UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДИАЛОГ НЕ СОСТОЯЛСЯ

Цикл лекций «Два народа — две религии», посвященный 60-летней годовщине трагедии Бабьего Яра и про...

Автор: Елена Раскина

Цикл лекций «Два народа — две религии», посвященный 60-летней годовщине трагедии Бабьего Яра и проходивший в Доме кино под патронатом Института иудео-христианских отношений и правительственного комитета по делам религий, рекламировался и пропагандировался как межконфессиональный диалог. Но диалог, увы, не состоялся. Были лекции докторанта Объединенного еврейского университета Александра Болотникова, довольно толковые, но с маловыразительным обрамлением в духе баптистских собраний: с хоровым пением, раздачей призов — Библий и Библейских энциклопедий — и ведущим, нудно заигрывавшим с публикой. Тем не менее зал Дома кино постоянно был переполнен, что объясняется парадоксальным фактом: несмотря на то, что Украина — древнейшее христианское государство, после семидесяти лет советского атеизма мы опустились до уровня дикой языческой страны, готовой носить на руках миссионеров любого толка. Александр Болотников, конечно, не худший из них, но, как мне кажется, и не лучший. Не лучший потому, что главная цель лекций — межконфессиональный диалог, увы, не реализовалась.

Когда в начале века Дмитрий Сергеевич Мережковский замыслил диалог интеллигенции и церкви, он пригласил на свои религиозно-философские собрания и ту и другую стороны, в результате чего эстеты и интеллектуалы получили редкую возможность подискутировать с православными иерархами. На лекциях в Доме кино представителей православной церкви не было, но их, правда, и не ожидали. Пусть так, но тогда возможность межконфессионального диалога — и не в принципе, а в нынешних украинских условиях — должна быть подробно освещена в лекциях, но и этого сделано не было. О возможностях иудео-христианского диалога говорилось скорее в историческом аспекте, нынешние украинские реалии затрагивались мало, зато приводилась общеизвестная истина — Бог един для представителей всех конфессий, и поэтому ссориться не следует.

Конечно, никто и не думал с этим спорить, но хотелось бы поговорить о возможностях иудео-христианского диалога конкретнее, например, о деятельности организации «Евреи за Иисуса» и других ей подобных. Конечно, на синкретических основаниях можно объединить не только иудаизм и христианство, в частности — православие, а вообще все существующие религии, но на лекциях хотелось бы услышать не о синкретизме, а о перспективах иудео-христианских отношений.

Мероприятие под названием «Два народа — две религии» напоминало скорее коллективные занятия по изучению Библии, с вопросами из зала и пением псалмов. Конечно, подобные занятия — не без пользы, но при таком раскладе назвать их нужно было по-другому, по крайней мере не «Два народа — две религии». «Это ведь Общество православных евреев организовало?» — спросил у меня один из собравшихся. Известие о том, что организатор — Институт иудео-христианских отношений, — его заметно разочаровало, поскольку слушатель надеялся, что на лекциях пойдет разговор о православных евреях и евреях-христианах.

Тем не менее, на интернетовских сайтах цикл лекций Александра Болотникова вызвал истерический всплеск эмоций. Заговорили о том, что в лекциях звучит призыв отвергнуть Христа и вернуться к Ветхому Завету, о происках американских сектантов, о том, что православной Украине и без того нанесен урон приездом понтифика, а тут еще эти лекции с иудаистской закваской и т.д. и т.п. Конечно, если такие реплики будут множиться, мероприятие в Доме кино приобретет скандальную ауру, во многом спровоцированную тем, что название курса лекций мало соответствует его содержанию. А ведь перед нами обычные библейские популяризаторские занятия, правда, прочитанные специалистом в области иудаики. Ни скандальных, ни супероригинальных моментов в них нет. Ну собираются люди, ну Библию изучают, ну реклама перестаралась — что же тут необычного?!

Что и говорить, читает лекции специалист в области ближневосточных исследований и иудаики, поэтому иудаистский перекос неизбежен. Понятно, что если бы на сцене Дома кино подвизался православный богослов, он бы сконцентрировался на православном пути и не стал бы подробно анализировать путь иудаистский. Вероятно, для прекращения интернетовской истерии в Дом кино следовало бы пригласить двух лекторов — от православия и от иудаизма. Тогда и овцы были бы сыты, и волки целы. А заодно состоялся бы мирный межконфессиональный диалог, которого нам так недостает.