Ныне, когда украинский спорт стремительно выходит из безвестности, когда один за другим наши спортсмены и команды заставляют иностранцев внимательнее присматриваться к новой стране на востоке Европы, совсем не безразлично то, как нас там будут называть. А для того, чтобы не выглядеть в глазах просвещенного мира законченными провинциалами, мы должны разобраться c именами и названиями сами среди себя, как могли бы сказать в Одессе.
В наследство от старого режима мы получили грандиозные традиции советского спорта. Вместе с достижениями к нам перешла и бывшая символика в образе знамен, цветов, названий спортивных обществ и команд. Ясно, что кое от чего надлежало освободиться сразу, что наши спортивные руководители и сделали, не навязчиво убрав с видных мест ненужные портреты, колосья, молоты, серпы, а также изображения прочего хозяйственного реманента. В то же время необходимо было органично внести в нашу спортивную символику атрибуты новой государственности и определенным образом ее украинизировать. Здесь не обошлось без перехлестов. Если название «Динамо» не пострадало, хотя известно, что за органы это общество в свое время организовали, то другим повезло не так. Скажем, в Ивано-Франковске центральный стадион «Спартак» был несколько лет назад в едином порыве переименован в стадион «Рух». Почти одновременно началась реконструкция стадиона, которая полностью не закончена до сих пор. В результате футболисты высшей лиги вынуждены были играть на заводском стадионе со значительно меньшими размерами поля и трибун, в чем автор этих строк убедился, ведя телерепортаж с беговой дорожки. Зато дух «вражьего Спартака» был начисто изжит со спортивных арен города.
К счастью, примеров неуклюжей украинизации не так много. Тем более, что на высшем уровне понимают, что означает в международном спорте авторитет команды, не меняющей свое название каждые два-три года. В то же время на уровне, приближающемся к международному, творится что-то невообразимое. Нет, я понимаю, кто платит, тот и заказывает музыку. Но нашествие на турнирные таблицы всевозможных «импексов» ужасает точно так же, как песни уркаганов, звучащие на сцене Дворца культуры «Украина». Тем более, что эти многочисленные «импексы» периодически лопаются, как мыльные пузыри, оставляя командам право или вернуться к проверенному пятилетками «Вагоностроителю», или найти что-нибудь нетленное в окружающей топонимике, или отдаться следующему «импексу». Обидно за бурно прогрессирующую футбольную команду, которая ныне называется «ЦСКА-Борисфен». За три года команда была и «Нивой», и «Нивой-Борисфеном», и СК «Борисполем», и просто «Борисфеном», пока не обрела нынешнее название, явно не последнее. Не исключено, что этот перспективный коллектив уже следующим летом будет представлять Украину в Европе. Так давайте же определяться, господа хозяева команд! То же самое относится и к нашему баскетбольному лидеру, очередное название которого надлежит каждую осень упорно разучивать как скороговорку. И так далее, и тому подобное.
Представляется, что спортивному нашему министерству именно в этом вопросе следует власть употребить. Чтобы не страдал наш международный престиж, не седели волосы у газетных корректоров, не ломали языки болельщики-одиночки, чудом сохранившиеся на трибунах. Ну как рядовому белоцерковцу кричать на футболе: «Вперед «Рось-Трансимпекс!» или употребить трехбуквенную аббревиатуру? Есть опасения, что он употребит не ту и не пойдет больше на стадион.