...скоро появятся. Движущиеся, огнедышащие, самые что ни на есть «живые». Именно таким видит обитателей будущего Динолэнда, парка фееричных аттракционов, председатель Бахчисарайского райсовета Александр Таряник.
Что ж, таких туристически (читай — и коммерчески) ориентированных рептилий, не только возглавляемый Александром Ивановичем район, но и вся АРК давно заждались. Вот только добродушные и артистичные диплодоки при всем желании вряд ли смогут противостоять громадной армии тиранозавров крымских проблем, чей приплод в этом году побил все рекорды...
Первый тревожный звоночек прозвучал еще весной: на майские праздники 2006-го по сравнению с маем 2005-го в Крым приехало вдвое (!) меньше туристов. По мнению исполнительного директора Крымской ассоциации турагентств Ирины Чухловой, главная причина игнорирования отдыха на полуострове в этот период — холодная погода. Плюс существенное уменьшение количества россиян, отдавших предпочтение курортам Болгарии и Турции.
О россиянах разговор особый. Ни для кого не секрет, что они в Крыму — самые желанные гости. Причина столь теплого отношения к северным соседям очень проста. Граждане РФ являются не только одним из самых многочисленных контингентов отдыхающих в АРК — именно они самые платежеспособные туристы. Не открою Америку и сообщив, что уже не первый год российские СМИ четко и слаженно отрабатывают полученную «сверху» установку: любыми способами «мочить» крымские курорты. Цель кампании также весьма тривиальна — сделать все возможное, чтобы переориентировать своих сограждан, традиционно предпочитающих проводить отпуск в Крыму, на отдых на курортах Краснодарского края.
Но вернемся к хронологии событий. Вслед за провальными майскими праздниками — пресловутая феодосийская история. Вот тут уж российские газеты и телеканалы разгулялись: «События в Крыму отпугивают потенциальных отдыхающих», «Ведущие российские туроператоры считают отдых в Крыму небезопасным», «В РФ участились случаи отказа от крымских путевок», «Россияне боятся ехать в Крым»...
Как бы скептично ты ни относился к пропаганде, если она массированная и хорошо спланированная, она не может не возыметь должного действия. Россияне это прекрасно понимают. И, как показывает практика, используют на полную катушку. Наши же чиновники почему-то не только на грамотную рекламную кампанию курортно-туристического Крыма до сих пор не сподобились (а ведь ситуация стала угрожающей не вчера!). Мы даже на ушаты вылитой дезинформации реагируем... гордым молчанием.
Много вы слышали, видели и читали интервью украинских «главных туристов», где те рвут на себе рубашку, доказывая, как хорошо и безопасно отдыхать в Крыму? Со знанием дела рекламируют уникальный климат и великолепную природу АРК? Рассказывают о новых экскурсиях, маршрутах и других туристических завлекалочках?.. Почему оперативно не была развернута подобная масштабная антидезинформационная работа? Ведь в данной ситуации извечная отмазка «нет денег» ну никак не катит: уверена, ни одно уважающее себя отечественное СМИ не отказало бы предоставить свои площади или эфир на такое благое дело. А то, не ровен час, и украинцы в Крым ехать побоятся...
Впрочем, «почемукать» можно до бесконечности. Начиная от «Почему в Крыму земля возле моря «зарастает» исключительно мертвыми, с точки зрения экономических интересов страны, виллами и коттеджами?» и заканчивая «Почему мы до сих не разработали и не утвердили нормальные правила игры на инвестиционном поле?» Ответ на все эти вопросы, опять-таки, тривиален до безобразия: а все потому, что вышеупомянутого словосочетания «нет денег» власть имущие не понимают. Когда речь идет о собственном кармане, разумеется...
Крым же тем временем ждет гостей. Нечего скрывать: и инфраструктура тамошняя все еще хромает, и сервис пока даже не «турецкий», и цены порой неоправданно кусающиеся... Но каждый, кто хоть раз побывал здесь, не даст соврать: в Крым нельзя не влюбиться. С лету, сразу, по уши и — навсегда. И приезжая сюда снова и снова, не устаешь поражаться, сколько нового и неизведанного таит этот край!.. Например, нынешним летом все гости Крыма смогут открыть для себя абсолютно новый туристический маршрут. Он пролегает по территории всемирно известного Никитского ботанического сада и называется «мыс Мартьян».
Мыс Мартьян имеет площадь 240 га и является самым маленьким заповедником Украины. Маленьким, но, тем не менее, весьма удаленьким. Ведь именно здесь цветут 19 из 20 «прописавшихся» на территории АРК орхидей. Именно мыс Мартьян — единственное место в Украине, где естественным образом растет удивительное дерево земляничник, меняющее, как змея кожу, свою кору — с коралловой на оливковую. Только здесь можно вдоволь надышаться целебнейшим воздухом высокоможжевеловых дубовых лесов, «обитающих» в нашей стране лишь на ЮБК...
Ну, а злопыхатели... Пусть лелеют своих «динозавров». В крымском климате им все равно не выжить.
За организацию пресс-тура
по Крыму автор благодарит Министерство туризма и курортов АРК, туркомпанию
«ВОЯЖ-КИЕВ», страховую группу «ТАС» и НТО Украины