема очень выгодная, и перспективна для пропаганды национальной культуры и истории. Следовательно, здесь есть интрига, а также «популярные», известные рядовым гражданам фамилии.

Но снова те же грабли. Отсутствие релиза сразу поставило на дыбы наиболее агрессивную часть журналистов. Их не интересовали старинные портреты, намекающие на место погребения Богдана Великого. Зато они долго переспрашивали фамилии и даты, чем сбивали с толку и без того робеющих энтузиастов. Короче говоря, хорошо это или плохо, но журналисты работали в своем формате, требующем определенного стиля работы. Организаторы этого не учли. Информационный повод вновь не удался.

Сделаем лирическое отступление. Представьте себе ситуацию, что на одной улице одновременно происходит концерт «Тату» и выставка «Клейноды Богдана Хмельницкого». Билеты на концерт — от 20 грн. и выше. Билеты на выставку — от 1 до 5 гривен, студентам скидки, ученикам школ бесплатно. Думаю, со мной согласятся все, если скажу, что наибольшее количество посетителей соберут российские девочки. Причем возрастной состав будет одинаковым: посмотреть на слюнявящих друг дружку девушек придут и их ровесники, и зажиточные дяди-тети.

Дело, видимо, здесь не в деньгах. Это как в анекдоте о мыши и крысе. Последняя спрашивает коллегу: «Мы с тобой похожи, одинаково вредим людям, но они тебя еще терпят, а меня всячески преследуют. В чем дело?». На что мышь ответила: «Раскрутка (promotion) у тебя не та».

Действительно, у нас не тратят силы, чтобы «по пальцам» объяснить людям, в чем преимущества украинского: истории, культуры, языка, отечественного производителя, системы образования и т.п. Нет рекламы, которая вызывала бы, творила моду. Когда наши исторические сокровища, культура, язык станут модными, тогда все больше людей отдадут им предпочтение. А будут люди — будут деньги, жаловаться на нехватку которых у нас стало такой же традицией, как на Рождество колядовать.

В случае с «Тату» главным фактором успеха были не вложенные средства, а сама идея такого проекта. Придумать его не менее сложно, чем собственноручно построить часовню на Монашей горе в Каневе.

Для начала люди, взвалившие на себя тяжкий крест украинского нациесозидания, должны понять (а большинству из них нужно поверить), что Огиенко или Хмельницкий на самом деле могут интересовать людей. Интересовать не потому что гении, вожди, светочи, источники духа. А потому что прикольные, симпатичные, привлекательные, модные.

Если в процессе популяризации акценты сместятся на такие моменты, как интерес или доступность, то сразу возникнет вопрос — ЧЕМ именно они должны заинтересовать. Тогда организаторы будут вынуждены оттенить наиболее выигрышные моменты, которые и создадут спрос на нашу культуру, язык, историю.

Я не призываю выискивать в жизни гетманов интимные подробности и, спекулируя этим, зарабатывать деньги. Мол, современных людей, кроме насилия и секса, ничего не интересует. Такой подход изначально ошибочен. Вульгаризировать — проще всего. А как нужно? Ответ на этот вопрос дают солидные науки: маркетинг, менеджмент, связи с общественностью, социология, психология и т.п.

Когда я объяснял это реальным людям, то всегда слышал: нет денег, во-первых, а во-вторых, нас этому не учили. По поводу первого я уже высказался выше, а что касается второго... Ну, что ж. Думайте, братья мои, читайте, следуйте совету классика и чужому учиться, и своего не чураться...